истории и иностранных языков Василеостровского района Санкт-Петербурга имени И.А. Бунина
«ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В ШКОЛЕ»
(краткосрочная модульная профориентационная программа)
Срок реализации: 2 недели (24 часа)
Ярешко В. А.,
кандидат культурологии, методист
- Пояснительная записка
По уровню освоения программа является общекультурной.
Актуальность программы.
Изменение миссии человека в обществе стремительных перемен диктует новые требования к образованию. Поэтому центральная задача модернизации российского образования заключается в том, чтобы повысить его качество, выстроить эффективную образовательную систему, которая будет отвечать запросам общества и государства, потребностям личности обучающегося. При этом запрос касается в первую очередь новых универсальных способностей личности и определенных поведенческих моделей.
Исследование потребностей образовательной системы позволяет выявить её противоречия:
- между компетентностью выпускника и требованиями рынка;
- между потребностями заказчиков к качеству образования выпускника и возможностями большинства образовательных учреждений соответствовать этим потребностям;
- между требованиями развивающегося общества к личности и слабой адаптацией выпускника в социуме;
- между необходимостью работать в условиях компетентностного обучения и недостаточной подготовкой педагогов работать в этих 17 условиях;
- между требованиями образовательного стандарта, а также содержанием образовательных программ и ключевыми компетентностями школьника;
- между возможностями экономического развития образовательного учреждения и консерватизмом социальной среды;
- между выбором выпускником дальнейшего жизненного пути и реальной возможностью дальнейшей профессиональной карьеры и обучения в вузе и другие.
Обязательный компонент – это:
- Информационное сопровождение профориентации (профориентационная направленность образовательных программ; классные часы (беседы, экскурсии, встречи с профессионалами, встречи с работодателями;).
- Практико-ориентированное обучение (проектная деятельность, направленная на планирование профессиональной карьеры; элективные курсы; кружки в рамках дополнительного образования).
- Психолого-педагогическое сопровождение (классные часы: беседы, экскурсии, встречи с профессионалами; профориентационные занятия в рамках дополнительного образования; консультации: индивидуальные, групповые, онлайн; психологические тренинги; элективные курсы)
- Профессиональны е пробы, социальные практики и стажировки - обязательные занятия по программе «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В ШКОЛЕ» (социальные практики; профессиональны е пробы в рамках кружков доп. образования; -профессиональные пробы - обучение с выдачей удостоверения);
Адресат программы
Программа универсальна: она ориентирована на детей младшего, среднего и старшего школьного возраста: 7-10 лет (Модуль 1, «Начальная школа»), 11-15 лет (Модуль 2, «Основная школа»), 12-17 лет (Модуль 3, «Профильная школа»), организованных в группы до 15 человек.
Цель программы: повышение социальной компетентности учащихся в ситуации профессионального выбора - формирование у школьников навыков личностного и профессионального самоопределения в современных социально-экономических условиях с учетом индивидуальных возможностей.
Задачи программы:
Модуль 1 «Начальная школа» (1-4 классы, 7-10 лет) – пропедевтический этап;
Возрастные задачи:
- воспитание положительного отношения к труду,
- освоение навыков организации трудовой деятельности,
- развитие начальных представлений о мире профессий, ответственности и реалистичной самооценки.
Возрастные задачи:
- актуализация понимания значимости профессиональной деятельности в жизни человека,
- развитие умения соотносить собственные притязания и склонности с общественными интересами,
- воспитание профессионально важных личностных качеств,
- становление профессионального интереса,
- опыт профессиональных проб в различных видах общественно полезной деятельности,
- осознание своих возможностей, профессиональных интересов и мотивов выбора профессии.
- Модуль 3 «Профильная школа» (16-18 лет, 10-11 класс) – этап профильной подготовки;
- уточнение профессионального выбора в условиях профильного обучения;
- развитие соответствующих профессионально важных качеств, формирование индивидуального стиля деятельности;
- коррекция образовательных и профессиональных планов
Набор в учебные группы свободный, принимаются все желающие. Наполняемость группы до 15 человек. Помимо групповой работы возможно проведение индивидуальных консультаций.
Программа реализуется во взаимодействии семьи, школы, учреждений профессионального и дополнительного образования, социальных партнеров, служб занятости и общественных организаций. Обучение социальной компетентности представляет собой овладение инструментарием, который позволит учащемуся адекватно реагировать на социальную ситуацию и реализовывать соответствующее влияние на нее.
