Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 27 с углубленным изучением литературы,
истории и иностранных языков Василеостровского района Санкт-Петербурга имени И.А.  Бунина

 
 
 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В ШКОЛЕ»
(краткосрочная модульная профориентационная программа)

 

 

Возраст учащихся: 7-10 лет, 11-15 лет, 12-17 лет
Срок реализации: 2 недели (24 часа)

 

 
 
 
 
 

 

           Разработчик программы:
Ярешко В. А.,
кандидат культурологии, методист

 
 
 

 

  1. Пояснительная записка
 Настоящая краткосрочная модульная профориентационная программа «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В ШКОЛЕ» (далее – Программа) разработана на основе профориентационной программы для школьников «ТаланТы будущего» Е.А. Пряжниковой (Профориентационная программа для школьников «ТаланТы будущего». Методические материалы, автор-составитель Е. Ю. Пряжникова, научный руководитель Лаборатории профессиональной ориентации «ТаланТы будущего» Финансовый университет при правительстве РФ, 2020 г., 24 с.).  
Программа имеет социально-педагогическую направленность. Она состоит из трёх модулей, разработанных с учетом возрастных особенностей учащихся, которые представляют варианты сопровождения профессионального самоопределения школьников по ступеням образования и варианты профориентационных занятий с учащимися в школе. Содержательное наполнение модулей из года в год может варьироваться в соответствии с меняющейся социально-экономической ситуацией.
По уровню освоения программа является общекультурной.
Актуальность программы.
Изменение миссии человека в обществе стремительных перемен диктует новые требования к образованию. Поэтому центральная задача модернизации российского образования заключается в том, чтобы повысить его качество, выстроить эффективную образовательную систему, которая будет отвечать запросам общества и государства, потребностям личности обучающегося. При этом запрос касается в первую очередь новых универсальных способностей личности и определенных поведенческих моделей.
Исследование потребностей образовательной системы позволяет выявить её противоречия:
  • между компетентностью выпускника и требованиями рынка;
  • между потребностями заказчиков к качеству образования выпускника и возможностями большинства образовательных учреждений соответствовать этим потребностям;
  • между требованиями развивающегося общества к личности и слабой адаптацией выпускника в социуме;
  • между необходимостью работать в условиях компетентностного обучения и недостаточной подготовкой педагогов работать в этих 17 условиях;
  • между требованиями образовательного стандарта, а также содержанием образовательных программ и ключевыми компетентностями школьника;
  • между возможностями экономического развития образовательного учреждения и консерватизмом социальной среды;
  • между выбором выпускником дальнейшего жизненного пути и реальной возможностью дальнейшей профессиональной карьеры и обучения в вузе и другие.
Отличительные особенности данной программы от существующих заключаются в обеспечении доступности профориентационных услуг для разных категорий школьников с учетом индивидуальных потребностей и запросов общества; реализации механизмов системного вовлечения социальных партнеров в выполнение профориентационной программы школьников; наличии обязательного и дополнительного компонентов;· в вариативности реализации программы; в обеспечении непрерывной поддержки личностного и профессионального самоопределения школьников; в обеспечении сквозного характера и принципов преемственности профессиональной ориентации школьников в целях создания условий для непрерывной поддержки личностного и профессионального самоопределения.
Обязательный компонент – это:
  1. Информационное сопровождение профориентации (профориентационная направленность образовательных программ; классные часы (беседы, экскурсии, встречи с профессионалами, встречи с работодателями;).
  2. Практико-ориентированное обучение (проектная деятельность, направленная на планирование профессиональной карьеры; элективные курсы; кружки в рамках дополнительного образования).
  3. Психолого-педагогическое сопровождение (классные часы: беседы, экскурсии, встречи с профессионалами; профориентационные занятия в рамках дополнительного образования; консультации: индивидуальные, групповые, онлайн; психологические тренинги; элективные курсы)
  4. Профессиональны е пробы, социальные практики и стажировки - обязательные занятия по программе «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В ШКОЛЕ» (социальные практики; профессиональны е пробы в рамках кружков доп. образования; -профессиональные пробы - обучение с выдачей удостоверения);
Дополнительный компонент профориентационной программы позволяет расширить услуги по поддержке личного и профессионального самоопределения. Элементы блоков дополнительного компонента могут реализовывать на бесплатной и платной основе. Программы дополнительного компонента позволяют повысить компетенции учащихся, в том числе в сфере финансовой грамотности и развития инновационного мышления.
 
