Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Методика разработки деловой игры с учетом педагогического опыта

Ольнева Эльвира Ивановна
     Сегодня, в условиях реорганизации средне-профессионального образования, использование образовательных деловых игр становится  актуальным, так как речь идет о повышении качества подготовки обучающихся.  Для этого необходимо пробудить у обучающихся интерес к овладению выбранной специальностью. Чтобы удовлетворить эти требования, педагогам приходится придумывать новые, интересные способы проведения своих занятий. Одним из способов пробудить у обучающихся интерес к овладению специальностью является деловая игра. Деловая игра - средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности (включая экстремальные) методом поиска новых способов ее выполнения. Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия. Игра также является методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности [2]. Сегодня многие педагоги в практике обучения обучающихся активно применяют деловые игры. Деловая игра активизирует образовательный процесс и, по сравнению с традиционной формой проведения практических занятий, способствует формированию таких качеств личности: как дисциплинированность, ответственность, чувство долга, умение взаимодействовать с коллективом, обеспечивает большую эмоциональную включенность обучаемых в образовательный процесс [3]. С поступлением в учебное заведение начинается важный этап в жизни обучающегося. Непривычный режим жизни обучающегося предполагает повышенную работоспособность по сравнению со школьниками. Некоторые обучающиеся болезненно реагируют на изменение условий жизни: нарушается сон, аппетит, ослабляется сопротивляемость к болезням. Всё это сказывается на ухудшении работоспособности, теряется интерес к учебе. Психологическая напряжённость усугубляется физическим напряжением. К человеку в этот период предъявляются новые требования, у него появляются новые обязанности; новые товарищи, новые отношения также требуют определённых нравственных усилий и опыта включения в деловые отношения. Физическое и психическое самочувствие обучающихся  обычно стабилизируется через полтора - два месяца пребывания в учебном заведении.
    Игра -  наиболее освоенная детьми деятельность. Они в ней черпают образцы для решения своих жизненных задач, возникших в познании, в труде, в творчестве. Поэтому опора на игру - это важный путь включения обучающихся в учебную работу без психологических сдвигов и перегрузок. Игра как бы синтезирует познавательную, трудовую и творческую активность. Любое новое занятие или умение, приобретённое в школе и в институте, побуждает его к действию с ним. Характер же этого действия игровой, наиболее понятный для людей из их прежнего опыта. Поэтому тема игры в педагогике очень актуальна, т. к. игра - мощнейшая сфера «самостоятельности» человека: самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации, самоосуществления. Благодаря играм обучающийся учится доверять самому себе и всем людям, распознавать, что следует принять, а что отвергнуть в окружающем мире. Я хотела бы проанализировать путем наблюдения за тем, как игра помогает педагогу найти общий язык с обучающимися, а им постичь знания без стрессов и с интересом, и сравнения данной игры с обычными лекциями.
    Многообразие понятия «деловая игра» порождает несогласованность во многих попытках его определения. Сегодня деловую игру можно рассматривать и как область деятельности и научно-технического знания, и как имитационный эксперимент, и как метод обучения, исследования, решение практических задач.  Д. Б. Эльконин в книге «Психология игры» предполагает, что возможны несколько вариантов возникновения и становления игровой деятельности. Одна из них: на заре человечества, когда охота занимала одно из центральных мест в жизни первобытнообщинного общества, после неудачной охоты могла возникнуть ситуация, требующая имитации действий охотников во время ловли дичи. Если неудача на охоте могла быть вызвана несогласованностью коллективных действий охотников, то возникала необходимость отработки этих действий. Или после удачной охоты охотники рассказывали, как всё происходило, и кто себя проявил. При этом воссоздавались элементы реальной действительности, а это - признаки игры. В этих случаях происходит выделения из целостной реальной и жизненно важной трудовой деятельности той её части, которая может быть названа ориентировочной в отличие от исполнительской, непосредственно связанной с получением материального результата. