Проектно-исследовательская работа по литературе
Летопись Победы
Хальяс В., Голумбевский Е., Дранишников Ю.,
Ломовцева В., ученики 8 кл
Научный руководитель:
Бунькова Юлия Викторовна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ школы №561 Санкт-Петербурга
Оглавление
Введение
Глава 1. Из истории Древнерусской литературы.
Глава 2. Летопись. Понятие. Летописание в Древней Руси.
Глава 3. Летописец Нестор.
Глава 4. Героическая летопись русского народа. Великая Отечественная война.
Заключение.
Список литературы.
Приложение.
Введение.
Для исследовательской работы мы выбрали тему «Летопись Победы», так как этот материал представляет информационную ценность для учащихся, учителей и других людей, которые интересуются родной историей и литературой. В нашей работе рассказано об истоках русской литературы и богатейшем источнике знаний по истории России – древнерусской литературе, о древнейшем из дошедших до нас древнерусском летописном памятнике «Повесть временных лет», о самом известном летописце Несторе. В год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, говоря о прошлом нашей страны, об истории литературы, мы не могли не приоткрыть эту страницу героического прошлого нашей Родины. И так как для любого человека Родина начинается с семьи, мы рассказали о своих родных.
Актуальность(значимость) данной темы.
Память сохраняет человеческое достоинство, помогает человеку видеть смысл своей жизни, через изучение истории литературы, семьи воспитывает чувство уважения и патриотизма, формирует гражданскую позицию.
Данная тема значима в любое время, но на непростых этапах истории, в период сложностей и социальных проблем, особенно актуальна.
Толчком к выбору темы работы послужила знаменательная дата – 70-летие Великой Победы.
Предмет исследования.
Древнерусская литература, летопись как её жанр, история семьи: родные в годы Великой Отечественной войны.
Цель исследования.
Формирование активной гражданской позиции, воспитание чувства патриотизма через изучение литературы, истории своей семьи.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Собрать материал по теме: опросить родных, собрать и отсканировать
документы и фотографии.
3. Оформить результаты.
Методы исследования:
1. Изучение специальной литературы.
2. Сбор информации, её обработка.
3. Обобщение и систематизация материала по данной теме.
Глава 1. Из истории Древнерусской литературы.
Древнерусская литература – это множество произведений, написанных в XI– XVIIвеках. Её начало связано с принятием христианства на Руси, с церковным богослужением и проповедничеством и относится к концу Xвека. Древняя Русь через посредство Болгарии, откуда по преимуществу шли книги, приобщилась к высокоразвитой византийской литературе и литературе южных славян.
Византией историки называют Восточную Римскую империю, которая просуществовала на 1000 лет дольше, чем Западная. Её столицей был Константинополь, который русские называли Царьградом (после захвата в 1453 году турками этот город получил название Стамбул). Византийцы вели активную проповедь христианства среди соседних народов, в кругу которых были и славянские – болгары и сербы.
Во второй половине IXвека византийские миссионеры*, братья Константин и Мефодий были посланы проповедовать христианство в далёкую Моравию (на территории современной чешской республики). Поскольку местный славянский князь хотел, чтобы проповедь велась на языке, понятном его народу, братья позаботились о переводе с греческого языка на славянский ряда богослужебных текстов. Для записи своих переводов Константини разработал особую азбуку, основные принципы которой легли позднее в основу алфавитов, которые по сей день используются сербыми, болгарами и восточными славянами. Этот алфавит был назван в честь своего создателя, а поскольку Константин перед смертью принял монашество и получил новое имя Кирилл, то и названием алфавита стало слово «кириллица». Приложение 1.
Работая над своими переводами, братья заложили основы первого славянского литературного языка, ставшего на долгое время единым книжным языком всех южных и восточных славян. В средние века этот язык называли просто «славянским», современные учёные называют его старославянским. Он оставался основным языком русской литературы до XVII - XVIIIвеков, оказал огромное влияние на формирование того русского литературного языка, на котором говорим мы с вами. В несколько преображённом виде он до сих пор остаётся богослужебным языком русской церкви. Этот язык называют церковнославянским.
