Что нужно знать школьнику об индивидуальном
проекте в условиях реализации ФГОС
Федосов Геннадий Семёнович
Проектная деятельность в образовательных учреждениях регламентируется положениями Федеральных государственных образовательных стандартов, Примерными основными образовательными программами, Положениями об итоговом индивидуальном проекте обучающегося образовательных учреждений.Некоторые положения о проектной деятельности в ФГОС ООО:
12. Достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, необходимых для продолжения образования, является предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.
При итоговом оценивании результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования должны учитываться сформированность умений выполнения проектной деятельности и способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач....
18.1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должна:
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должна включать описание организации и содержания государственной итоговой аттестации обучающихся, промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности, итоговой оценки по предметам, не выносимым на государственную итоговую аттестацию обучающихся, и оценки проектной деятельности обучающихся.
Требования к содержанию и направленности проекта
Проекты должны быть посвящены актуальным проблемам научной, культурной, политической, правовой, социальной жизни современного мирового сообщества.
Проект может рассматривать один из аспектов избранной проблемы, тем самым быть открытым, предоставляющим другим творческим коллективам возможность продолжить изучение новых аспектов этой проблемы.
Проектная работа включает не только сбор, систематизацию и обобщение информации по выдвинутой проблеме, но и представляет собой самостоятельной решение исследование, демонстрирующее авторское видение проблемы, оригинальное ее толкование или решение. Проект должен иметь практическую направленность, быть востребованным и иметь возможность применения в той или иной сфере человеческой деятельности.
Проектные задания должны быть четко сформулированы, цели, задачи и средства ясно обозначены. Совместно с обучающимися определяется программа действий.
Пример плана работы обучающегося
над индивидуальным итоговым проектом.
над индивидуальным итоговым проектом.
Этапы работы / Вид деятельности
1. Ознакомление с назначением, основными понятиями и порядком выполнения проектной работы.
Освоение тезауруса проектной деятельности. Ознакомление с примерами проектов.
2. Определение темы проекта
Выбор темы проекта, типа проекта.
3. Выявление источников информации и изучение материала по теме проекта
Конспектирование, выявление особенностей представленной информации.
4. Постановка цели и задач проекта.
Формулирование объекта и предмета проекта, выдвижение гипотезы (в зависимости от вида проекта). Определение методов выполнения задач проекта. Написание Введения в Пояснительной записке.
5. Подбор материала в соответствии с поставленными целями и задачами
Подготовка материала для теоретической части проекта. Изучение практических средств по созданию продукта проекта.
6. Создание продукта проекта
Проведение необходимых практических работ, экспериментов.
7. Обработка полученных результатов
Оформление основной части пояснительной записки.
8. Формулирование выводов
Систематизация и обобщение результатов работы. Написание Заключения.
9. Оформление проектной работы.
Форматирование и печать пояснительной записки в соответствии с требованиями ГОСТа.
10. Представление результатов работы
Подготовка к защите (редактирование текста выступления, подготовка к ответам на вопросы) и защита проекта.
Подготовка к защите проекта
В состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершению проекта для его защиты, в обязательном порядке включаются:
1) Продукт проектной деятельности, представленный в одной из описанных в разделе Классификация проектов форм;
2) Краткая пояснительная записка к проекту (объемом не более 10 листов)
3) Презентация с материалами по проекту для защиты проекта
4) Краткий отзыв руководителя, содержащий характеристику деятельности обучающегося в ходе выполнения проекта, в том числе:
- инициативность и самостоятельность;
- ответственность (включая динамику отношения к выполняемой работе);
- исполнительскую дисциплину.
Пояснительная записка к проекту включает:
- титульный лист
- оглавление,
- введение,
- основную часть,
- заключение,
- список литературы
На титульном листе указываются:
- полное наименование образовательной организации,
- название проекта, автор и руководитель проекта
- год выполнения.
В оглавлении (содержании) перечисляются все разделы и подразделы проекта.