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что первые игровые формы возникли ещё в слаборазвитых общинных формациях. Они могли выступать как средство обучения, коллективо-образования, передачи информации. Игры в форме в ритуалов и обрядов перестают играть важную роль в жизни с развитием общества, со сменной формацией (то первобытнообщинной - к рабовладельческой и феодальной). В играх появляются две основные разновидности: игры - театрализованные представление и спортивные игры. Игра рассматривается как феномен культуры, так как она становится важнейшей частью досуга народа. В них проявляется ловкость, смекалка, юмор участников. Они - средство самовыражения народа в утехах и развлечениях. Долгое время единственной развёрнутой формой существования игры была - детская игра. Однако в настоящее время игра вновь приобрела значительный вес и довольно высокий статус в подготовке и переподготовке взрослого населения, в решении инновационных проблем в жизни общества. Немецкий психолог К. Гросс, первым предпринявший попытку систематического изучения игры, считал, что игра для человек является изначальной школой поведения, школой жизни. Из игры человек извлекает пользу. Игра, по мнению многих учёных, есть вид развивающей деятельности, форма освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека. Деловая игра - метод имитации принятия решений руководящих работников или специалистов в различных производственных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей или человеком с ПК в диалоговом режиме, при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределённости. (Бельчиков Я.М., Бирштейн М.М., 1989) [3]. Деловая игра - средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности (включая экстремальные) методом поиска новых способов ее выполнения. Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия. Игра также является методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности [4]. Деловая игра - это групповое упражнение по выработке последовательности решений в искусственно созданных условиях, имитирующих реальную производственную обстановку [1]. Для выявления сущности понятия необходимо рассмотреть теоретические основы деловых игр, их назначения, основные характеристики, структуру. Необходимо понимать значение деловой игры в гуманизации профессиональной деятельности, осознавать данный метод как реализацию диалогического принципа в профессиональном обучении. Деловая игра позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения, стимулирования творческой активности участников как с помощью специальных методов работы (например, методом «Мозгового штурма»), так и с помощью модеративной работы психологов-игротехников, обеспечивающих продуктивное общение [7]. Можно сделать вывод, в литературе нет однозначного определения понятия «деловая игра», но проанализировав различные трактовки, можно увидеть, что во всех них отмечается особенность деловой игры - наличие ситуации или имитационной модели, которая максимально приближена к жизненной ситуации.
   Какие же задачи может помочь реализовать педагогу игровая деятельность? Прежде всего, это установление контакта с человеком. Говоря о таком способе установления контакта, педагоги называют его контактом содружества, сотворчества, лучшим способом вступить в доверительские, дружеские отношения со студентами. Игра также является идеальным средством диагностики как личности, так и группы. Кроме личного развития человека, игра позволяет установить, к чему человек стремится, в чём нуждается, так как в игре он стремится занять желаемую роль. С помощью игры мы можем осуществить оценочную деятельность, так как игра - всегда является тестом для педагога, позволяя развивать, диагностировать и оценивать одновременно. Рассматривая деловую игру как педагогическую категорию, она занимает огромное место в развитии, то она давно используется как педагогическое средство. Так, ещё в конце прошлого века игру в целях развития стали использовать дефектологи: лечение заикающихся детей, отстающих в психическом развитии и т. д. Игра в педагогическом процессе может «сливаться» с другими видами деятельности, обогащая их.  Например, общеизвестно, что положительный эффект даёт слияния трудовой и игровой деятельности в детском возрасте. Кроме того, отдельное место в педагогике занимают дидактические игры, существенно обогащая процесс обучения. Еще занятия - игры характеризуются положительными качествами, как ярко выраженная мотивация деятельности, добровольность участия и подчинения правилам, заинтриговывающая неопределённость исхода и более высокая, по сравнению с обычными лекциями, обучающая, развивающая, и воспитательная результативность. Для использования всех игр в обучении характерна общая структура учебного процесса, включающая четыре этапа:
-  ориентация: педагог даёт тему, представляет характеристику игры, общий обзор её хода и правил;
- подготовка к проведению: ознакомление со сценарием, распределение ролей, подготовка к их исполнению, обеспечение процедур управления игрой;
- проведение игры: педагог контролирует  ход игры, следит за последовательностью действий, оказывает необходимую помощь, фиксирует результаты;
-     обсуждение игры: рассматривается характеристика выполнения действий, их восприятие участниками, анализируется положительные и отрицательные стороны хода игры, возникшие трудности, обсуждается возможные совершенствования игры, в том числе изменения её правил.