В конце Xвека, при князе Владимире Святославиче, христианство пришло на Русь. Вместе с ним пришли на Русь кирилловская азбука, старославянский язык и книжная культура. Литература была делом государственным, служила интересам государства, поэтому главной её идеей была патриотическая. Литература Древней Руси не изображала частную жизнь людей, она строго придерживалась установки но правдивость изображения, отсутствие вымысла. Началась она с летописных произведений.
*Мессионер - лицо, посылаемое религиозной организацией или церковью для проповеди религии и просветительской деятельности среди населения с иным вероисповеданием.
Глава 2. Летопись. Понятие. Летописание в Древней Руси.
Ле́топись (или летописание) — это исторический жанр древнерусской литературы, представляющий собой погодовую, более или менее подробнуюзапись исторических событий. Русские летописи обычно начинались словами «Въ лѣто»+«дата», что означает сегодня «в год»+«дата», отсюда название — летопись.
В Византии аналоги летописи назывались хрониками, в Западной Европе в Средние века анналами и хрониками.
Русские летописи являются основным письменным источником по истории России допетровского времени.
Начало русского летописания относится к XI веку, когда в Киеве начали делать исторические записи, хотя летописный период начинается в них с IX века. Количество сохранившихся летописных памятников по условным оценкам составляет порядка 5000.
Летописи сохранились в большом количестве так называемых списков XIV—XVIII веков. Под списком подразумевается«переписывание» («списание») с другого источника. Списки эти по месту составления или по месту изображаемых событий делятся на разряды (первоначальная киевская, новгородские, псковские и т. д.). Списки одного разряда различаются между собой не только в выражениях, но даже в подборе известий, вследствие чего списки делятся на изводы (редакции). Так, можно сказать: Летопись первоначальная южного извода (список Ипатьевский и с ним сходные), Летопись первоначальная суздальского извода (список Лаврентьевский и с ним сходные).
Такие различия в списках наводят на мысль, что летописи — это сборники, и что их первоначальные источники не дошли до нас. Мысль эта, впервые высказанная П. М. Строевым*, ныне составляет общее мнение.
Па́вел Миха́йлович Стро́ев*- (27 июля (7 августа) 1796, Москва — 5 (17) января 1876, Москва) — русский историк, археограф и библиограф, академик Санкт-петербургской академии наук.
Русские летописи сохранились во многих списках; самые древние:
· монаха Лаврентия (Лаврентьевская летопись, судя по приписке − 1377 г.)
· Ипатьевская XIV в. (по названию Ипатьевского монастыря под Костромой, где она хранилась);
· но в основе их более древний свод начала XII века.Свод этот, известный под именем «Повести временных лет» является первой Киевской летописью.
Летописи велись во многих городах. Новгородские отличаются сжатостью слога. Псковские — живо изображают общественную жизнь, южнорусские — литературные, местами поэтичны.
Летописные своды составлялись и в московскую эпоху русской истории (Воскресенская и Никоновская Летопись). Так называемая «царственная книга» касается правления Ивана Грозного.
Затем Летописи получают официальный характер и понемногу обращаются частью в разрядные книги, частью в «Сказания» и записки отдельных лиц.
В XVII столетии появились и получили широкое распространение частные летописи. Среди создателей таких летописей можно назвать земского дьячка Благовещенского погоста (р. Вага) Аверкия.
Существовали и литовские (белорусские) летописи, летописи Молдавского княжества. Казацкие летописи касаются, главным образом, эпохи Богдана Хмельницкого. Летописание велось также в Сибири (Бурятские летописи, Сибирские летописи), Башкирии (Башкирское шежере).
Изготовление летописи было не только многотрудным, но и дорогим делом. До появления бумаги летописи писали на пергаменте – специально выделанной тонкой коже. Листы нередко украшались затейливыми в ставками и миниатюрами.
Приложение 2.
