Методика проведения индивидуальной творческой
проектной деятельности старших
дошкольников по технологии
Князева Карина Юрьевна
План:
- Понятие о творческом проекте.
- Практическая работа по выявлению специфических особенностей индивидуальной творческой и коллективной творческой проектной деятельности.
- Обмен мнениями относительно возможности и целесообразности включения индивидуального творческого проектирования в работу с детьми.
- Содержание деятельности педагога по подготовке индивидуального творческого учебного проекта «Моя любимая игра и как я научу в нее играть малышей».
- Заключение.
Проектный метод обучения – это всегда сочетание деятельности педагога и педагогических приемов активизации деятельности детей. По классификации, предложенной Н.Е. Веракса [1], творческий проект бывает двух видов: коллективный и индивидуальный. Один из видов коллективного творческого проекта – это коллективное творческое дело (по И.П. Иванову). Технология КТД подробно описана в педагогической литературе и широко представлена в современной образовательной практике. Рассмотрим особенности индивидуального творческого проекта в сравнении с коллективным творческим делом по показателям:
1.1. Структура проектной деятельности.
1.2. Форма ответственности за полученный результат (коллективная, индивидуальная).
1.3. Роль воспитателя в активизации проектной деятельности ребенка.
- Практическая работа по выявлению особенностей индивидуальной творческой проектной деятельности.
- Работа с таблицей №1 (последовательность заполнения граф задана цифрами от 1 до 6).
Виды творческого проектирования | Структура проектной деятельности | Ответственность за конечный результат (индивидуальная, коллективная) | Формы социальной презентации | |||||
Целеполагание (мотивация на конечный результат) | Определение содержания деятельности /предметы, материалы/ |
Выбор необходимого оборудования | Распределение обязанностей, организация взаимодействия | Результат |
Социальная презентация результата | |||
Коллективный проект «Весенний концерт» |
1. /Принять участие в общем концерте. Потребность личностного развития: быть со всеми/ |
6. |
2. Концерт, праздник | 3. |
4. Коллективная |
5. |
||
Индивидуальный творческий проект «Моя любимая игра для малышей». |
1. Научить малышей играть в свою любимую игру. /Потребность личностного развития: показать себя, свою умелость, значимость/ |
6. |
Обучающая игра с малышами |
3. |
4. Индивидуальная |
5. Защита проекта |
- Комментарии по ходу заполнения таблицы№1.
Цифра 5.
Формы социальной презентации определяются воспитателем в зависимости от того, кто несет ответственность за результат /см. пункт 4/.
- Коллективная ответственность – форма «Альбом «Наши общие дела», который представляет собой отчет о ходе выполнения проекта и его результатах, в том числе с учетом вклада отдельных детей.
- Индивидуальная ответственность – форма «Защита своего проекта» - отчет о ходе выполнения проекта и его результатах, с использованием подготовленных материалов и демонстрацией свидетельств успешности проекта (рисунки малышей о том, как вместе играли, фотографии).
Цифра 6. Результат не может быть получен без содержания, оборудования и организации деятельности.
Выводы.
- Сходство индивидуального и коллективного творческого проекта состоит в единой структуре процесса деятельности.
- Отличия:
- Форма представления результата.
- Форма проведения социальной презентации.
- Вопрос для обсуждения с педагогами: когда, по-вашему, целесообразно начинать работу по индивидуальной творческой проектной деятельности? /Предполагаемый ответ: когда у детей есть опыт коллективной творческой проектной деятельности и понимание целостности процесса деятельности, т.е., ребенок ориентируется не на выполнение отдельных действий, а на получение конечного продукта деятельности/.
- Содержание деятельности педагога по подготовке индивидуального творческого учебного проекта «Моя любимая игра и как я научу в нее играть малышей».
- Педагог определяется с учебной темой.
Тема задана: «Моя любимая игра для малышей».
2. Педагог определяет участников проекта.
Участники заданы: дети.
3. Педагог прогнозирует предполагаемые результаты проектной деятельности детей группы. Для этого он отвечает на следующие вопросы:
2.1. Какие игры могут быть предложены детьми с учетом их интересов:
- настольные, ролевые, игры с конструктором, подвижные;
- игры, принесенные из дома и (или) игры, в которые дети играют в детском саду.
/в помещении своей группы, в помещении младшей группы, на улице, в период каникул/.
- По итогам подготовительного этапа:
- вносятся корректировки в заданную учебную тему.
- формулирует основополагающий вопрос проекта.
Пример: «Моя любимая настольная игра и как я научу малышей в нее играть?» /Таблица 2. Целеполагание/.
Вывод: подготовительный этап завершается формулировкой основополагающего вопроса проекта.
Второй этап: Организационный.
- Формулировка гипотезы.
Вопрос: от чего зависит успех обучения любой игре? /знанию правил и умению их объяснить/.
Пример: я предполагаю, что если ребенок понятно расскажет правила игры, то он сможет научить других в нее играть.
- Исходя из гипотезы, педагог формулирует дидактические задачи (это задачи для педагога).
- Познакомить.
- Разработать.
- Освоить.
- Познакомить детей с тем, что научить играть – это значит понятно рассказать другому ребенку правила игры.