      Но применение деловой игры в обучении сталкивается с рядом проблем, и прежде всего с меньшей обучающей эффективностью игры по сравнению с обычной учебной работой, основу которой составляет учение как вид специальной деятельности учащихся, направленной на усвоение знаний, формирование умений и навыков. И при этом далеко не все педагоги в достаточной мере знакомы с учебными играми, немаловажной является и проблема обеспечения дисциплины, должного порядка в ходе игры по причине повышенной оживлённости, эмоциональности учащихся. Однако глубокая продуманность учебной цели, обоснованный отбор содержания учебного материала и обеспечение высокого уровня включенности всех учащихся в игру, в которой ключевые роли получают не только сильные в учении, позволяют преодолеть эти и другие проблемы. В последнее время постепенно в учебную практику начали внедряться компьютерные игры. Эпизодичность использования компьютера на большинстве занятий создаёт обстановку игры даже в том случае, если обучающиеся работают по учебным программам. Особая ценность деловой игры для образования заключается в новых логических конструкциях и их сочетаниях при исследовании мира возможностей, открытие и освоение которых приносит так много удовольствия и так важно для постижения вероятностных процессов в природе и обществе. Поэтому деловая игра может применяться для обучения, диагностики индивидуальных особенностей их участников, организации процесса принятия решений, в исследовательских целях. Можно обратить внимание на то, что данный метод синтезирует в себе преимущества экспериментального, аналитического и экспертного методов. Рассмотрим преимущества деловых игр перед традиционными методами обучения:
- цели игры в большей степени согласуются с практическими потребностями обучающихся. Данная форма организации учебного процесса снимает противоречие между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности, системным характером используемых знаний и их принадлежности разным дисциплинам;
- метод позволяет соединить широкий охват проблем и глубину их осмысливания;
- игровая форма соответствует логике деятельности, включает момент социального взаимодействия, готовит к профессиональному общению;
-  игровой компонент способствует большей вовлеченности обучаемых;
-  деловая игра насыщена обратной связью, причем более содержательной по сравнению с применяемой в традиционных методах;
-  в игре формируются установки профессиональной деятельности, легче преодолеваются стереотипы, корректируется самооценка;
-   традиционные методы предполагают доминирование интеллектуальной сферы, в игре проявляется вся личность;
- данный метод провоцирует включение рефлексивных процессов, представляет возможность интерпретации, осмысливания полученных результатов [3].
    Деловые игры позволяют увеличить масштаб охвата действительности, наглядно представляют последствия принятых решений, дают возможность проверить альтернативные решения. Информация, которой пользуется человек в реальности, неполная, неточная. В игре ему предоставляется хотя и неполная, но точная информация, что повышает доверие к полученным результатам и стимулирует процесс принятия ответственности. Можно сделать вывод, что деловые игры в отличие от других традиционных методов обучения позволяют более полно воспроизводить деятельность игроков, выявлять затруднения и причины их появления. Деловые игры позволяют разобраться в своих ошибках и ошибках других, выслушать различные мнения и советы со стороны.
