Развитие творческой личности на уроках русского языка и литературы
Чебарева Лариса Николаевна
Новые условия, динамизм общественной жизни усложняет перед учителем задачи. Задача современной школы- всестороннее развитие личности, поэтому школа должна максимально развивать способности обучающихся, обеспечить их гражданское и профессиональное становление. В учебном процессе на первый план выходят воспитательные и развивающие задачи.Сам характер задач, которые стоят перед нашим обществом, открывают поистине бескрайние возможности применения творческих способностей человека. Поэтому, руководствуясь требованиями времени, в преподавании русского и литературы я выбрала основным ориентиром воспитание и развитие творческой личности. Это и понятно, потому что именно русский язык и литература напрямую связаны с творческим процессом, именно на этих предметах формируются мышление, мировоззрение, эстетические ценности личности. В процессе изучения литературы, процессе самом по себе творческом, формируется творческий потенциал и жизненная позиция личности, необходимой современному обществу.
Изучение русского языка и литературы непосредственно влияет на сферу эстетических и нравственных качеств личности. Эти качества в значительной степени определяются эмоциональной основой. Наши эмоции отражают окружающий мир в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла и ситуаций, которые представлены в литературных произведениях. Они неразрывно связаны с важнейшими качествами личности: ее нравственным содержанием, характером мотивационной сферы, эстетическими и нравственными ценностными ориентациями, мироощущением.
Эстетические и нравственные нормы, понятия имеют социальное происхождение: они формировались в исторической практике человека и отражены в духовной культуре человечества, в произведениях искусства, литературы. Глобальные задачи нравственного и эстетического воспитания в школе – духовное развитие личности в процессе освоения различных видов искусства, приобщения к культуре своего народа и народов мира.
Эстетическое воспитание – это воспитание чувства красоты, способности видеть и понимать прекрасное в окружающем мире. Воспитание нравственных качеств личности основывается на понимании и освоении нравственных ценностей, составляющих современную общечеловеческую мораль. Ценности эти – свобода, демократизм, достоинство, честь, ответственность, совесть, любовь, доброта, экологическая культура, космическое сознание, вера, воля, добродетель.
Но чтобы влиять на сферу эстетических и нравственных качеств личности необходимо умение понимать и обрабатывать информацию, умение самой личности решать задачи существования. Это умение есть индивидуальный психологический процесс, который привел человечество к современному уровню цивилизации. Этот процесс называем мышлением.
Мышление представляет собой процессы познания человеком объектов и явлений окружающего мира и их связей, решения жизненно важных задач, поиска неизвестного, предвидения будущего. Мышление – этот процесс работы сознания, переработки мозгом хранящихся в нем знаний и поступающей информации и получения результатов: управленческих решений, продуктов творчества, новых знаний.
Таком образом, уроки русского языка и литературы непосредственно влияют на уровень развития особенностей психических процессов личности, т.е. развивать у обучающихся способы универсальных умственных действий, при помощи которых и осуществляется мышление.
Именно творческий процесс, представляющий собой синтез способов умственных действий, позволяет, используя свои знания, умения, навыки и жизненный опыт, развиваться нравственно-эстетической сфере личности. Творчество является объединенной зоной развития всех качеств личности.
Поэтому на уроках русского языка и литературы основополагающим элементом в целостном развитии личности обучающихся является творческий процесс.
Методика обучения русскому языку стоится на основе нескольких технологий:
-перспективно-опережающее обучение;
-дифференцированное обучение;
- развивающая система уроков по темам;
-коллективный способ обучения.
Методика преподавания литературы строится на основе технологий и методик:
- принцип гуманизации;
-курсовое обучение (тематические блоки);
-проблемное обучение;
-коллективный способ обучения;
- групповая работа обучающихся;
-творческие мастерские;
- индивидуальная работа на уроках.