Адресат программы
Программа универсальна: она ориентирована на детей младшего, среднего и старшего школьного возраста: 7-10 лет (Модуль 1, «Начальная школа»), 11-15 лет (Модуль 2, «Основная школа»), 12-17 лет (Модуль 3, «Профильная школа»), организованных в группы до 15 человек.
 
Цель программы: повышение социальной компетентности учащихся в ситуации профессионального выбора - формирование у школьников навыков личностного и профессионального самоопределения в современных социально-экономических условиях с учетом индивидуальных возможностей.
 
Задачи программы:
 Модуль 1 «Начальная школа» (1-4 классы, 7-10 лет) – пропедевтический этап;
Возрастные задачи:
  • воспитание положительного отношения к труду,
  • освоение навыков организации трудовой деятельности,
  • развитие начальных представлений о мире профессий, ответственности и реалистичной самооценки.
 Модуль 2 «Основная школа» (11-15 лет, 5-9 классы) – этап предпрофильной подготовки;
Возрастные задачи:
  • актуализация понимания значимости профессиональной деятельности в жизни человека,
  • развитие умения соотносить собственные притязания и склонности с общественными интересами,
  • воспитание профессионально важных личностных качеств,
  • становление профессионального интереса,
  • опыт профессиональных проб в различных видах общественно полезной деятельности,
  • осознание своих возможностей, профессиональных интересов и мотивов выбора профессии.
  • Модуль 3 «Профильная школа» (16-18 лет, 10-11 класс) – этап профильной подготовки;
Возрастные задачи:
  • уточнение профессионального выбора в условиях профильного обучения;
  • развитие соответствующих профессионально важных качеств, формирование индивидуального стиля деятельности;
  • коррекция образовательных и профессиональных планов
 Условия реализации программы
Набор в учебные группы свободный, принимаются все желающие. Наполняемость группы до 15 человек. Помимо групповой работы возможно проведение индивидуальных консультаций.
Программа реализуется во взаимодействии семьи, школы, учреждений профессионального и дополнительного образования, социальных партнеров, служб занятости и общественных организаций. Обучение социальной компетентности представляет собой овладение инструментарием, который позволит учащемуся адекватно реагировать на социальную ситуацию и реализовывать соответствующее влияние на нее.
Программа предполагает серию из 8 занятий продолжительностью 2 часа по каждому модулю, которые могут быть реализованы в очном или очно-дистанционном формате.
Модули не привязаны друг к другу и могут быть реализованы по отдельности, в разный временной период – в соответствии с планом воспитательной работы образовательного учреждения и производственной необходимостью.
 
Формы проведения занятий
Программа «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В ШКОЛЕ» предусматривает теоретические, практические и индивидуальные занятия.
Теоретические занятия - проводятся в виде развивающих, обучающих и тренинговых занятий - учеб, сборов, бесед и т.д.
Практические занятия - проводятся виде мини - тренингов, игр, конкурсов, опросников, акций, дискуссии, в виде оформления информационных стендов, плакатов, листовок и т.д.
Содержание занятий нацелено на
  • развитие навыков необходимых в дальнейшей жизни, для ответственного лидерства и исполнительской деятельности;
  • обретение способности ориентироваться в различных видах профессиональной деятельности, получение реального представления о предполагаемой профессии или выбор направления профессиональной подготовки;
  • овладение полезными социальными и практическими навыками, напрямую не относящимися к профессиональному выбору человека, но важными для жизни.
 Программу реализует команда квалифицированных специалистов, обладающих опытом и достаточными профессиональными навыками:
 
Для модуля 1 «Начальная школа» (1-4 классы, 7-10 лет)

 
Мероприятия Ответственный
Организация бесед о профессиях, активизирующие методы профориентации Ответственные за профориентационную работу, педагоги-психологи
Просмотр и обсуждение мультфильмов, чтение книг о профессиях и профессионалах, работа с электронными образовательными ресурсами Ответственные за профориентационную работу, классные руководители, учителя-предметники
Экскурсии в предметные кабинеты старшей школы Ответственные за профориентационную работу, классные руководители, директора СОШ, руководители предприятий и учреждений профессионального образования, родительский актив
Занятия в кружках, секциях, студиях, участие в школьных, окружных и городских профориентационных мероприятиях Ответственные за профориентационную работу
Беседы с родителями о формировании у детей представлений о мире профессий Классные руководители, педагоги-психологи, родительский актив
Для модуля 2 «Основная школа» (11-15 лет, 5-9 классы)
 