  На эффективность деловой игры влияют социально-психологические характеристики личности каждого обучающегося, т.е. способность действовать в соответствии с ролью зависит от индивидуальных особенностей участника. Трудности в управлении игрой могут быть вызваны некоторыми индивидуальными особенностями ее участников, выражающимися в неспособности к групповой деятельности и неспособности принять игровую ситуацию. В первом случае причиной являются, как правило, гипертрофированная значимость для участника оценка его действий, связанная с неадекватностью Я-концепции, завышенной или заниженной самооценкой. Поведенческие проявления этих особенностей, демонстративное поведение, постоянное вмешательство, навязывание своей точки зрения, ссоры, уход из игры. Во втором случае причиной являются либо невротические блокировки проявлений самостоятельного, спонтанного поведения, высокая тревожность, либо ригидность. Участие таких игроков нежелательно. Однако отбор для участия в деловых играх неприемлем, имеющиеся данные следует учитывать при распределении ролей [7]. Педагог при проведении игры должен уметь наблюдать за ними, вовремя их фиксировать для того, чтобы поддерживать необходимый уровень эмоциональной и интеллектуальной напряженности. Для интенсификации интеллектуальной деятельности можно вводить некоторые психогимнастические упражнения, которые могут быть направлены на регуляцию эмоционального состояния участников, развитие их коммуникативных умений. Они используются ведущим исходя из анализа ситуации, сложившейся в игре. Как показывают исследования, эмоциональное состояние участников не зависит от инициативности и эмоционально-экспрессивных способностей в общении. В большей степени оно определяется эффективностью игры и социально - психологическими характеристиками игроков. Следовательно, эмоциональное состояние игроков в значительной степени зависит от качества управления игрой. При этом, тем не менее, необходимо минимизировать вмешательство педагога в ход игры. Авторитарная позиция педагога блокирует игровое поведение участников, снижает эффективность рефлексии в ходе обсуждения результатов. Часто в ходе проведения деловой игры возникает сложность разворачивания в связи с интенсивным протеканием процесса формирования группы, так как обучающиеся стремятся обеспечить себе достаточно высокий социометрический статус и для этого могут избрать стратегию критики. Наиболее естественным объектом для критики им представляется игра, поэтому процесс формирование группы лучше вывести за рамки игры. Например, предварительно провести дискуссию, ходом которой легче управлять. При этом необходимо показать, что к неудачам приводит не слабая конструкция игры, а не учёт обучающимися каких-либо факторов. Они должны убедиться, что результат появляется не случайно и не просто по воле разработчиков, а есть следствие имитации реальных процессов. Сложности в управлении игрой могут быть вызваны следствием потери двуплановости, т.е. на игру могут переноситься личные взаимоотношения. Педагог должен подчеркнуть ее условный характер, а в случае необходимости перераспределить роли, изменить правила. Еще одна ситуация связана с утратой понимания игрового контекста одним из участников и его попытками решить личные проблемы (например, доминирование) в игре. Такого участника педагог должен замкнуть на себе, минимизировать его контакты. В то же время условность может быть гипертрофирована. Азарт игроков вызывает импульсивные действия, способствует концентрации на выигрыше, а не на результате. Задача руководителя состоит в регуляции эмоциональных состояний. Следует сделать выигрыш и проигрыш не слишком однозначными, снизить их значение. В этой ситуации не следует вводить случайные события. Являясь одним из активных способов обучения, деловая игра обладает следующими особенностями: активизацией мышления и поведения участников, высокой степенью вовлечения в процесс игры, обязательностью взаимодействия участников между собой и с материалом игры. Деловая игра отличается тем, что у неё есть «последействия» - то, что является социально-психологическим следствием участие в такой игре. Проиграв в лотерею, мы говорим - «не повезло» - и тотчас забываем об этом. Допустив просчёты в деловой игре, надолго задумываемся: «что-то я не знаю, не умею, не понимаю». Сверхзадача игры - это как раз достижение эффекта саморазвития, самообразования, саморегуляции. Именно в этом, а не в самом только процессе надо видеть главное её преимущество. Такой целостный, многоступенчатый процесс создаёт основу для увеличения самостоятельности в решении новых задач, для формирования творческой активности участников - обучаемых. При этом роль педагога - руководителя деловой игры приобретает качественно новую окраску, предъявляя повышенные требования к уровню его психолого-педагогической компетентности. Каждый  метод обучения педагог может использовать во благо или во вред, нужны ещё знания и умение использовать метод соответствующим образом, чтобы его применение приносило безусловную пользу. Таким образом, применение деловой игры помогает приблизить учебный курс к реальной жизни. Но это возможно при условии, если эта игра моделирует реальные ситуации, а не схемы из учебника. Эффект от обучения по методу деловой игры усиливается также за счет перевоплощения участников игры в конкретных действующих лиц.
