Театральные постановки как элемент
создания комфортной социокультурной
среды в школе
Голубева Елена Юрьевна,
зам.дир. по ВР, учитель русского языка и литературы
СПбГБПОУ "Академия ледовых видов спорта "Динамо Санкт-Петербург"
Комфортная внутришкольная среда – внутреннее пространство школы, система её условий, позволяющих сохранить психофизиологическое здоровье учащихся, способствующих их оптимальной включённости в образовательную деятельность, успешной самореализации. Комфорт ребёнка позволяет максимально сохранить его здоровье, способствует адекватному поведению и успешной деятельности, поддерживает положительный эмоциональный фон, формирует устойчивое переживание удовольствия от пребывания в школе. зам.дир. по ВР, учитель русского языка и литературы
СПбГБПОУ "Академия ледовых видов спорта "Динамо Санкт-Петербург"
Введение театральной деятельности в учебный процесс предполагает её использование не как средство развлечения, а как метод стимулирования творческой активности детей, где педагог ориентирован на личность ребёнка в целом, а не только на его функции как ученика.
Театральным постановкам в нашей школе уделяется большое внимание, можно сказать даже, что они являются частью учебного плана. Занятия театром в нашей школе меньше всего напоминают театральную студию: спектакль не самоцель, и на первом плане не актерский тренинг, не выработка определенных навыков ( да это было бы и невозможно при работе с целым классом) — мы ставим перед собой иные задачи. Нам кажется, что театр необходим школе, т. к. это искусство синтетическое, которое обращается ко всему существу человека; театр помогает воссоздать перед ребенком всю многомерную картину мира в динамике и взаимосвязях, сформировать целостный взгляд на мир; театр дает возможность проявиться самым разнообразным творческим способностям детей, восполняет недостаток личного опыта переживаний.
Участие в театральном действие затрагивает прежде всего сферу чувств ребенка, дает возможность восстановить равновесие между личным опытом и получаемым потоком информации.
Ведь в каждом человеке живет возможность игры. Театральная деятельность не имеет возрастных границ, но имеет возрастные особенности, которые мы учитываем, планируя работу над той или иной постановкой.
Театральные постановки сопровождают ребенка с 1-го по 11-й класс. Это инсценировки к Праздникам года, осуществляемые учителями совместно с родителями и детьми, музыкально-литературные, фольклорные композиции, которые готовит каждый класс в рамках ежегодного Фестиваля народов мира, а также ставшие традиционными Шекспировские чтения (на русском и английском языках).
Работу над спектаклем можно подразделить на следующие составляющие, которые и определяют роли участников данного процесса: обсуждение темы спектакля и сценирование, планирование мероприятий, декорирование, костюмирование, грим, хореография, написание песен и музыки, запись песен и музыки, аранжировка песен и музыки, организация репетиций и показа, изготовление световых установок, организация рекламы, изготовление афиш и программок, звукорежиссура, светорежиссура, режиссура, игра на сцене, организация съемок и монтаж, обсуждение результата и коррекция результата. Нетрудно увидеть, что для полноценной организации спектакля необходимо достаточно большое количество человек, это и дает основу для организации театральной деятельности не только в рамках театрального коллектива, но и на уровне школы. Хотя в большинстве случаев постановку спектаклей относят к внеурочной деятельности, что неизбежно рано или поздно приводит к конфликту с урочной деятельностью, так как возникает конкуренция по времени (что, впрочем, связано с любой внеурочной деятельностью). Этого конфликта можно избежать, если театральная деятельность интегрируется в урочную деятельность.
К примеру, на уроках литературы организуется обсуждение темы будущего спектакля, организуется творческий конкурс на сценарий и стихи к песням. На изобразительном искусстве разрабатываются грим, декорации, костюмы, афиши. На технологии шьются костюмы и изготавливаются декорации. На музыке пишутся и аранжируются песни и музыка к спектаклю. На информационных технологиях осуществляется информационная поддержка, изготавливается сайт, программки, афиши, монтируются фильмы, ролики и так далее. При таком подходе любой спектакль, концерт, сказка становятся делом не нескольких энтузиастов, а делом всей школы.
Важнейшей задачей современной школы является всестороннее развитие личности ребёнка, то есть развитие его духовно-нравственных и физических сил, творческих способностей и дарований. Поэтому я использую разнообразные формы и методы работы. Стараюсь пробудить в сердцах своих воспитанников чувство гордости, собственного достоинства, патриотизм и толерантность. В центре моих методических поисков всегда стоит ребёнок с его индивидуальностью и креативностью.
Разнообразная тематика постановок вызывает интерес учащихся и позволяет выявить разноплановость их натур.
В 2018 году мы обратились к творчеству скандинавского автора Турбьёрна Эгнера, поставив мюзикл «Люди и разбойники из Кардамона». Успех спектакля в нашей школе окрылил детей. Они предложили идею новой постановки.
В 2020 году мы выпустили музыкальный спектакль «Деревенские посиделки» с использованием русских народных частушек, песен и танцев. Премьера состоялась в канун масленицы, и для всех зрителей был организовано угощение с самоваром, блинами и порогами. Постановка была задумана и проведена как народное гуляние.
В 2021 году исполнилось 2012 лет со дня рождения Н.В. Гоголя. К этой дате мы подготовили новую постановку «Ночь перед Рождеством». В классе была проведена большая работа по подготовке: кастинг ролей, конкурс на лучший сценарий, подготовка костюмов, отбор музыкального материала. Мы посмотрели и обсудили одноимённую постановку в БДТ им. Товстоногова. Музыкальную пьесу в стихах написал учащийся 7 класса.
В 2018 году с успехом прошли Шекспировские чтения на английском языке, подготовленные учащимися средней и старшей школы.
При подготовке к спектаклю очень ярко проявляется художественное творчество детей. На этом этапе они стараются придумать что-то интересное и оригинальное. Это помогает ребятам сдружиться, увидеть друг друга с положительной стороны. Дети играют, думают, раскрываются, теряют скованность, проявляют активность, а значит, творят, созидают. Активное участие принимают родители, тем самым оказываясь ближе к своим детям, их интересам. Коллективы нашей школы регулярно занимают призовые места в муниципальных конкурсах. Постановки имеют успех у иностранных школьников, посещающих нашу школу в рамках Международного обмена.
Каждый ребёнок талантлив, но ему нужно помочь найти себя, раскрыть свои способности, самореализоваться. Я думаю, что наши театральные постановки - хороший путь к этому.
Говорят, образование - это то, что остаётся, когда забываются полученные знания. Хочется верить, что по окончании школы наши выпускники с теплотой будут вспоминать школьные праздники и свои яркие выступления.