Летопись объединяет самые разные материалы: рассказы из библейской истории, этнографические сведения о древних славянах, устные легенды о первых князьях Древней Руси, юридические документы (уникальные тексты договоров Руси с Византией), политические повести о княжеских междоусобицах, осуждавшие распри, церковные поучения, житийные сочинения и пр.
Всё это читается как единое повествование, яркое и искусно сжатое опытным книжником.
Герои летописи– князья, иерархи* Церкви или «иерархи духа», герои, выдающиеся храбрецы или святые.
«Мы должны быть благодарными сыновьям нашей великой матери – Древней Руси. Прошлое должно служить современности»
Д.С.Лихачёв** «Земля родная».
Иерарх* - один из высших чинов Церкви.
Дми́трий Серге́евич Лихачёв**- (28 ноября 1906 года, Санкт-Петербург, Российская империя — 30 сентября 1999 года, Санкт-Петербург, Российская Федерация) — советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, академик РАН.
Глава 3. Летописец Нестор.
Первым летописцем на Руси считается монах Киево-Печерскойлавры Никон, которого называли Великим.
В начале XII века монах того же монастыря Нестор составил «Повесть временных лет» (то есть «повествование о прошедших годах»). Она является древнейшим из дошедших до нас древнерусских летописных памятников, общим литературным наследием народов России, Украины и Белоруссии.
«Повесть временных лет» - исторический источник и литературный памятник.
Нестору «Повесть временных лет» обязана своим широким историческим кругозором, введением в летопись фактов всемирной истории, на фоне которых развертывается история славян, а далее - история Руси. Благодаря государственному взгляду, широте кругозора и литературному таланту Нестора «Повесть временных лет» явилась «не просто собранием фактов русской, истории и не просто историко-публицистическим сочинением, связанным с насущными, но преходящими задачами русской действительности, а цельной, литературно изложенной историей Руси», - отмечает Д. С. Лихачев.
«Повесть временных лет» стала источником вдохновения для многих писателей. Наиболее знаменитым из таких обращений к Несторовой летописи стала пушкинская «Песнь о вещем Олеге».
Преподобный Нестор Летописец родился в 50-х годах ХI века в Киеве. Юношей он пришел к преподобному Феодосию и стал послушником. В монастыре преподобный Нестор нес послушание летописца.
Наделенный талантом от Бога быть внимательным и вдумчивым слушателем, Нестор с годами развивает свой талант. «Одаренный умом любопытным, – писал историк Н.М. Карамзин о преподобном Несторе-летописце, – слушал со вниманием изустные предания древности, народные исторические сказки; видел памятники, могилы князей; беседовал с вельможами, старцами Киевскими, путешественниками, жителями иных областей Российских; читал Византийские хроники, записки церковные и сделался первым летописцем Отечества». Под его пером оживали картины героического прошлого нашего Отечества. Он открыл перед нами завесу времени, чтобы мы могли окунуться в историческое прошлое своей Родины, знать, «…откуду есть пошла Русская земля». Об основании Киева-града, правлении князя Владимира, крестившего Русь, и княгини Ольги, о первых страстотерпцах Борисе и Глебе, сыновьях князя Владимира, невинно убиенных, о великих киевских князьях Игоре и Святославе, о сражениях и испытаниях, выпавших на долю Киевской Руси, и о многом другом рассказывает летописец в «Повести временных лет».
Нестор глубоко ценил «учение книжное», соединенное со смирением и покаянием: «Великая бывает польза от учения книжного, книги наказуют и учат нас пути к покаянию, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание. Это реки, напояющие вселенную, от которых исходит мудрость. В книгах неисчетная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами».
Преподобный Нестор скончался около 1114 года, завещав печерским инокам-летописцам продолжение своего великого труда. Его преемниками в летописании стали игумен Сильвестр, придавший современный вид "Повести временных лет", игумен Моисей Выдубицкий, продливший ее до 1200 года, наконец, игумен Лаврентий, написавший в 1377 году древнейший из дошедших до нас списков, сохранивших "Повесть" преподобного Нестора ("Лаврентьевскую летопись").
Преподобный Нестор погребен в Ближних пещерах преподобного Антония Печерского.
Есть в Государственной Третьяковской галерее удивительная картина. На ней изображен смиренный монах с мудрым, сосредоточенным лицом, в руке которого застыло перо. Это автор русских летописей, написавший историю Руси как составную часть всемирной истории, образованнейший инок-монах преподобный Нестор-летописец. В тишине монастырских келий пишет он свой главный труд – «Повесть временных лет», – ставший высочайшим творением мировой письменности. А автор знаменитой картины «Нестор-летописец» – русский художник Виктор Михайлович Васнецов.
Глядя на картину Васнецова, вспоминаются строчки из трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов», посвященные труду летописца:
Еще одно, последнее, сказанье –
И летопись окончена моя,
Исполнен долг, завещанный от Бога
Мне, грешному. Недаром многих лет
Свидетелем Господь меня поставил
И книжному искусству вразумил;
Когда-нибудь монах трудолюбивый
Найдет мой труд усердный, безымянный,
Засветит он, как я, свою лампаду –
И, пыль веков от хартий отряхнув,
Правдивые сказанья перепишет,
Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу…
Приложение 3.
Глава 4. Героическая летопись русского народа. Великая Отечественная война.
Летопись истории нашей страны немыслима без следующей страницы. Страницы, написанной человеческой кровью, нечеловеческим мужеством, волей к победе, жаждой жизни. И нет в нашем Отечестве семьи непричастной, и нет человека равнодушного, нет не знающего этих дат:
22 июня 1941 года – 9 мая 1945 года.
О Второй Мировой войне знает весь мир. Для нас, для нашей Родины это была Великая Отечественная война. Люди защищали родную землю, своё Отечество, свои семьи от фашистских захватчиков.
С каждым годом мы всё дальше и дальше уходим от военной поры, но время не имеет власти над тем, что люди пережили в эти годы. Советский солдат умел смело смотреть в глаза смертельной опасности. Нет границ величию его подвига во имя Родины, как нет границ величию трудового подвига народа. Хочется верить, что мы сумеем сохранить память об этом и передать её как Святыню нашим детям.
…Поклонимся великим тем годам,
Тем славным командирам и бойцам,
И маршалам страны, и рядовым,
Поклонимся и мёртвым, и живым -
Всем тем, которых забывать нельзя,
Поклонимся, поклонимся, друзья!
Всем миром, всем народом, всей землёй
Поклонимся за тот великий бой!
У каждого из нас есть прадеды, прабабушки (для более старшего поколения – дедушки и бабушки), которые защищали Родину. Кто-то на передовой, кто-то в тылу. Они подарили нам будущее. Я, несколько моих одноклассников и наша учительница хотим рассказать о наших родных, прошедших Великую Отечественную войну. Их имена достойны быть вписаны в героическую летопись русского народа.
Серова Валентина Викторовна(прабабушка Хальяс Валерия)
«Моя прабабушка родилась в конце 1926 г. В Ленинграде. Во время войны, весной 1942 г., она поступила работать на авиаремонтную базу Комендантского аэродрома в качестве слесаря - вооруженца. В 1943 г. Была награждена медалью «За оборону Ленинграда»
Осенью 1944 г. Поступила в Ленинградское педагогическое училище. С 1947 по 1979 гг. работала учителем начальной школы в Ждановском районе Ленинграда».
Приложение 4.
Дранишников Василий Иванович (дедушка Дранишникова Юрия)
«Мой дедушка родился в 1925 году. Он участвовал в боях с японцами на Дальнем Востоке, с 1941 по 1945 г. воевал с фашистами. Дед защищал Советский Союз, Родину – матушку. Награждён орденами и медалями.»
Приложение 5.
Лебедев Герман Сергеевич (прадедушка Голумбевского Егора)
«Мой прадедушка - гвардии полковник, в Красной Армии с 1932 года.