Программа предполагает серию из 8 занятий продолжительностью 2 часа по каждому модулю, которые могут быть реализованы в очном или очно-дистанционном формате.
Модули не привязаны друг к другу и могут быть реализованы по отдельности, в разный временной период – в соответствии с планом воспитательной работы образовательного учреждения и производственной необходимостью.
Формы проведения занятий
Программа «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В ШКОЛЕ» предусматривает теоретические, практические и индивидуальные занятия.
Теоретические занятия - проводятся в виде развивающих, обучающих и тренинговых занятий - учеб, сборов, бесед и т.д.
Практические занятия - проводятся виде мини - тренингов, игр, конкурсов, опросников, акций, дискуссии, в виде оформления информационных стендов, плакатов, листовок и т.д.
Содержание занятий нацелено на
- развитие навыков необходимых в дальнейшей жизни, для ответственного лидерства и исполнительской деятельности;
- обретение способности ориентироваться в различных видах профессиональной деятельности, получение реального представления о предполагаемой профессии или выбор направления профессиональной подготовки;
- овладение полезными социальными и практическими навыками, напрямую не относящимися к профессиональному выбору человека, но важными для жизни.
Для модуля 1 «Начальная школа» (1-4 классы, 7-10 лет)
Мероприятия | Ответственный |
Организация бесед о профессиях, активизирующие методы профориентации | Ответственные за профориентационную работу, педагоги-психологи |
Просмотр и обсуждение мультфильмов, чтение книг о профессиях и профессионалах, работа с электронными образовательными ресурсами | Ответственные за профориентационную работу, классные руководители, учителя-предметники |
Экскурсии в предметные кабинеты старшей школы | Ответственные за профориентационную работу, классные руководители, директора СОШ, руководители предприятий и учреждений профессионального образования, родительский актив |
Занятия в кружках, секциях, студиях, участие в школьных, окружных и городских профориентационных мероприятиях | Ответственные за профориентационную работу |
Беседы с родителями о формировании у детей представлений о мире профессий | Классные руководители, педагоги-психологи, родительский актив |
Мероприятия | Ответственный |
Справочно-информационные индивидуальные и групповые консультации (содержание, профессионально важные качества, квалификационные требования, медицинские противопоказания и пути получения наиболее востребованных профессий и специальностей) | Ответственные за профориентационную работу, педагоги-психологи |
Индивидуальные и групповые консультации по вопросам выбора профессии и/или профиля обучения, планирования профессиональной карьеры | Педагоги-психологи |
Уроки, факультативные занятия, классные часы, внеклассные мероприятия | Ответственные за профориентационную работу, классные руководители, учителя-предметники |
Просмотр и обсуждение документальных и художественных фильмов, чтение книг о представителях различных профессий, работа с электронными образовательными ресурсами | Классные руководители, библиотекари |
Экскурсии и стажировки на предприятия, в учреждения профессионального образования | Ответственные за профориентационную работу, классные руководители, директора СОШ, руководители предприятий и учреждений профессионального образования, родительский актив |
Активизирующие методы профориентации (игры, тренинги, конкурсы и т.д.) | Педагоги-психологи |
Участие в школьных, окружных и городских профориентационных мероприятиях | Ответственные за профориентационную работу |
Проектная деятельность, предпрофильная подготовка, построение первичной образовательной профессиональной траектории | Ответственные за профориентационную работу, классные руководители, педагоги-психологи, учителя-предметники |
Для модуля 3 «Профильная школа» (16-18 лет, 10-11 класс)
Мероприятия | Ответственный |
Справочно-информационные индивидуальные и групповые консультации (пути получения профессии, ситуация на рынке труда и рынке образовательных услуг и т.д.) | Ответственные за профориентационную работу, педагоги-психологи |
Индивидуальные и групповые профконсультации (выявление соответствия профессиональных интересов и склонностей требованиям профессии, помощь в планировании профессиональной карьеры) | Педагоги-психологи |
Элективные курсы | Ответственные за профориентационную работу, учителя-предметники |
Организация социальной практики и профессиональных проб (стажировки, производственная практика и т.п.) | Ответственные за профориентационную работу, классные руководитель, педагоги-психологи, руководители школ и учреждений профессионального образования |
Активизирующие методы, способствующие личностному и профессиональному самоопределению, формированию навыков самопрезентации и трудоустройства | Психологи |
Экскурсии и стажировки на предприятия и в учреждения профессионального образования | Классные руководители, руководители школ, предприятий и учреждений профессионального образования, родительский актив |
Организация бесед и мастер-классов со специалистами - представителями различных профессий | Ответственные за профориентационную работу, педагоги-психологи, руководители школ, предприятий и учреждений профессионального образования |
Проектная деятельность, построение образовательной профессиональной траектории | Ответственные за профориентационную работу, классные руководители, педагоги-психологи, учителя-предметники |
Планируемые результаты, получаемые учащимися в результате освоения программы и показателями эффективности проведённой работы являются:
Для модуля 1 «Начальная школа» (1-4 классы, 7-10 лет)
- Устойчивый интерес к труду взрослых.