- Разработать – графическую схему последовательного описания правила игр и графический план презентации проекта ребенком (название игры, описание правил игры, рассказ о том, кого учил играть в игру, рассказ о том, что получилось) с демонстрацией наглядного материала (рисунка игры, правил игры, рисунков того, как играли с малышом).
- Научить детей в последовательно описывать правила игр по заданной схеме.
- Исходя из дидактических задач, педагог формулирует учебные задачи (это задачи для ребенка).
- Нарисовать игру, в которую ты хочешь научить играть малышей. /Таблица 2. Содержание./
- Составить и оформить описание правил игры. /Таблица 2. Выбор необходимого оборудования./.
- Договориться о помощи взрослых. /Таблица 2. Распределение обязанностей/.
- Поиграть в игру с малышами. /Таблица 2. Результат/.
- Зарисовать, как вы играли. /Таблица 2. Результат/.
- Рассказать всем о том, как учил играть малышей. /Таблица 2. Социальная презентация/.
5. Информация о целях, задачах и план проектной деятельности вывешивается для ознакомления родителей.
Вывод: По итогам организационного этапа у ребенка должно сложиться четкое понимание цели собственной деятельности и план действий по ее достижению. /Таблица 2/. У родителей представление о значимости и содержании проектной деятельности ребенка.
Таблица 2.
Виды творческого проектирования | Структура проектной деятельности | |||||
Целеполагание (мотивация на конечный результат) | Определение содержания деятельности /предметы, материалы/ |
Выбор необходимого оборудования | Распределение обязанностей, организация взаимодействия | Результат |
Социальная презентация результата | |
Индивидуальный творческий проект «Моя любимая игра для малышей». |
«Моя любимая настольная игра и как научить малышей в нее играть?». | Нарисовать игру, в которую ты хочешь научить играть малышей. |
Составить описание правил игры. | Договориться о помощи взрослых. | Поиграть в игру с малышами. Зарисовать, как вы играли. |
Рассказать всем о том, как учил играть малышей |
Третий этап: реализация проекта.
Включает:
- Руководство ходом реализации проекта.
«Ресурсный круг».
Каждое утро все дети, занятые проектной деятельностью, вместе с воспитателем садятся в круг.
Воспитатель, опираясь на графический план проектной деятельности:
- напоминает всем о том, что сегодня предстоит сделать по плану.
- обращает внимание на то, что к делу сегодняшнего дня можно приступать только тогда, когда завершено дело вчерашнего дня.
- предлагает каждому рассказать, что им сделано по плану за вчерашний день и что он будет делать сегодня.
- напоминает правила работы в круге: первым рассказывает ребенок, сидящий от воспитателя слева. После того, как он выскажется, прикосновением руки к правому предплечью ребенка, сидящего слева, передает ему слово. /Обсуждение в ресурсном круге всегда идет по часовой стрелке/.
- Индивидуальная помощь воспитателя:
- по запросу ребенка.
- по необходимости, если ребенок акцентирует свое внимание на действии, а не на предмете. Рекомендуемые вопросы: «Где видно из твоего рисунка, что это твоя любимая игра?», «А как догадаться по рисунку, что тебе удалось научить малыша играть в твою игру?», «Как по рисунку узнать, что ты доволен тем, как вы играли?», «А как догадаться по рисунку, что малышу понравилось играть с тобой?».
- Индивидуальные консультации для родителей по ходу выполнения ребенком проекта.
- Составление графика проведения индивидуальных обучающих игр.
В группе 20 детей.
10 детей уходит в младшую группу и 10 детей принимают малышей в своей группе. /В зависимости от степени самостоятельности и организованности детей возможны и другие формы организации детского взаимодействия/.
День: 31.03.2010 г.
Время: 9.30 – 9.50.
Вывод: третий этап завершается проведением индивидуальных обучающих игр.
Четвертый этап: социальная презентация.
1. Обязательные условия:
- с презентацией выступает каждый ребенок.
- каждый может задавать вопросы выступающему.
- по результатам презентации ребенок должен получить подтверждение общественного признания его личных
2. Форма проведения социальной презентации определяется воспитателем.
Это может быть:
- Ресурсный круг.
- Круглый стол с участием родителей.
- Выступление перед педагогами детского сада.
- Если не предполагается выбора лучшего проекта, например, для включения его в «Книгу лучших игр в подарок малышам», то каждый ребенок награждаются памятным дипломом.
- Если стоит задача выбора лучших проектов, то каждому участнику дается одна фишка, с помощью которой он «голосует» - кладет на тот проект, в котором идея обучения малышей игре представлена наиболее интересно с
По итогам голосования каждый награждается памятным дипломом. Одновременно отмечаются проекты – победители.
Награда за лучшие проекты не может быть материально значимее, чем диплом участника.
Заключение:
Личностно развивающий эффект реализации индивидуальных творческих проектов состоит в том, что взрослый поддерживает инициативу ребенка, развивает его творческие способности за счет расширения представлений о существующих возможностях в момент обсуждений вариантов, представляемых сверстниками, создает условия для проявления ребенком самостоятельности в изменяющейся социальной среде (межвозрастное взаимодействие и социальная презентация проектов).
Ребенок приобретает позитивный опыт конкурентного взаимодействия и понимает, что его деятельность представляет ценность не только для него, но и для других.
Формируются универсальные учебные навыки: умение действовать по инструкции, ориентироваться не на
действия, а на продукт деятельности.