Методические рекомендации по проведению занятий
по выполнению графического натюрморта
Еремеева Виктория Александровна
По итогам изученных уроков, анализа опроса учителей, а так же проведенного урока были выявлены определенные трудности при попытке учеников графически решить натюрморт. Мы выделили конкретные проблемы учеников исходя из анализа их работ. На основе полученной информации, а также исходя их собственного опыта проведения занятия по данной теме, мы составили методические рекомендации по проведению занятий по выполнению графического натюрморта.Постановка натюрморта:
1. При постановке натюрморта учитель должен использовать разнообразные по форме, фактуре, размеру и тону предметы. Они должны быть связаны между собой определенным сюжетом. Нельзя ставить несовместимые между собой предметы в один натюрморт [1].
2. Постановку натюрморта следует начать с подбора более крупного и выразительного предмета, который будет композиционным центром. Затем к нему подбирают дополнительные предметы. Нельзя использовать два равнозначных предмета, так как они будут «спорить», а также ставить большое количество предметов. Сопоставление контрастных по размеру, форме, тону предметов помогает определить характерные особенности предметов и быстрее выполнить учебную задачу. Драпировка в натюрморте помогает объединить композицию. Она может выступать в роли фона или элемента композиции [1].
3. Нужно учитывать, чтобы предметы не совпадали тоном между собой и драпировкой. Особенно важно это в работе черным и белым цветом. Учителю следует поставить контрастные по тону предметы [2].
4. Источник освещения не должен разбивать композицию натюрморта, а, наоборот, выступать средством объединения.
5. При создании графического натюрморта ученикам интересно будет поработать не только с фактурой и формой предметов, но и с орнаментом. Учителю желательно включать в натюрморт элементы орнамента, например, в драпировке или на предметах [5].
Методическая последовательность работы:
1. В зависимости от возраста и способностей учащихся учитель должен выбрать технику создания графического натюрморта. С большим энтузиазмом ученики среднего и младшего звена выполняют работы в нетрадиционных графических техниках, таких как граттография, монотипия, акватушь. Ученики старших классов предпочитают нетрадиционной технике работу маркерами, ручкой, тушью, мягкими материалами и т.д [6].
2. Учитель должен создать проблемную ситуацию, чтобы привлечь внимание учеников к теме урока.
3. Урок можно начать со знакомства с искусством графики, где раскрыто понятие графики, ее история, виды, техники, выразительные средства, материалы графики и т. д. Это необходимо по причине плохой осведомленности учеников с данным видом искусства. Изложение материала обязательно нужно сопровождать иллюстративными образцами.
4. Объясняя технику выполнения творческого задания ученикам, учитель может также более подробно проиллюстрировать ее. Также можно показать ученикам различные комбинации применения выразительных средств графики: точки, линии, штриха и пятна.
5. Учитель вместе с учениками анализирует натюрморт.
6. Прежде чем приступать к основной работе, ученики должны сделать наброски, в которых изучат характер и форму предметов, их композиционное решение и тоновое. В зависимости от того декоративный натюрморт выполняется или приближенный к натуре характерные черты предметов могут преувеличиваться или оставаться естественными [7].
7. Во время построения натюрморта учениками учитель должен внимательно следить за ходом работы, чтобы вовремя оказать помощь. На доске можно показать этапы построения натюрморта [8].
8. Учитель должен объяснить ученикам, что с помощью изобразительных средств графики, они должны найти тоновое решение графического натюрморта, а с помощью выразительных средств могут передать характер предмета.
9. Ученикам будет сложнее работать маркером или тушью, чем, например, карандашом, хотя бы потому, что маркер и тушь не стираются, а кроме этого, они создают сильный контраст с белой бумагой. Поэтому необходимо на эскизе разложить свет и тень по форме предметов [9].
10. При проработке форм предмета или их стилизации учитель должен научить учеников анализировать работу. Это научит их думать, а не просто срисовывать.
11. На завершающем этапе учитель должен проверить работы учеников, чтобы второстепенное подчинялось главному, был правильно найден тон, чтобы были правильно установлены ритмические связи [3].
12. В конце занятия можно устроить просмотр работ и обсуждение [4].
Таким образом, мы разработали методику для проведения уроков по созданию графического натюрморта.
На основе полученной информации мы разработали методические рекомендации по выполнению графического натюрморта. Они состояли из двух этапов: постановка натюрморта и методика проведения урока. Здесь выделены основные моменты, которые стоит учесть преподавателю при проведении урока.
- Александрова Д. Г. Из опыта обучения учащихся художественной школы выполнению рисунка натюрморта // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S18. – С. 6–10. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75239.htm.
- Алехин, А. Д. Изобразительное искусство: художник, педагог, школа: книга для учителя / А. Д. Алехина. – М.: Просвещение, – 1984. – 160с.
- Бакиева, О. А. Методика преподавания изобразительного искусства / О.А. Бакиева. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, – 2012. – 200 с.
- Бакушинский, А. В. Художественное творчество и воспитание / А. В. Бакушинский. – М.: Новая Москва, – 1925. – 243 с.
- Логвиненко, Г. М. Декоративная композиция. Учебное пособие для студентов ВУЗов, обучающихся по специальности 030800 "Изобразительное искусство" / Г. М. Логвиненко. – М.: Владос, – 2005. – 144 с.
- Изьюрова, Е. В. Этапы выполнения рисунка учебного натюрморта в общеобразовательной школе // СибАК. – 2016. – ХLI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 19 апреля 2016 г.). – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://sibac.info/studconf/hum/xli/50459
- Кузин, В. С. Наброски и зарисовки / В. С. Кузин. – 2-е издание. – М.: Просвещение, – 1981. – 232 с.
- Голева, Ю. Я., Софронов Г. А. Композиционное построение натюрморта на уроках изобразительного искусства (на примере натюрморта «Масленица») // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 18. – С. 11–15. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56191.htm.
- Богачкин, Б. М., Богачкина Л. Г. Линогравюра в школе. Из опыта работы / Б. М. Богачкин. – М.: Просвещение, – 1983. – 79 с.