- Сформированные навыки самообслуживания.
- Готовность участвовать в проектной деятельности
- Осознание учащимися своих личностных особенностей, интересов и склонностей.
- Реалистичная самооценка.
- Сформированные навыки самостоятельного поиска информации о профессиях и учреждениях профессионального образования.
- Знание факторов, значимых для выбора профессии и специальности.
- Способность анализировать условия, необходимые и достаточные для достижения профессиональных целей.
- Информированность о социально-экономической ситуации в городе, требованиях современного рынка труда, возможных путях получения профессии и перспективах трудоустройства по выбранной специальности.
- Осознание собственных профессиональных возможностей и ограничений.
- Способность соотносить свои возможности, желания, стремления и потребности рынка труда.
- Трудовая мотивация.
Формирование психосоциальной компетентности у подростков происходит на занятиях, основными принципами которых являются:
- добровольность участия;
- диалогизация взаимодействия;
- самодиагностика участника.
- лекции;
- дискуссии;
- тематические релаксации;
- самовыражение в рисунках;
- игры-драматизации;
- ролевые игры;
- психотерапевтические приемы: эмоциональное реагирование отрицательных переживаний, снятие и уменьшение социальных страхов
№ | Название темы | Количество часов | Формы контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1. | Вводное занятие «Беседа о профессиях» | 1 | 1 | 0 | Беседа, Наблюдение (степени заинтересованности и мотивации) |
2. | Участие в игровых профориентационных программах | 3 | 1 | 2 | Диагностическая игра, наблюдение. Опрос, беседа, выполнение творческих, практических заданий. |
4. | Работа с образовательными ресурсами (просмотр и обсуждение мультфильмов, чтение книг о профессиях и профессионалах) | 2 | 0 | 2 | Наблюдение. Опрос, беседа |
5. | Беседы с родителями о формировании у детей представлений о мире профессий | 1 | 0 | 1 | Выполнение практических заданий. |
6. | Экскурсии в предметные кабинеты старшей школы | 1 | 0 | 1 | Наблюдение степени заинтересованности и мотивации |
ВСЕГО ЧАСОВ: | 8 |
№ | Название темы | Количество часов | Формы контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1. | Вводное занятие «Пути получения наиболее востребованных профессий и специальностей» | 1 | 1 | 0 | Беседа, Наблюдение (степени заинтересованности и мотивации) |
2. | Выбор профессии: профессионально важные качества, квалификационные требования, медицинские противопоказания | 1 | 0 | 1 | Диагностическая игра, наблюдение. Опрос, беседа. |
3. | Работа с образовательными ресурсами (просмотр и обсуждение) | 2 | 0 | 2 | Наблюдение. Опрос, беседа |
4. | Формирование навыков самопрезентации и трудоустройства; построение первичной образовательной профессиональной траектории | 2 | 1 | 1 | Выполнение практических заданий. |
5. | Экскурсии и стажировки на предприятия и в учреждения профессионального образования | 2 | 0 | 2 | Наблюдение степени заинтересованности и мотивации |
ВСЕГО ЧАСОВ: | 8 |
№ | Название темы | Количество часов | Формы контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1. | Вводное занятие «Пути получения профессии, ситуация на рынке труда и рынке образовательных услуг» | 2 | 1 | 1 | Беседа, Наблюдение (степени заинтересованности и мотивации) |
2. | Групповые профконсультации: «Выявление соответствия профессиональных интересов и склонностей требованиям профессии, помощь в планировании профессиональной карьеры» | 2 | 1 | 1 | Диагностическая игра, наблюдение. Опрос, беседа. |
3. | Формирование навыков самопрезентации и трудоустройства | 2 | 1 | 1 | Выполнение практических заданий. |
4. | Предпрофильная подготовка: экскурсии и стажировки на предприятия и в учреждения профессионального образования | 2 | 0 | 2 | Наблюдение степени заинтересованности и мотивации |
ВСЕГО ЧАСОВ: | 8 | ||||
Всего часов по программе: | 24 |
- Календарный учебный график
Период обучения |
Дата начала обучения по программе |
Дата окончания обучения по программе |
Всего учебных недель |
Количество учебных часов | Режим занятий |
Учебный год | По плану | По плану | 2 | 24 |
2х2 часа в неделю – по каждому модулю |
- Рабочая программа
- выработка ценностно-мотивационных основ саморазвития и самоопределения;
- формирование позитивного отношения к профессионально-трудовой деятельности; устойчивого интереса к миру труда и профессий;
- формирование элементарных представлений о многообразии профессий и о роли современного производства в жизни человека и общества.
