Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Проектно-исследовательская деятельность
старшеклассников в условиях ФГОС

Еперева Ирина Юрьевна
В современных образовательных условиях становится очевидно, что классно-урочная система не должна оставаться единственной формой взаимодействия учитель - ученик.
В условиях современного информационного общества основной задачей учителя становится не столько дать школьнику знания, умения и навыки, сколько вооружить его стратегическими умениями поиска информации, и содействовать развитию личности. В современных ФГОС официально признается, что в процессе обучения достигаются не только предметные результаты (расширение или упрочение знаний по предмету), но и метапредметные (совершенствование мыслительных операций) и личностные результаты. Я считаю, что одним из эффективных средств работы в этом направлении является организация исследовательской деятельности: Это тот случай, когда ребенок имеет возможность заниматься чем-то интересным, чем-то, что его лично волнует и захватывает. Исследовательская деятельность также создает благоприятные условия для реализации широкого спектра межпредметных связей. В процессе подготовки исследования ребята учатся работать самостоятельно, пользоваться справочным аппаратом (словари, энциклопедии, учебные пособия, справочники и т.д.), грамотно распределять время при выполнении объемного долгосрочного задания, а также получают представление о структуре, содержании исследовательской работы и алгоритме ее выполнения (т. е. решаются задачи подготовки к обучению в ВУЗе) и совершенствования навыков работы с источниками информации.
Более того, исследовательскую деятельность можно отнести к универсальным учебным действиям.
Помимо этого, исследовательская деятельность – одна из форм работы над портфолио старшеклассника, способ реализации накопительной системы оценивания.
Главное отличие исследовательской работы – постановка и решение серьезной научной проблемы. Как правило, ее формулировка содержится в теме работы. Таким образом, уже на самом первом этапе работы над исследованием перед нами встает ключевой вопрос о его проблематике. К сожалению, на практике на конференции исследовательских работ представляются фактически рефераты, реже – проектные работы
Выбор темы конкретной исследовательской работы конкретного учащегося – всегда творческий процесс. В моей практике я продумываю и предлагаю ребятам перечень тем, которые интересны мне и в работе, над которыми я могла бы им наиболее эффективно помочь; но и каждый учащийся со своей стороны может предложить тему, над которой он хотел бы поразмышлять. Так, ребятами были предложены темы «Неизвестная Британия: необычные традиции и праздники в стране», «Клички домашних животных в англоязычных странах» и ряд других. Иногда уже в ходе написания работы тема немного видоизменяется, открывается (причем чаще ученику, чем учителю-руководителю) под иным углом зрения и вследствие этого переформулируется. Но главная задача на начальном этапе – увидеть исследовательскую проблему и попытаться отразить ее в теме. Например, такая тема, как «Американский английский - новые тенденции», предполагает не только исторический обзор, но и основанное на нем прогнозирование дальнейшего развития, попытку «продолжить график».
Этапы исследовательской работы:
  • постановка проблемы,
  • выявление противоречий между «сущим» и «должным»,
  • аргументирование актуальности проблемы;
  • выдвижение и формулировка гипотезы,
  • определение замысла исследования;
  • планирование опытной работы и выбор необходимого инструментария;
  • поиск решения проблемы,
  • проведение исследований с поэтапным контролем и коррекцией результатов;
  • представление (изложение) результатов исследования,
  • оформление результатов деятельности как конечного продукта,
  • формулирование нового знания.
План работы над исследовательским проектом
1 этап - Подготовительный
  • обсудить с родителями, учителями и учащимися вопросы, связанные с темой проекта и определить круг возможных помощников;
  •  составить список необходимого оборудования (сканер, диктофон и пр.).
  • подготовить необходимые газеты, журналы и электронные материалы, сформировать подборку веб-сайтов по теме проекта.
2этап - процесс обучения
  • ознакомить автора с критериями оценивания итоговых работ.
  • предварительно просмотреть собранный материал, дать рекомендации по дальнейшей работе.
  • организовать выполнение самостоятельного исследования по теме проекта.
  • обсудить формы представления результатов учебной деятельности.
  • оценить проведенную работу (самооценка учителя, отзывы учащихся, опрос родителей).
  • выставить отметки по результатам учебной работы.
3этап - заключительный
  • организовать презентацию итогов проекта , подготовить выступление на научно-практической конференции школьников
  • продумать план следующих работ на основе проведенного анализа, учесть накопленный опыт.
Планируемые цели учебно-исследовательской деятельности:
Учебно-исследовательская деятельность должна сформировать следующие умения
  • анализировать научное исследование по представленному описанию
указать проблему, указать используемые способы и средства проведения исследования, указать перечень полученных научных результатов;
  • по представленному описанию несложного эксперимента выделить наблюдаемый эффект, предложить объяснение наблюдаемого явления (свойства), перечислить бытовые ситуации, где наблюдается подобное явление, указать ситуации, где данная закономерность (или закон) используется для решения тех или иных человеческих нужд, назвать технические изобретения, которые были сделаны с использованием закона, проиллюстрированного в опыте;
  • формулировать вопросы познавательного характера по поводу объекта (явления, события), относящегося к той или иной области научного знания;
  • понимать смысл предлагаемых к обсуждению проблемных ситуаций, самостоятельно формулировать проблемный вопрос по предложенной проблемной ситуации;
  • отличать факты от суждений, мнений и оценок;
  • иметь опыт использования исследовательских методов – наблюдения, опытов, экспериментов (естественнонаучные методы); опросов, сравнительных описаний, интерпретации фактов (методы социальных и исторических наук); методов исследования математических объектов (методы точных наук); формулировать перечень исследовательских процедур по схеме «Как бы я изучал данный объект (явление, событие).
Планируемые результаты учебно-исследовательской деятельности:
Проектная деятельность должна сформировать следующие умения:
  • планировать собственные действия по достижению конкретного результата в текущей деятельности;
  • по представленному описанию реального проекта восстанавливать логику и последовательность реализации социального (творческого, инновационного) проекта, а именно – реконструировать образ ситуации, которую меняли либо преобразовывали разработчики проекта,
  •  выделить перечень решаемых задач, обозначить полученные продукты и описать возникшие социо- культурные эффекты.
  • оценивать ситуацию в классе, в школе, др. социальной группе, с точки зрения ее сильных и слабых сторон; формулировать предложения по улучшению ситуации;
  • задумывать, планировать и реализовывать проект социальной с оценкой необходимых ресурсов для его реализации
Защита проекта
Защита проекта – это оценка успешности освоения и применения обучающимися универсальных учебных действий.
На защите реализации проекта обучающийся представляет свой исследовательский проект по плану:
1. Тема и краткое описание сути проекта.
 2. Актуальность проекта.
3. Положительные эффекты от реализации проекта, которые получат как сам автор, так и другие люди.
4. Ресурсы (материальные и нематериальные), которые были привлечены для реализации проекта, а также источники этих ресурсов.
 5. Ход реализации исследовательского проекта.
6.Трудности, которые обучающемуся удалось преодолеть в ходе его реализации.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»