Введение включает в себя ряд следующих положений:
- проект начинается с обоснования актуальности выбранной темы. Здесь показывается, что уже известно по рассматриваемой теме, какие возникают вопросы и гипотезы;
- устанавливается цель работы; цель - это то, что необходимо достигнуть в результате работы над проектом;
- формулируются конкретные задачи, которые необходимо решить, чтобы достичь цели;
- далее указываются методы и методики, которые использовались при разработке проекта;
- завершать введение могут подразделы «на защиту выносится», «новизна проекта», «практическая значимость».
Основная часть проекта может состоять из одного или двух разделов. Первый, как правило, содержит теоретический материал, а второй - экспериментальный (практический). Во втором разделе кратко описываются ход выполнения проекта и полученные результаты.
Важным требованием при оформлении пояснительной записки является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается.
В заключении формулируются выводы, описывается, достигнуты ли поставленные цели,
решены ли задачи.
В списке литературы представлены ссылки на использованные, а также рекомендуемые источники информации (Обучающиеся обязаны соблюдать нормы и правила цитирования)
Пояснительная записка к проектной работе представляется в папке-скоросшивателе с прозрачными файлами и хранится в школе в течение одного года.
Общие требования к оформлению проектно-исследовательских работ:
Работа выполняется на листах стандарта А4, шрифтом Times New Roman, размером шрифта 14 пунктов с интервалом между строк – 1,5.
Размер полей: верхнее – 2 см, нижнее – 1,5 см, левое – 3 см, правое – 2 см.
Титульный лист считается первым, но не нумеруется.
Каждая новая глава начинается с новой страницы. Точку в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят.
Все разделы плана (названия глав, выводы, заключение, список литературы, каждое приложение) начинаются с новых страниц.
Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы.
Объем текста проектной работы, включая формулы и список литературы, не должен
превышать 10 машинописных страниц. Для приложений может быть отведено дополнительно не более 10 стандартных страниц.
Основной текст работы нумеруется арабскими цифрами, страницы приложений – римскими цифрами.
Перечень использованной литературы оформляется в соответствии с требованиями ГОСТа: в алфавитном порядке: фамилии авторов, наименование источника, место и год издания, наименование издательства, количество страниц. Если используются статьи из журналов, то указывается автор, наименование статьи, наименование журнала, номер и год выпуска и номера страниц, на которых напечатана статья. В тексте работы должна быть ссылка на тот или иной источник (номер ссылки соответствует порядковому номеру источника в списке литературы).
Защита проекта
Защита ИИП осуществляется на школьной конференции в устной форме с обязательной демонстрацией фрагментов проекта и/или презентации, что дает возможность публично представить результаты работы над проектом и продемонстрировать уровень овладения обучающимися отдельными элементами проектной деятельности.
В докладе отражаются цель и задачи проекта, основные этапы проектной деятельности, степень самостоятельности проделанной работы,полученные результаты, описание возможностей применения продукта на практике в разных сферах деятельности.
задача, которую предстоит решить каждому - максимально выгодно и обоснованно преподнести все преимущества проекта, учитывая особенности коммуникативного пространства и аудитории.
Презентация как представление результатов проектной работы требует от обучающихся коммуникативных навыков. Компьютерная презентация является частью оценивания проекта как один из
вариантов наглядности защиты, однако ее создание и использование должно быть
продиктовано требованиями целесообразности и эффективности.
После заслушивания доклада (5-7 минут) слушатели и жюри (экспертный совет) задают вопросы по теме проекта.
Защита по времени должна быть спланирована таким образом, чтобы обучающийся мог продемонстрировать готовый проектный продукт или представить материалы, подтверждающие его реализацию.
Соблюдение регламента свидетельствует о сформированности регулятивных навыков обучающегося.
Критерии оценивания выполненной проектной работы экспертным советом:
- Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем;
- Сформированность предметных знаний и способов действий;
- Сформированность регулятивных универсальных учебных действий;
- Сформированность коммуникативных универсальных учебных действий.