- формирование готовности к саморазвитию и самоопределению;
- формирование успешного опыта создания полезных продуктов в результате практической деятельности и на этой основе мотива стремления к успеху в деятельности.
1. Устойчивый интерес к труду взрослых.
2. Сформированные навыки самообслуживания.
3. Готовность участвовать в проектной деятельности.
Раздел 1. Вводное занятие «Беседа о профессиях»
Теория: Игра-дискуссия «Восьмиугольник основных факторов выбора профессии»
Раздел 2. Участие в игровых профориентационных программах
- Игра «Стажеры-инопланетяне». Игра «Угадай профессию». Игровое упражнение «Профессия на букву». Игровое упражнение «Подарок».
Раздел 4. Беседы с родителями о формировании у детей представлений о мире профессий;
Раздел 5. Экскурсии в предметные кабинеты старшей школы.
- актуализировать в сознании подростков важность обращения к проблеме профессионального самоопределения как основы жизненного и личностного самоопределения;
- познакомить подростков с основами профессионального выбора;
- осуществить первичную помощь в профессиональных выборах подростков
- сформировать готовность к саморазвитию и самоопределению;
- сформировать успешный опыт создания полезных продуктов в результате практической деятельности и на этой основе - мотив стремления к успеху в деятельности.
- определить образовательные и профессиональные интересы и мотивы;
- сформировать у учащихся собственную жизненную позицию на этапе первичного профессионального выбора и проектирования успешной карьеры;
- сформировать умение соотносить собственные притязания и склонности с общественными интересами; содействовать построению учащимися личной профессиональной перспективы (включая альтернативные варианты построения образовательной и профессиональной траектории);
- подготовить подростков к обучению по индивидуальным учебным планам в старшей школе.
развитие представлений подростков о способах профессионального выбора, о планировании перспектив своего развития и формирование более оптимистичного отношения к своему профессиональному будущему.
Содержание модуля 2
Раздел 1. Вводное занятие.
Теория: «Пути получения наиболее востребованных профессий и специальностей»
Раздел 2. Выбор профессии.
Теория: «Профессионально важные качества, квалификационные требования, медицинские противопоказания»
Раздел 4. Работа с образовательными ресурсами (просмотр и обсуждение)
Раздел 5. Построение первичной образовательной профессиональной траектории
Раздел 6. Проектная деятельность;
- уточнение профильного выбора в условиях вариативного обучения;
- проектирование после-школьного образовательно-профессионального маршрута;
- знакомство со специфическими особенностями конкретных выбираемых специальностей и направлений подготовки;
- формирование ценности самообразования и саморазвития.
- Профессионально мобильная, социально компетентная, конкурентоспособная личность выпускника школы;
- хорошая социальная ориентация учащихся, владение различными средствами коммуникации, социальными умениями и навыками;
- Сформированный личный профессиональный план и готовность к его реализации.
Теория: «Пути получения профессии, ситуация на рынке труда и рынке образовательных услуг»
Теория: «Выявление соответствия профессиональных интересов и склонностей требованиям профессии».
Теория: умение подчеркнуть сильные и нивелировать слабые стороны своей личности при трудоустройстве
Практика: составление резюме.
Раздел 4. Профессиональные пробы: экскурсии и стажировки на предприятия и в учреждения профессионального образования, производственная практика.
Общим критерием продуктивности реализации краткосрочной профессиональной модульной программы, как средства формирования и развития компетенций учащихся, следует считать успешную реализацию приобретенных психологических особенностей и освоенных технологий, необходимых для профессионального самоопределения.
Также занятия по программе помогут учащимся найти и осознать оптимальные способы саморазвития. Для отслеживания эффективности занятий по формированию социально-компетентностной личности предлагается следующий пакет методик:
- опросник социально-психологической адаптированности (К. Роджерс и Р. Даймонд);
- методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы;