Педагогическое сопровождение обучающихся
при работе с технологией холодного батика
Ольнева Эльвира Ивановна
Сегодня в условиях нынешнего образования методика обучения переживает непростой период, связанный с изменением целей образования, разработкой Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, построенного на компетентностном подходе. В настоящее время в своей педагогической деятельности не только мне, но и также другим из педагогов, в связи с желанием подойти к обучающемуся и исправить ошибки, подсказать готовый ответ очень часто приходится преодолеть сложившиеся годами стереотипы про-ведения занятия. С этой же проблемой сталкиваются и учащиеся: им непривычно видеть педагога в роли помощника, организа-тора познавательной деятельности. Трудности возникают и в связи с тем, что в базисном учебном плане сокращается количество часов на изучение отдельных предметов. Все эти обстоятельства требуют новых педагогических исследований в области методики преподавания предметов, связанных с разработкой и внедрением в образовательный процесс современных образовательных технологий. Нынешняя система образования предоставляет педагогу возможность выбрать среди многообразия образова-тельных методик «свою», по-новому взглянуть на собственный опыт ра-боты. Именно сегодня для эффективного проведения урока необходимо осмыслить по-новому позицию педагога, понять, для чего необходи-мы изменения, и, прежде всего, измениться самому.
В учебной программе у нас предусмотрено проведение практических работ по холодному батику. С целью повышения мотивации, интереса и активности обучающихся при выполнении работ, взамен «скучного» задания по предмету на занятии предлагается решить задачу исследовательского характера, по установлению оптимальной методики быстрого создания холодного батика. И в целях развития у обучающихся интереса к изучению данного предмета необходимо использовать как традиционные методы обучения с применением приемов, способствующих побуждению учащихся к практической и мыслительной деятельности; формированию и развитию познавательных интересов и способностей; развитию творческого мышления, так и элементы инновационных технологий (элементы проблемного, личностно-ориентированного обучения, информационно-коммуникативных технологий и другие). Успешность обучения и прочность знаний находятся в прямой зависимости от уровня развития познавательного интереса обучающихся к предмету. То есть на этапе образование направлено, прежде всего, на развитие личности, повышение ее активности и творческих способностей, а, следовательно, и на расширение использования методов самостоятельной работы обучающихся, самоконтроля, использование активных форм и методов обучения, всего этого можно добиться только при наличии интереса у обучающихся к изучению предмета.
Занятие должно быть построено в сочетании специально организованной деятельности и обычного межличностного общения, таким образом, через личностный план общения на занятии реализуется учет возрастных, психологических особенностей учащихся: их готовность к расширению круга общения, к сопереживанию проблем взрослых, стремление к самоутверждению. В процессе ознакомления с холодным батиком студенты выполняют серию упражнений посвященных данной технике. В начале обучения педагог рассказывает об особенностях данного вида батика. Обучающимся предлагается просмотреть изделия, выполненные в технике «холодного батика», где присутствует активное применение фактур (репродукции и творческие работы обучающихся). Затем преподаватель демонстрирует приемы работы, с разными фактурными эффектами (на ткань покрытую красителем посыпается соль, мочевина, рис, порошок), делаем акцент на то, чем отличаются одни эффекты от других. Переходят к практическому заданию. Первоначально обучающийся разрабатывают эскиз, далее составляется абстрактная композиция из геометрических фигур (большого, среднего и маленького размера). Выбирается наиболее удачный вариант эскиза и прорабатывается в цвете (в едином колорите). Затем эскиз увеличивается до рабочего формата и переносится на натянутую, на подрамник ткань, рисунок обводится резервом. После подсушивания контура, начинают работу в цвете. Роспись ведется вливанием цвета в цвет, в разных деталях применяются разные эффекты, фон заливается ровным цветом. В конце работу можно доработать контуром. В конце занятия подводятся итоги. Перед отдельными студентами при выполнении практических работ ставится задача выполнить творческий проект самостоятельно (здесь используется дифференцированный подход, ориентация на индивидуальные способности обучающихся, так как не все способны выполнить данную задачу). Им предлагается осуществлять творческую деятельность, как в группе, так и индивидуально. Обучающиеся, работая в малых группах, должны оптимизировать расходы и обосновать возможность изготовления холодного батика на других принципах, разработать новую оптимальную методику быстрого изготовления батика, подобрать необходимые инструменты. Выполнение практической творческой работы требует сбора и анализа материала об особенностях технологи изготовления батика, поэтому для выполнения и представления запланировано два часа аудиторных практических занятий в неделю и самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся. При выполнении работы происходит изучение и запоминание особенностей изготовления батика, что способствует более глубокому и качественному освоению этих знаний и умений применять их. В результате выполнения этой творческой работы студенты знакомятся с технологией холодного батика и его особенностями изготовления, а также с классическими шедеврами декоративно-прикладного искусства, самостоятельно выявляют оптимальную методику для холодного батика. Полученные результаты практических работ будут применены при выполнении дипломной работы.
Организация и проведение подобных практических занятий дает возможность им проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, применять на практике теоретический материал и повысить свою самооценку как будущего специалиста. Также у обучающихся появляется понимание необходимости личной заинтересованности в приобретении знаний, чтобы учащиеся могли ощущать свою компетентность не только в результате, но и на протяжении всего процесса обучения, в этом и есть условие развивающего воздействия обучения на личность учащегося.
Практико-ориентированность обучения обучающихся обеспечивается включением экскурсий в музеи и выставки, где хорошо представлена история батика и ее экспонаты. На этих экскурсий обращается внимание на значимость для обучающегося понимания строения ниток, влияния различных факторов на ее свойства, важность знаний при каких условиях, в процессе каких технологических операций формируются конечные свойства ткани и как они измеряются, таким образом осознают важность приобретаемых ими знаний и умений по батику.
Применение творческих практических работ позволяет повторить большой по объему теоретический материал, показать связь теоретических положений с особенностями технологии изготовления батика, совершенствовать профессиональные и исследовательские умения - сопоставлять, анализировать, делать выводы. Использование в процессе выполнения практических работ групповой работы обучающихся способствует развитию доброжелательности и уважения друг к другу, формированию общих компетенций, связанных с работой в коллективе и команде.
Итак, современные технологии позволяют формировать и развивать предметные и учебные знания и умения в процессе активной разноуровневой познавательной деятельности учащихся в условиях эмоционально — комфортной атмосферы, развивать положительную мотивацию учения. Также они возможность педагогу отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности; развивать творческое мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность; воспитывать привычки четкого следования требованиям дисциплины в организации своей творческой деятельности. Стараться уметь видеть, слышать и чувство-вать внутреннее состояние каждого обучающегося, создавать ситуацию успеха, поощрять даже самый маленький интерес учащегося – это есть направление педагогической деятельности на будущее.
Можно сделать вывод, что применение современных образовательных технологий дает возможность повышать качество образования, более результативно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания, поэтому играет большую роль в процессе обучения и в работе педагога, повышая тем самым его эффективность и улучшая качество знаний обучающихся, усиливая мотивацию к учёбе.
В учебной программе у нас предусмотрено проведение практических работ по холодному батику. С целью повышения мотивации, интереса и активности обучающихся при выполнении работ, взамен «скучного» задания по предмету на занятии предлагается решить задачу исследовательского характера, по установлению оптимальной методики быстрого создания холодного батика. И в целях развития у обучающихся интереса к изучению данного предмета необходимо использовать как традиционные методы обучения с применением приемов, способствующих побуждению учащихся к практической и мыслительной деятельности; формированию и развитию познавательных интересов и способностей; развитию творческого мышления, так и элементы инновационных технологий (элементы проблемного, личностно-ориентированного обучения, информационно-коммуникативных технологий и другие). Успешность обучения и прочность знаний находятся в прямой зависимости от уровня развития познавательного интереса обучающихся к предмету. То есть на этапе образование направлено, прежде всего, на развитие личности, повышение ее активности и творческих способностей, а, следовательно, и на расширение использования методов самостоятельной работы обучающихся, самоконтроля, использование активных форм и методов обучения, всего этого можно добиться только при наличии интереса у обучающихся к изучению предмета.
