Что может дать метод проектов в современном обществе?
Семчук Вячеслав Александрович
В наше время окружающий мир меняется очень быстро. Сам темп жизни постоянно ускоряется. Появляются новые модные движения, сленг, новые профессии и т.д. К примеру, еще 30 лет назад никто и представить не мог, что практически у каждого будет смартфон с выходом в интернет, возможностью редактировать текстовые и графические файлы, а также возможностью общаться и с помощью звонков, и с помощью различных мессенджеров. А сейчас это стало обыденным, чем-то совершенно обычным. Так же и во всех других сферах жизни, изменения затронули все. Работодатели ждут от соискателей различные навыки, умения и личные качества, например, ответственность, умения самим принимать решения, способность к быстрому самообучению и поиску новой информации, взаимодействию в команде. Поэтому и от сферы образования требуются новые методы и подходы к обучению. Один из них это индивидуальный или групповой проект.В нашем современном обществе уже достаточно давно возникла потребность людях, которые могли бы быстро приспособиться к меняющимся условиям труда, оптимизировать время и затрату своих сил при выполнении определенных задач, способных саморазвиваться и самообразовываться. Метод проектов — это как раз один из инструментов, способных закрыть эту потребность.
Современные обучающиеся хотят чётко знать, зачем им нужны определенные знания, что они дают и где пригодятся. Проектная деятельность, в первую очередь, повышает мотивацию у обучающихся к изучению определенного предмета так как предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей использование разнообразных методов и интегрирование знаний, умений из различных областей.
Что такое проектная деятельность обучающихся? Это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Необходимо, чтобы обучающиеся четко представляли конечный продукт своей деятельности и имели представления об этапах своей проектной деятельности. Проекты могут выполняться как индивидуально, так и в группах, но должны быть реализованы в определённый период времени. Есть несколько видов проектов:
- Исполнительский проект (выполняется проект при непосредственном контроле преподавателя, обучающиеся следуют рекомендациям наставника)
- Конструктивный проект (с руководителем обсуждается тема, план действий, а дальше проект выполняют самостоятельно)
- Творческий проект (обучающиеся сами выдвигают идею, разрабатывают план действий и реализуют его в виде нового, реального продукта)
Первое: Студенты самостоятельно изучают основные знания, умения и термины в рамках изучаемой дисциплины. Т.е. студенты становятся более самостоятельными и помимо знаний на занятиях, получают информацию и из других источников (например, интернет), что позволяет лучше усвоить учебный материал.
Второе: Также формируются сквозные компетенции, обеспечивающие грамотность (компьютерную, правовую, информационную и другие).
Третье: У студентов развиваются личностные качества (ответственность, самоорганизация, предприимчивость, пунктуальность, аккуратность и другие).
Четвертое: Студенты не просто «зазубрили» информацию, а применяют свои знания и умения для решения определенной, практической задачи, что в свою очередь, развивает у обучающихся творческие способности.
Таким образом можно сделать вывод, что проектная деятельность может развить самостоятельность в обучающихся, развить в них стремление к творчеству, саморазвитию и самообразованию, при этом все это происходит в интересной для обучающихся, игровой форме. А как раз выше перечисленные качества сейчас ценятся у работодателей в различных сферах труда. Как итог: обучающимся будет легче адаптироваться после выпуска из учебного заведения, и проще начать свою карьеру. Поэтому метод проектов в сфере образования в наше время отличный инструмент для развития всесторонне развитой личности, и грамотного специалиста своего дела.