Мероприятия Ответственный
Справочно-информационные индивидуальные и групповые консультации (содержание, профессионально важные качества, квалификационные требования, медицинские противопоказания и пути получения наиболее востребованных профессий и специальностей) Ответственные за профориентационную работу, педагоги-психологи
Индивидуальные и групповые консультации по вопросам выбора профессии и/или профиля обучения, планирования профессиональной карьеры Педагоги-психологи
Уроки, факультативные занятия, классные часы, внеклассные мероприятия Ответственные за профориентационную работу, классные руководители, учителя-предметники
Просмотр и обсуждение документальных и художественных фильмов, чтение книг о представителях различных профессий, работа с электронными образовательными ресурсами Классные руководители, библиотекари
Экскурсии и стажировки на предприятия, в учреждения профессионального образования Ответственные за профориентационную работу, классные руководители, директора СОШ, руководители предприятий и учреждений профессионального образования, родительский актив
Активизирующие методы профориентации (игры, тренинги, конкурсы и т.д.) Педагоги-психологи
Участие в школьных, окружных и городских профориентационных мероприятиях Ответственные за профориентационную работу
Проектная деятельность, предпрофильная подготовка, построение первичной образовательной профессиональной траектории Ответственные за профориентационную работу, классные руководители, педагоги-психологи, учителя-предметники

 
Для модуля 3 «Профильная школа» (16-18 лет, 10-11 класс)

 
Мероприятия Ответственный
Справочно-информационные индивидуальные и групповые консультации (пути получения профессии, ситуация на рынке труда и рынке образовательных услуг и т.д.) Ответственные за профориентационную работу, педагоги-психологи
Индивидуальные и групповые профконсультации (выявление соответствия профессиональных интересов и склонностей требованиям профессии, помощь в планировании профессиональной карьеры) Педагоги-психологи
Элективные курсы Ответственные за профориентационную работу, учителя-предметники
Организация социальной практики и профессиональных проб (стажировки, производственная практика и т.п.) Ответственные за профориентационную работу, классные руководитель, педагоги-психологи, руководители школ и учреждений профессионального образования
Активизирующие методы, способствующие личностному и профессиональному самоопределению, формированию навыков самопрезентации и трудоустройства Психологи
Экскурсии и стажировки на предприятия и в учреждения профессионального образования Классные руководители, руководители школ, предприятий и учреждений профессионального образования, родительский актив
Организация бесед и мастер-классов со специалистами - представителями различных профессий Ответственные за профориентационную работу, педагоги-психологи, руководители школ, предприятий и учреждений профессионального образования
Проектная деятельность, построение образовательной профессиональной траектории Ответственные за профориентационную работу, классные руководители, педагоги-психологи, учителя-предметники
 
Планируемые результаты, получаемые учащимися в результате освоения программы и показателями эффективности проведённой работы являются:
 
Для модуля 1 «Начальная школа» (1-4 классы, 7-10 лет)
  1. Устойчивый интерес к труду взрослых.
  2. Сформированные навыки самообслуживания.
  3. Готовность участвовать в проектной деятельности
 Для модуля 2 «Основная школа» (11-15 лет, 5-9 классы)
  1. Осознание учащимися своих личностных особенностей, интересов и склонностей.
  2. Реалистичная самооценка.
  3. Сформированные навыки самостоятельного поиска информации о профессиях и учреждениях профессионального образования.
  4. Знание факторов, значимых для выбора профессии и специальности.
  5. Способность анализировать условия, необходимые и достаточные для достижения профессиональных целей.
 Для модуля 3 «Профильная школа» (16-18 лет, 10-11 класс)
  1. Информированность о социально-экономической ситуации в городе, требованиях современного рынка труда, возможных путях получения профессии и перспективах трудоустройства по выбранной специальности.
  2. Осознание собственных профессиональных возможностей и ограничений.
  3. Способность соотносить свои возможности, желания, стремления и потребности рынка труда.
  4. Трудовая мотивация.
Формы и методы работы в ходе реализации программы
 