Занятие должно быть построено в сочетании специально организованной деятельности и обычного межличностного общения, таким образом, через личностный план общения на занятии реализуется учет возрастных, психологических особенностей учащихся: их готовность к расширению круга общения, к сопереживанию проблем взрослых, стремление к самоутверждению. В процессе ознакомления с холодным батиком студенты выполняют серию упражнений посвященных данной технике. В начале обучения педагог рассказывает об особенностях данного вида батика. Обучающимся предлагается просмотреть изделия, выполненные в технике «холодного батика», где присутствует активное применение фактур (репродукции и творческие работы обучающихся). Затем преподаватель демонстрирует приемы работы, с разными фактурными эффектами (на ткань покрытую красителем посыпается соль, мочевина, рис, порошок), делаем акцент на то, чем отличаются одни эффекты от других. Переходят к практическому заданию. Первоначально обучающийся разрабатывают эскиз, далее составляется абстрактная композиция из геометрических фигур (большого, среднего и маленького размера). Выбирается наиболее удачный вариант эскиза и прорабатывается в цвете (в едином колорите). Затем эскиз увеличивается до рабочего формата и переносится на натянутую, на подрамник ткань, рисунок обводится резервом. После подсушивания контура, начинают работу в цвете. Роспись ведется вливанием цвета в цвет, в разных деталях применяются разные эффекты, фон заливается ровным цветом. В конце работу можно доработать контуром. В конце занятия подводятся итоги. Перед отдельными студентами при выполнении практических работ ставится задача выполнить творческий проект самостоятельно (здесь используется дифференцированный подход, ориентация на индивидуальные способности обучающихся, так как не все способны выполнить данную задачу). Им предлагается осуществлять творческую деятельность, как в группе, так и индивидуально. Обучающиеся, работая в малых группах, должны оптимизировать расходы и обосновать возможность изготовления холодного батика на других принципах, разработать новую оптимальную методику быстрого изготовления батика, подобрать необходимые инструменты. Выполнение практической творческой работы требует сбора и анализа материала об особенностях технологи изготовления батика, поэтому для выполнения и представления запланировано два часа аудиторных практических занятий в неделю и самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся. При выполнении работы происходит изучение и запоминание особенностей изготовления батика, что способствует более глубокому и качественному освоению этих знаний и умений применять их. В результате выполнения этой творческой работы студенты знакомятся с технологией холодного батика и его особенностями изготовления, а также с классическими шедеврами декоративно-прикладного искусства, самостоятельно выявляют оптимальную методику для холодного батика. Полученные результаты практических работ будут применены при выполнении дипломной работы.
Организация и проведение подобных практических занятий дает возможность им проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, применять на практике теоретический материал и повысить свою самооценку как будущего специалиста. Также у обучающихся появляется понимание необходимости личной заинтересованности в приобретении знаний, чтобы учащиеся могли ощущать свою компетентность не только в результате, но и на протяжении всего процесса обучения, в этом и есть условие развивающего воздействия обучения на личность учащегося.
Практико-ориентированность обучения обучающихся обеспечивается включением экскурсий в музеи и выставки, где хорошо представлена история батика и ее экспонаты. На этих экскурсий обращается внимание на значимость для обучающегося понимания строения ниток, влияния различных факторов на ее свойства, важность знаний при каких условиях, в процессе каких технологических операций формируются конечные свойства ткани и как они измеряются, таким образом осознают важность приобретаемых ими знаний и умений по батику.
Применение творческих практических работ позволяет повторить большой по объему теоретический материал, показать связь теоретических положений с особенностями технологии изготовления батика, совершенствовать профессиональные и исследовательские умения - сопоставлять, анализировать, делать выводы. Использование в процессе выполнения практических работ групповой работы обучающихся способствует развитию доброжелательности и уважения друг к другу, формированию общих компетенций, связанных с работой в коллективе и команде.
Итак, современные технологии позволяют формировать и развивать предметные и учебные знания и умения в процессе активной разноуровневой познавательной деятельности учащихся в условиях эмоционально — комфортной атмосферы, развивать положительную мотивацию учения. Также они возможность педагогу отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности; развивать творческое мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность; воспитывать привычки четкого следования требованиям дисциплины в организации своей творческой деятельности. Стараться уметь видеть, слышать и чувство-вать внутреннее состояние каждого обучающегося, создавать ситуацию успеха, поощрять даже самый маленький интерес учащегося – это есть направление педагогической деятельности на будущее.
Можно сделать вывод, что применение современных образовательных технологий дает возможность повышать качество образования, более результативно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания, поэтому играет большую роль в процессе обучения и в работе педагога, повышая тем самым его эффективность и улучшая качество знаний обучающихся, усиливая мотивацию к учёбе.