Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Роль исследовательской деятельности
в раскрытии творческого потенциала школьников 

Андреищева Татьяна Георгиевна
Развитие современного общества невозможно без соответствующей подготовки квалифицированных специалистов, способных осваивать новые, передовые технологии, добывать новую информацию (новые знания) и использовать её для решения образовательных, производственных, социальных и других задач. 
Действительно,  стремительные изменения в обществе требуют от человека новых качеств. Прежде всего, речь идет о способностях к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Естественно, что задачи по формированию этих качеств возлагаются на образование. Именно здесь закладываются основы развития думающей, самостоятельной личности. Все эти качества  формируются при развитии  исследовательских навыков у учащихся.
Молодой человек, у которого будут сформированы элементарные черты исследователя, быстрее и шире разовьет их в ВУЗЕ. Если же по окончании школы он пойдет на производство, в сферу услуг и т.д, имея общие представления о постановке и методах решения проблем, он будет трудиться более эффективно, принесет больше пользы обществу.
Поэтому  сегодня  мы будем говорить о создании условий для формирования творчески мыслящей личности, отличающейся мобильностью, инициативностью, конструктивностью, способной к самостоятельному принятию решений, обладающей развитым чувством ответственности за свою судьбу и судьбу страны.
Динамика преобразований окружающего мира такова, что человек все чаще оказывается в новых для себя ситуациях, где готовые рецепты не работают. Исследовательский  навык, приобретенный в школе, поможет выпускнику быть успешным в любых ситуациях.
Высшее образование испытывает потребность в абитуриентах, способных к исследовательской деятельности, которые будут развивать отечественную науку.
Государственная политика в области образования нацелена на поддержание инновационных программ, реализуемых школой. Заявлено о поддержке одаренных детей, школ, внедряющих инновационные программы и передовые технологии.
В нашем регионе   ежегодно проводится  множество различных  конкурсов, конференций различного уровня и профиля по защите исследовательских работ учащихся.
К сожалению, наша школа представляет либо не многочисленные работы, либо не соответствующие требованиям, предъявляемым к учебному исследованию. Исследовательская деятельность учащихся не носит систематического характера. Представляемые на научно-практическую конференцию работы учащихся – результат подвижничества отдельных учителей.
Вместе с тем в школе есть условия для внедрения исследовательского метода в обучение: профессионализм педагогов, некоторый опыт работы по организации исследовательской работы учащихся, умные и талантливы ученики. 
Под учебно-исследовательской деятельностью школьников понимается деятельность, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающую наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. 
Но учебно-исследовательская деятельность школьников отличается от  научно-исследовательской. 
Главная цель научно исследовательской деятельности - производство новых знаний. 
 Главный смысл  учебного исследования – оно является учебным, то есть его главная цель – развитие личности, а не  получение объективно нового результата, как в «большой» науке, и  приобретение функционального навыка исследования, развитие способности к исследовательскому типу мышления. 
Кроме того, учитель из носителя знаний и информации превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию знаний и информации. При этом   образовательный процесс  из скучной принудиловки  превращается в результативную созидательную творческую работу. 
А для ученика это возможность максимального раскрытия творческого потенциала.  Эта деятельность позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Эта деятельность направлена на решение  интересной проблемы, сформулированной самим учащимся, и результат имеет важное прикладное значение, интересен и значим для ученика. 
Важными механизмами развития исследовательской деятельности являются: создание творческой атмосферы, мотивация интереса; инициирование и всесторонняя поддержка, сопровождение исследовательской и проектной деятельности; создание условий для  внедрения и распространения результатов деятельности.
Поиск информации
Поиск информации занимает самую большую часть работы над любой творческой или исследовательской темой. Успех такой исследовательской деятельности напрямую зависит от того, умеет ли школьник искать и обрабатывать найденную информацию. В связи с этим на учителя ложится весьма важная задача: познакомить учащихся с системой хранения информации  и научить школьников ускоренному поиску и обработке информации. На сегодняшний день существуют альтернативные источники информации и с ними  учителю необходимо  познакомить  своих учеников:
- базы данных библиотек
-учебная и научная литература
-художественная литература
- базы данных сети Интернет
Учитель знакомит школьников с особенностями работы с библиографическим каталогом, библиографическими карточками, аннотациями к книгам.
Какую бы форму ни предпочел автор, работа обязательно представляется в напечатанном виде.
Структура проекта.
  1. Титульный лист (см. приложение 3)
  2. Содержание
  3. Введение:
    • актуальность темы,
    • цель работы,
    • задачи,
    • объект исследования,
    • предмет исследования,
    • гипотеза исследования
-методы исследования (теоретические – анализ литературы по проблеме и практические: социологический опрос, анкетирование, анализ исторических источников, лингвистический анализ, анализ артефактов, эксперимент и т.д.)
  • место проведения исследования (экспериментальная площадка, база исследования)
  1. Часть1. Теория вопроса (что про это уже известно и написано в литературе)
§1 ………….                                                                         
§2 ………….
Выводы по 1 части
Часть 2. Практическая часть (что делали, как делали, что получили)
§1 ………….
§2 ………….
Выводы по 2 части 5.Заключение
6. Литература
 
Заключение
В заключение хочется выразить надежду, что такая работа учителя с учеником будет весьма полезной в формировании умения находить, анализировать, обрабатывать информацию и использовать ее по назначению, умению устанавливать межпредметные связи, искать общие закономерности и т.д. Сегодняшним школьникам предлагается освоить (подразумеваем «выучить») такой огромный объём знаний, знаний, накопленных веками, что рассчитывать на абсолютный успех в этом нам просто не приходится. На мой взгляд, гораздо важнее научить их работать с информацией. Освоив это, будущие специалисты (и уже не важно, в каких областях!) смогут в любой момент найти и использовать необходимую информацию. Не стоит превращать наших детей в  «полуживые» энциклопедии. Гораздо полезнее и интереснее для них научиться пользоваться энциклопедиями тогда, когда возникает потребность в них.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»