Формирование психосоциальной компетентности у подростков происходит на занятиях, основными принципами которых являются:
  • добровольность участия;
  • диалогизация взаимодействия;
  • самодиагностика участника.
Занятия проводятся в групповой форме, используется работа в микрогруппах, в индивидуальном режиме. Арсенал методических средств, используемых на занятиях, представляет собой:
  • лекции;
  • дискуссии;
  • тематические релаксации;
  • самовыражение в рисунках;
  • игры-драматизации;
  • ролевые игры;
  • психотерапевтические приемы: эмоциональное реагирование отрицательных переживаний, снятие и уменьшение социальных страхов
 Учебный план
 
Название темы Количество часов Формы контроля
всего теория практика
1.    Вводное занятие «Беседа о профессиях» 1 1 0 Беседа, Наблюдение (степени заинтересованности и мотивации)
2.    Участие в игровых профориентационных программах 3 1 2 Диагностическая игра, наблюдение. Опрос, беседа, выполнение творческих, практических заданий.
4.    Работа с образовательными ресурсами (просмотр и обсуждение мультфильмов, чтение книг о профессиях и профессионалах) 2 0 2 Наблюдение. Опрос, беседа
5.    Беседы с родителями о формировании у детей представлений о мире профессий 1 0 1 Выполнение практических заданий.
6.    Экскурсии в предметные кабинеты старшей школы 1 0 1 Наблюдение степени заинтересованности и мотивации
ВСЕГО ЧАСОВ: 8  
Модуль 2 «Основная школа» (11-15 лет, 5-9 классы)
Название темы Количество часов Формы контроля
всего теория практика
1.    Вводное занятие «Пути получения наиболее востребованных профессий и специальностей» 1 1 0 Беседа, Наблюдение (степени заинтересованности и мотивации)
2.    Выбор профессии: профессионально важные качества, квалификационные требования, медицинские противопоказания 1 0 1 Диагностическая игра, наблюдение. Опрос, беседа.
3.    Работа с образовательными ресурсами (просмотр и обсуждение) 2 0 2 Наблюдение. Опрос, беседа
4.    Формирование навыков самопрезентации и трудоустройства; построение первичной образовательной профессиональной траектории 2 1 1 Выполнение практических заданий.
5.    Экскурсии и стажировки на предприятия и в учреждения профессионального образования 2 0 2 Наблюдение степени заинтересованности и мотивации
ВСЕГО ЧАСОВ: 8  

 

Модуль 3 «Профильная школа» (16-18 лет, 10-11 класс)

 

Название темы Количество часов Формы контроля
всего теория практика
1.    Вводное занятие «Пути получения профессии, ситуация на рынке труда и рынке образовательных услуг» 2 1 1 Беседа, Наблюдение (степени заинтересованности и мотивации)
2.    Групповые профконсультации: «Выявление соответствия профессиональных интересов и склонностей требованиям профессии, помощь в планировании профессиональной карьеры» 2 1 1 Диагностическая игра, наблюдение. Опрос, беседа.
3.    Формирование навыков самопрезентации и трудоустройства 2 1 1 Выполнение практических заданий.
4.    Предпрофильная подготовка: экскурсии и стажировки на предприятия и в учреждения профессионального образования 2 0 2 Наблюдение степени заинтересованности и мотивации
ВСЕГО ЧАСОВ: 8  
Всего часов по программе: 24  
 
  1. Календарный учебный график
 
Период
обучения
Дата начала обучения
по программе
Дата окончания обучения
по программе
Всего
учебных недель
Количество учебных часов Режим занятий
Учебный год По плану По плану 2 24 2х2 часа в неделю – по каждому модулю
 

 

  1. Рабочая программа
Модуль 1 «Начальная школа» (1-4 классы, 7-10 лет)

Задачи 

  • выработка ценностно-мотивационных основ саморазвития и самоопределения;
  • формирование позитивного отношения к профессионально-трудовой деятельности; устойчивого интереса к миру труда и профессий;
  • формирование элементарных представлений о многообразии профессий и о роли современного производства в жизни человека и общества.
  • формирование готовности к саморазвитию и самоопределению;
  • формирование успешного опыта создания полезных продуктов в результате практической деятельности и на этой основе мотива стремления к успеху в деятельности.
 Ожидаемые результаты:
1. Устойчивый интерес к труду взрослых.
2. Сформированные навыки самообслуживания.
3. Готовность участвовать в проектной деятельности.