     Деловую игру рассматривают как моделирование реальной деятельности специалиста в искусственно воссозданных условиях, поэтому деловая игра требует от участников соответствующих знаний и навыков. На занятии, построенном на деятельной основе с использованием приемов моделирования решения задачи в реальной жизни, проводится  «Конкурс батика и гобелена». Там моделируется ситуация деловой игры: обучающиеся выступают в качестве претендентов на подписание договоров с фирмой в сфере дизайна женских платков и одновременно в качестве рецензентов - оппонентов. Обучающиеся заранее выполнили творческие проекты по созданию коллекции батика и гобелена. Целями занятия для педагога должны стать контроль и систематизация знаний обучающихся по выбранной специальности, и при этом отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности; развивать творческое мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность. Также воспитывать привычки четкого следования требованиям дисциплины в организации своей творческой деятельности. А обучающиеся должны убедиться в том, что в современном мире успешен тот, кто умеет выгодно использовать свои знания и профессиональные умения, и что творчество и знание - залог успеха в жизни. При этом на занятии заранее подготовлены стол для условного представителя и технического секретаря фирмы, также оборудование и материалы для ведения деловой игры, т.е. компьютер и мультимедиа - проектор для демонстрации проектов (преподавательский стол). На отдельной доске  лист оценки защиты проектов по количеству групп участников, сводная таблица оценок, раздаточный материал для оценки знаний по пройденным темам и презентация с основными моментами занятии. Занятие сопровождается  вводным инструктажем, защитой проектов с обсуждением и докладом, потом подведением итогов занятия. По ходу занятия речь педагога должна быть озвучена: « Здравствуйте. Сегодня проведем занятие «Конкурс батика и гобелена» в виде деловой игры, в ходе которой вам необходимо будет показать, чему вы научились на занятиях и продемонстрировать результаты своей работы над творческими проектами. Хотела бы вам показать актуальность девиза «Творчество и знание - залог успеха в жизни». В нашей работе на занятии мы смоделируем ситуацию деловой игры. Я  директор фирмы по производству женских платков для потребителя. Возникла необходимость набрать на работу молодых одаренных сотрудников. Я пригласила специалиста по работе с кадрами и технического секретаря. Несколько дней тому назад фирма объявила о конкурсе на вакантные места со следующими условиями:
-   кандидаты на должность в фирме должны знать основы проектирования и моделирования батика и гобелена, уметь применять их на практике;
-   в разработке проекта могут участвовать не более двух человек;
- коллекция одежды должна состоять из нескольких моделей и соответствовать выбранной тематике проекта;
Правила игры таковы, где каждый участник должен действовать в соответствии с ролью (педагог, эксперт компании, технический секретарь, претендент на должность в компании, рецензент-оппонент), следить за ходом учебной деятельности. Каждый из вас  должен иметь один или более вопросов по содержанию проектов, ясно излагать мысли и основные моменты проекта, быть дружественным и уверенным. Претендующий на роль специалиста фирмы должен следить за ходом учебной деятельности и в случае необходимости вовремя вмешиваться, оценивать содержание выступлений, вопросов, возражений и дать инструкции по выполнению теста. А также совместно с техническим секретарем по полученным результатам распределить места между участниками (т.е. дать рекомендации на подписание договора с компанией). Претендующий на роль технического секретаря должен  оценивать вместе с представителем фирмы организационную сторону, следить за регламентом и обозначать на доске результаты оценок в таблице. Итак, на конкурс заявлено несколько проектов. Предварительная жеребьевка выявила порядок представления. Работа над проектом производилась в парах. Вы должны в выделенное вам время - не более 5 минут - рассказать о своем творческом проекте, так защитить его, чтобы заинтересовать фирму сотрудничать с вами. В течение не более 3 минут вы должны будете ответить на вопросы сотрудников фирмы и своих оппонентов. По итогам занятия мы должны будем заполнить Сводную ведомость оценок защиты проектов, которую я вам сейчас демонстрирую (плакат на доске). У каждой группы на парте, лежит ведомость «Лист оценки защиты проектов», куда вы будете вносить ваши оценки претендентам по представленным критериям. Свою оценку выставят и «сотрудники» фирмы, по результатам тестирования, которое мы проведем после защиты проектов. Желаю успехов в защите ваших проектов и в заключении выгодных договоров!» В деловой игре решается сразу несколько познавательных и воспитательных задач. Ряд продуманных взаимосвязанных приёмов воздействует на такое интегральное качество личности, как её готовность к конкретной практической деятельности. В игре предусмотрен ряд сложных по сложности задач для того, чтобы каждый участник отыскал для себя посильную и успешно с ней справился. Радость успеха является обязательным компонентом игровой деятельности. Деловая игра - это открытая система, в ней нет тупиковых ситуаций. Деловая игра как метод обучения позволяет как бы «прожить» определённую ситуацию, изучить её в непосредственном действии, при этом у обучающихся формируются умение общаться на формальной и неформальной основах и эффективно взаимодействовать на равных. Они также научатся проявлять качества стержня команды, ориентироваться в конфликтных ситуациях и правильно их разрешать. Обучающиеся отрабатывают навыки получать и обрабатывать нужную информацию, оценивать, сравнивать и усваивать её. Также принимать решения в неопределённых ситуациях и распоряжаться своим временем, распределять работу среди других, давать им необходимые полномочия, оперативно принимать организационные решения. При деловой игре проявляются деловые качества предпринимателя: ставить перспективные цели, использовать благоприятные возможности. А самое главное, научиться критически оценивать вероятные последствия своих решений, учиться на своих ошибках. Подведение итогов деловой игры может быть различным по форме, но обязательно включает анализ игры и оценку деятельности её участников.
      В настоящее время деловые игры используются в учебном процессе, как в высших, так и средних специальных учебных заведениях, технических и гуманитарных. Широкое распространение попыток применения деловых игр имеет свои позитивные и негативные стороны и соответственно своих сторонников и противников. Появились две противоположные тенденции ее осмысления. Позитивная подтверждает возможности деловых игр как инструмента формирования личности специалиста и активизации учебного процесса. Негативная связана с недостаточно глубоким пониманием сущности деловой игры, прежде всего как педагогического явления, главное в котором не внешняя форма, а сложные психолого-педагогические факторы, действующие через нее и благодаря ей. Следует также отметить, что как в отечественной, так и в зарубежной научной литературе отсутствует общепринятая концепция деловой игры [5]. Можно сделать выводы, что деловые игры позволяют получить более-менее ясное представление о том, как человек будет себя вести в группе, то есть кто-то из членов группы станет естественным стержнем команды, кто-то - генератором идей, а кто-то будет предлагать эффективные пути их воплощения. В процессе анализа мы рассмотрели понятие деловой игры; изучили историю возникновения деловых игр, их развитие; сравнили деловые игры с традиционными методами обучения, а так же рассмотрели проблемы, возникающие в ходе проведения игры. Выяснилось, что проблема измерения эффективности деловой игры достаточно остра. Можно сделать вывод, что в результате проведения деловой игры у игроков снижается эгоцентрические тенденции в поведении и мышлении [4], обостряется социальная чувствительность. И деловые игры часто служат развитию и формированию личности, вырабатывают инициативу и самостоятельность в принятии решений. Их строение отражает логику практической деятельности, и поэтому они являются не только эффективным средством усвоения знаний и формированием умений, но и способом подготовки к профессиональному общению. Итак, в деловой игре педагоги учат обучающихся быть лучше, слушать других людей, уважать чужое мнение, стремиться к постижению нового. В процессе игры  обучающийся полностью раскрывается, и материал, который ему нужно усвоить, становится интереснее и легче. И всё это пригодится в дальнейшей жизни каждого обучающегося. И что деловые игры в своей основе имеют поиск оптимальных решений конкретной проблемы или задачи, которые возникают в практической деятельности. Будем считать, что это очень эффективный и полезный вид деятельности для обучающихся в настоящее время.
 
Список литературы:
1. Арстанов, М.Ж., Принципы игровой деятельности // Современная высшая школа / Арстанов М.Ж., Хайдаров Ж.С. - 1982. - №1. - С. 126.
2. Бельчиков Я.М., Деловые игры / Бельчиков Я.М., Бирштейн М.М., РИГА «АВОТС» 1989-304 с.
3. Бельчиков, Я.М. Деловые игры // Наука и техника: журнал / Бельчиков Я.М. - 1984. 1- №5. - С. 146.
4. Вербицкий, А.А. Деловая игра как метод активного обучения // Современная высшая школа / Вербицкий А.А. - 1982. - №3. - С. 129.
5. Гусейнов Г.М., В.В. Ермилова, Композиция костюма. - М.: «Академия», 2003
6. Минскин Е. М. «От игры к знаниям»: пособие для учителей. - М.: Просвещение, 2002 г.
7. Новоселов, С.А. Творческий компонент подготовки педагога профессионального обучения Текст / С.А. Новоселов, Л.А. Шкутина,
В.В. Егоров. - Киров: Изд-во Вятск. гос. пед. ун-та, 2001. - 302 с.
6. Минскин Е. М. «От игры к знаниям»: пособие для учителей. - М.: Просвещение, 2002 г.
7. Пидкасистый П. И. , Хайдаров Ж. С. «Технология игры в обучении и развитии». М.: 1996 г.
8. Сиденко А. «Игровой подход в обучении»// Народное образование, № 8, 2005г., с. 134 - 137.
9. Шаталов В. Ф. «Эксперимент продолжается». - М.: Педагогика, 1999 г.
10. Эльконин Д. Б. «Психология игры». - М.: Педагогика, 1998 г.
 
 
Приложение 1.
Структура  учебного процесса.
Этапы деловой игры
Ориентация. Тема, характеристика игры, общий обзор её хода и правил.
Подготовка к проведению. Ознакомление со сценарием, распределением ролей, подготовка к их исполнению, обеспечение процедур управления игрой.
Проведение игры. Ход игры, последовательность действий, результаты.
Обсуждение игры. Характеристика выполнения действий, их восприятие участниками, положительные и отрицательные стороны хода игры, трудности,  совершенствования игры, в том числе изменения её правил.
 

Приложение 2.
Преимущества деловых игр перед традиционными методами обучения.
Деловые игры Традиционные методы обучения
Цели игры согласуются с практическими потребностями обучающихся. Противоречие между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности, системным характером используемых знаний и их принадлежности разным дисциплинам.
Метод позволяет соединить широкий охват проблем и глубину их осмысливания. Информация неполная и неточная.
Игровая форма соответствует логике деятельности, включает момент социального взаимодействия, готовит к профессиональному общению. Отсутствие опыта.
Игровой компонент способствует большей вовлеченности обучаемых. Отсутствие групповой деятельности.
Деловая игра насыщена обратной связью Неполная социальная чувствительность.
В игре формируются установки профессиональной деятельности, легче преодолеваются стереотипы, корректируется самооценка. Отсутствие логики практической деятельности и низкая эффективность усвоения знаний.
В игре проявляется вся личность. Традиционные методы предполагают доминирование интеллектуальной сферы.
Игра провоцирует включение рефлексивных процессов и представляет возможность интерпретации, осмысливания полученных результатов. Низкая активизация учебного процесса.
 
 
Приложение 3.
План игры «Конкурс батика и гобелена».
Сценарий деловой игры
Структура деловой игры Деятельность участников игры Деятельность педагога
Формулировка цели игры и необходимая информация Представление проблемы или структуры задач, соотношение проблемы с поставленной целью. Организация работы в группе.
Цель деловой игры Проведение деловой беседы с кандидатами  на вакантные места.  
Подготовка к игре Кандидаты на должность в фирме должны знать основы проектирования и моделирования батика и гобелена, уметь применять их на практике; в разработке проекта могут участвовать не более двух человек; коллекция одежды должна состоять из нескольких моделей и соответствовать выбранной тематике проекта.  
Игровая ситуация Работа над проектом в парах. Время представления проекта – 5 мин. Ответы кандидатов на вопросы сотрудников фирмы оппонентов. Каждый участник должен действовать в соответствии с ролью  (эксперт компании, технический секретарь, претендент на должность в компании, рецензент-оппонент).
Оценка техническим  секретарем вместе с представителем фирмы организационной  стороны, контроль за регламентом.
Контроль над ходом игры.
Самостоятельная работа наблюдателей Вникание в проблему, выработка навыков к анализу ситуации, проявление способностей личности. Коллективное обсуждение практического опыта, уточнение позиции, выработка решения путем соглашения.  
Дискуссия Предложение варианта разрешения проблемы. Управление дискуссией, при помощи наводящих вопросов  приведение к нужному решению проблемы.
Подведение итогов Заполнение сводной ведомости оценок защиты проектов  всеми участниками. Распределение мест между участниками (т.е.  рекомендация на подписание договора с компанией) совместно с техническим секретарем по полученным результатам.
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»