Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах как способ повышения мотивации в процессе обучения

   Салина Елена  Витальевна,
учитель французского языка
ГБОУ №133 Санкт-Петербурга

 В статье рассматриваются особенности реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования при организации проектной деятельности в разновозрастных группах. Тема является актуальной, так как в связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начального и основного общего образования возрастает важность использования методов, технологий, которые обеспечивают формирование метапредметных и личностных результатов учащихся.

 

Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах как способ повышения мотивации в процессе обучения

 

Мотивация к изучению иностранного языка играет исключительно важную роль для успешного овладения им. Мотивы к изучению иностранного языка у учащихся младших классов неадекватны тем, которыми руководствуются старшеклассники. Для учащихся старшего этапа обучения важную роль играет как общесоциальный, так и личностный характер мотивации. При этом общесоциальная мотивация, как правило, бывает более высокой, чем личностная. Большая часть детей понимает, что иностранный язык расширяет кругозор, обогащает духовно. Однако далеко не каждый убежден, что иностранный язык понадобится ему в будущем и учителю очень трудно доказать обратное. Кроме того, сам язык, изучаемый школьниками, имеет разную степень мотивационного воздействия.

Трудно также пробудить положительные эмоции у учащихся, изучавших иностранный язык в течении ряда лет и слабо владеющих им. У такой категории школьников теряется вера в возможность выучить его. Но опыт работы убеждает, что низкая мотивация или полное ее отсутствие не являются чем-то постоянным, незыблемым. Мотивацию можно создать. Так называемая ближняя мотивация возникает в том случае, если особенно тщательно готовиться к занятиям, учитывать индивидуальные особенности учащихся, уровень его подготовки по языку, интересы, склонности. Ученики не остаются равнодушными к нестандартным формам проведения урока, когда широко используются упражнения с элементами занимательности, задания проблемного характера, требующие быстрой реакции, активности, работы мысли.

Вовлекая учащихся в кружковую работу по предмету, приобщая к изготовлению пособий, которые будут использоваться на уроке, организуя вечера по предмету, олимпиады, а особенно работу над проектом, учитель создает условия для возникновения мотивации как у младших школьников, так и у старшеклассников. При этом для учащихся младших классов одним из условий ее возникновения является соответствие содержания изучаемого материала их интересам.

В связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начального и основного общего образования возрастает важность использования методов, технологий, педагогических средств, которые обеспечивают формирование метапредметных и личностных результатов учащихся. В ФГОС особо подчеркивается необходимость использования проблемных, исследовательских методов проектной деятельности учащихся.

Формирование универсальных учебных действий, в частности, умений самостоятельно доставать знания, применять их осознанно в практической деятельности, готовности находить решение учебных и социальных проблем, потребности и способности к саморазвитию, успешнее всего осуществляется в процессе проектной деятельности школьников. Использование проектной деятельности позволяет разнообразить жизнь детей, расширить и обогатить их социальный опыт. Проектная деятельность дает возможность проявить себя в общем деле, объединится, договориться о единстве действий. При создании ситуации совместного поиска стимулируется активность детей и учителей.

Знание личностных особенностей, бытовых условий жизни друг друга, отношений в семьях способствует установлению доброжелательных отношений между школьниками, педагогами, родителями, формированию благоприятной образовательной атмосферы взаимной поддержки. Проектная деятельность стимулирует взаимодействие детей разного возраста, создаются разновозрастные группы, в которых более эффективно осуществляются процесс формирования универсальных учебных действий, развитие личностных качеств детей, отношений меду школьниками, создание более комфортной для ребенка среды.

Работой над проектом осуществляется индивидуальный подход к учащимся, так как в каждом коллективе есть ученики с разными способностями. Успешность проектной деятельности базируется на знании возможностей каждого ребенка, умении подсказать ученику и привести его к принятию собственного решения. Хорошо подготовленные ученики могут выполнить более глубокие исследования, предложить больше различных идей. Менее способным детям требуется больше поддержки при меньшей требовательности к результатам со стороны учителя. Такие дети могут проводить меньше исследований, выбирать из меньшего количества идей и изготавливать несложный конечный продукт. У каждого учащегося может быть свой запланированный конечный результат.

Выполнить проект – это не только собрать материал, необходимую информацию по теме, но и применить знания на практике, например, провести экскурсию, оформить альбом, озвучить фильм, организовать встречи с интересными людьми, подготовиться к конференции. Условия успешной проектной деятельности:

- дети находятся в центре образовательного и воспитательного процесса: строят образовательную, общественную и личную деятельность в соответствии со своими интересами и увлечениями

Проект имеет четкие цели и конкретные планируемые результаты:

  • учащиеся включаются в разнообразные виды деятельности (целеполагание, исследование, проектирование);
  • дети участвуют в различных видах оценивания на всех этапах проектной деятельности;
  • проекты имеют связь с реальным миром, развивают социальные связи детей с окружающим миром, со сверстниками, старшими и младшими, новыми людьми;
  • дети представляют свои достижения через конечный продукт исследования;
  • оптимально используются информационные технологии;
  • у детей развиваются универсальные учебные действия;
  • применяются разнообразные образовательные средства, обеспечивающие поддержку разных стилей восприятия и работы с информацией.

Работая над проектом, учащийся может выстраивать свой собственный маршрут и вступать во взаимодействие с разными учениками в зависимости от ситуации.

            Учащиеся повышают мотивацию и за счет возникновения соревнования, сравнения результатов между микрогруппами и учащимися. Для повышения мотивации и изучению иностранного языка, успешной социализации ребенку важно приобретать опыт участия в индивидуальных и групповых проектах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

  1. Поливанова Н.К. «Проектная деятельность школьников». Москва, «Просвещение», 2011 г.
  2. Григорьев Д.В., Степанов П.В. «Внеурочная деятельность школьников». Москва, «Просвещение», 2011 г.
  3. Воронцов А.Б. «Проектные задачи в начальной школе». Москва, «Просвещение», 2011 г.
  4. Шумакова Н.Б., Авдеева Н.И., Климанова Е.В. «Развитие исследовательских умений младших школьников». Москва, «Просвещение», 2011 г.
  5. Криволапова Н.А. «Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы». Москва, «Просвещение», 2011 г.
  6. Данилюк А.Я., Логинова А.А. «Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования». Москва, «Просвещение», 2011 г.

 

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»