Раздел 1. Вводное занятие «Беседа о профессиях»
Теория: Игра-дискуссия «Восьмиугольник основных факторов выбора профессии»
Раздел 2. Участие в игровых профориентационных программах
  • Игра «Стажеры-инопланетяне». Игра «Угадай профессию». Игровое упражнение «Профессия на букву». Игровое упражнение «Подарок».
Раздел 3. Просмотр и обсуждение мультфильмов, чтение книг о профессиях и профессионалах;
Раздел 4. Беседы с родителями о формировании у детей представлений о мире профессий;
Раздел 5. Экскурсии в предметные кабинеты старшей школы.

 
Модуль 2 «Основная школа» (11-15 лет, 5-9 классы)
Задачи:
  • актуализировать в сознании подростков важность обращения к проблеме профессионального самоопределения как основы жизненного и личностного самоопределения;
  • познакомить подростков с основами профессионального выбора;
  • осуществить первичную помощь в профессиональных выборах подростков
  • сформировать готовность к саморазвитию и самоопределению;
  • сформировать успешный опыт создания полезных продуктов в результате практической деятельности и на этой основе - мотив стремления к успеху в деятельности.
  • определить образовательные и профессиональные интересы и мотивы;
  • сформировать у учащихся собственную жизненную позицию на этапе первичного профессионального выбора и проектирования успешной карьеры;
  • сформировать умение соотносить собственные притязания и склонности с общественными интересами; содействовать построению учащимися личной профессиональной перспективы (включая альтернативные варианты построения образовательной и профессиональной траектории);
  • подготовить подростков к обучению по индивидуальным учебным планам в старшей школе.
 Ожидаемые результаты:
развитие представлений подростков о способах профессионального выбора, о планировании перспектив своего развития и формирование более оптимистичного отношения к своему профессиональному будущему.
 
Содержание модуля 2
Раздел 1. Вводное занятие.
Теория: «Пути получения наиболее востребованных профессий и специальностей»
Раздел 2. Выбор профессии.
Теория: «Профессионально важные качества, квалификационные требования, медицинские противопоказания»
Игровое упражнение «Кто есть кто?». Игровое упражнение «Человек-профессия»
Раздел 3. Формирование навыков самопрезентации и трудоустройства;
Раздел 4. Работа с образовательными ресурсами (просмотр и обсуждение)
Раздел 5. Построение первичной образовательной профессиональной траектории
Раздел 6. Проектная деятельность;
Раздел 7. Предпрофильная подготовка: экскурсии и стажировки на предприятия и в учреждения профессионального образования
 
Модуль 3 «Профильная школа» (16-18 лет, 10-11 класс)
Задачи:
  • уточнение профильного выбора в условиях вариативного обучения;
  • проектирование после-школьного образовательно-профессионального маршрута;
  • знакомство со специфическими особенностями конкретных выбираемых специальностей и направлений подготовки;
  • формирование ценности самообразования и саморазвития.
 Ожидаемые результаты:
  • Профессионально мобильная, социально компетентная, конкурентоспособная личность выпускника школы;
  • хорошая социальная ориентация учащихся, владение различными средствами коммуникации, социальными умениями и навыками;
  • Сформированный личный профессиональный план и готовность к его реализации.
 Содержание модуля 3
 
 Раздел 1. Вводное занятие
Теория: «Пути получения профессии, ситуация на рынке труда и рынке образовательных услуг»
Практика: Диагностическая игра «Профконсультация».
Раздел 2. Групповые профконсультации.
Теория: «Выявление соответствия профессиональных интересов и склонностей требованиям профессии».
Практика: Игра «Советчик»
Раздел 3. Формирование навыков самопрезентации и трудоустройства.
Теория: умение подчеркнуть сильные и нивелировать слабые стороны своей личности при трудоустройстве
Практика: составление резюме.
Раздел 4. Профессиональные пробы: экскурсии и стажировки на предприятия и в учреждения профессионального образования, производственная практика.
 
Методы оценки эффективности программы
 
Общим критерием продуктивности реализации краткосрочной профессиональной модульной программы, как средства формирования и развития компетенций учащихся, следует считать успешную реализацию приобретенных психологических особенностей и освоенных технологий, необходимых для профессионального самоопределения.
Также занятия по программе помогут учащимся найти и осознать оптимальные способы саморазвития. Для отслеживания эффективности занятий по формированию социально-компетентностной личности предлагается следующий пакет методик:
  • опросник социально-психологической адаптированности (К. Роджерс и Р. Даймонд);
  • методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы;

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»