Принимал участие в военных действиях у озера Хосан в 1938 году.
В Великой Отечественной войне участвовал с 15 октября 1942 года.
Был начальником штаба тяжёлой пушечной артиллерии.
Награды прадедушки:
Медаль «За боевые заслуги», сентябрь 1942 г.,
Орден «Красная Звезда», январь 1942 г.,
Орден «Красное Знамя», ноябрь 1943 г.,
Медаль «За боевые заслуги», июль 1943 г.,
Орден «Красное Знамя», июль 1944 г.,
Орден «Ленина», апрель 1945 г.,
Орден «Суворова третьей степени», апрель 1945 г.,
Правительственная награда «Герой Советского Союза» , май 1946 г.»
Приложение 6.
Лебедева Надежда Дмитриевна (прабабушка Голумбевского Егора)
«Моя прабабушка - гвардии военврач. В Красной Армии с 1942 года. Воевала на Центральном и Западном фронтах.
«В проведённых боях по форсированию реки Днепр сумела организовать своевременную эвакуацию и оказание помощи раненым, чем обеспечила многим бойцам и офицерам жизнь.»
Награждена Медалью «За боевые заслуги» в ноябре 1943г.,
Орденом «Красное Знамя» в декабре 1943 г.»
Приложение 6.
Левченко Александра Николаевна (прабабушка Ломовцевой Валентины)
«Прабабушка родилась 17 апреля 1921 года, сейчас ей 93 года.
Во время Великой Отечественной войны находилась в Ленинграде. Её полк стоял на Ржевке и на Ладожском озере. Охраняла Ленинград от фашистов и защищала Дорогу Жизни».
Приложение 6.
Буньков Павел Николаевич (дедушка Буньковой Юлии Викторовны)
«Мой дедушка родился 11 декабря 1918 г. в деревне Малокрутиха Сузунского района, Новосибирской области).После смерти отца семья переехала в Азербайджан, где служил старший брат.
В 1937 г. был призван в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Участвовал в войне с белофиннами в 1940 г. и Великой Отечественной войне с 1941 г. по 1945 г. Начал войну в Белоруссии, а закончил в Берлине, освобождал Прагу. Ушел рядовым, закончил артиллерийские курсы младшего командного состава. Воевал в должности командира орудия, командира батареи, командира дивизиона под командованием маршала Конева.
Награжден орденом Красной Звезды, Отечественной войны 1-ой степени, медалью За боевые заслуги, медалями за взятие Берлина и Праги.
До 1947 г. продолжал службу в Германии. В 1948 г. по болезни был комиссован из рядов вооруженных сил».
Приложение 7.
Заключение
В начале исследовательской работы мы поставили цель: формирование активной гражданской позиции, воспитание чувства патриотизма через изучение литературы, истории своей семьи.
В ходе работы мы обратились к Древнерусской литературе, к такому её жанру, как летописи, которые рассказывают о прошлом, об истории нашей страны, о людях, которые совершали подвиги во имя своего Отечества.
Д.С. Лихачёв сказал: «Мы должны быть благодарными сыновьям нашей великой матери – Древней Руси. Прошлое должно служить современности!»
«Перелистывая страницы летописей, ощущаешь гордость за то, что у нас были такие предки, которые были храбрыми и мудрыми и имели огромную духовную силу» - написал В.В.Путин в письме будущим читателям русских летописей.
Герои – это не только люди из далёкого прошлого. Мы постарались показать, что те, кем нужно гордиться, кого мы должны уважать и рядом с нами – это наши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки. Они стареют и уходят, но мы должны помнить, потому что память – наша история, стерев прошлое, мы стираем будущее.
Список литературы
Учебник-хрестоматия «Литература» - автор-составитель В.Я.Коровина и др.– М: Просвещение (5 – 9 классы)
Д.С.Лихачёв «Земля родная»
https://ru.wikipedia.org/
http://www.abc-people.com/shop/nestor_chronicler.htm