Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Способы сохранения и увеличения сформированного уровня
специальной выносливости лыжников-гонщиц 18 -21 лет
в соревновательном периоде подготовки

Пахомов Алексей Викторович
Актуальность: Сохранение лидирующих позиций и увеличение числа российских представителей в рейтинги сильнейших лыжников возможно при постоянном поиске и разработке новых методов тренировки, отвечающих современным запросам практики лыжного спорта, что будет способствовать эффективной подготовки национального резерва, формирующего в последствии основу национальной команды. Наибольшей трудностью в подготовке лыжников, является попадание и удержание пика спортивной формы атлета в сроки проведения соревновательного турнира, чему в настоящее время посвящено незначительное количество научных работ. Как показывает практика, многие тренера выстраивают программу тренировок исходя из творческих соображений, интуитивных ощущений, зарекомендованных ранее тренировочных моделей, что приводит досрочному изнашиванию физиологических ресурсов организма, спаду функционального состояния, обнуляя результаты предыдущей работы и нарушая ряд основополагающих принципов в организации спортивной подготовки.  Данные обстоятельства формируют противоречия между имеющейся потребностью в разработке эффективных способов, ориентированных на сохранение высокого уровня развития специальной выносливости в течении соревновательного периода и отсутствием современного методического обеспечения по ее организации с учетом особенностей различных видов соревновательных дистанций, что требует организации системного научного исследования
Гипотеза нами предполагалась, что сохранение высокого уровня специальной выносливости лыжников гонщиков в соревновательным периоде будет возможным за счет выполнения ряда условий, основанных на:
- рациональной организации восстановительных мероприятий в течении соревновательного периода подготовки;
- досрочной разработки тактического плана на гонку с учетом физиологических особенностей лыжника;
- стимуляции предстартового состояния посредством контрастного использования силовых и аэробных нагрузок, моделирующих тактический план на гонку.
Цель исследования - разработать содержание педагогических мероприятий, направленных на сохранение высокого уровня развития специальной выносливости лыжников гонщиков в течении соревновательного периода подготовки.
Задачи исследования:
1. Анализ научной литературы по вопросам методического планирования соревновательного периода лыжников 18-21 лет;
2.   Разработать содержание соревновательного периода подготовки лыжников гонщиков 18-21 лет направленного на сохранение высокого уровня развития специальной выносливости.
3.   Практическим путем оценить эффективность предложенных нововведений в организации соревновательного периода подготовки.
Объект исследования - соревновательный период подготовки лыжников –гонщиков 18-21 лет.
Предмет исследования – способы сохранения высокого уровня специальной выносливости в течении соревновательного периода подготовки.
Методы исследования: 1. Анализ научно –методической литературы и информационных источников, 2. Педагогический эксперимент; 3. Педагогическое тестирование; 4. Анкетирование, 5. Моделирование; 6. Математическая статистика. 
 
Учитывая биологические закономерности индивидуальной адаптации, реакции организма на тренировочную нагрузку в зависимости от текущего функционального состояния лыжника, характера последующей гонки, длительности перерыва между гонками были разработаны педагогические мероприятия, способствующие стимуляции показателей специальной работоспособности лыжников-гонщиков 18-21 года в соревновательный период подготовки.
Рекомендованные мероприятия по сохранению высокого уровня специальной выносливости лыжников – гонщиков разделялись на три блока.
Приоритетную направленность первого блока выполняли восстановительные мероприятия комплексного характера, к чему следует отнести (криотерапия, аутогенная тренировка, арт терапия, биостимуляция мышц). Данная группа мероприятий подразделялась на выборочное использование различных средств восстановления, не противоречащих антидопинговому законодательству. Данная группа мероприятий предлагалась к использованию при кратковременном перерыве между гонками.
Второй блок мероприятий ориентировался на предварительную разработку тактического плана гонки, который учитывал приоритетные стороны индивидуальной подготовленности в зависимости от ландшафта и протяженности трассы, стартовый состав заезда, количество однокомандников в заезде.  Данные мероприятия одинаково использовались как в длительных так и коротких перерывах между гонками.
Третий блок мероприятий применялся с целью стимуляции функциональных систем организма посредством контрастного использования силовых и аэробных нагрузок. Данный комплекс физических воздействий был направлен на непосредственную активацию физических кондиций лыжников в преддверии стартовых гонок.
Педагогический эксперимент был организован и проведен в зимне-весенний  этап  подготовки соревновательного периода. По завершению эксперимента были проведены повторные контрольные испытания..
В течение исследования в зависимости от текущего функционального состояния лыжников и характера предстоящей гонки были опробованы различные педагогические мероприятия, направленные на сохранение и высокого уровня развития специальной выносливости.  Кроме того, в течении эксперимента разрабатывались рекомендации по общему дозированию нагрузки и продолжительности воздействий восстановительных мероприятий.
Способы стимуляции специальной физической работоспособности лыжников были апробированы в контрольной (КГ) и экспериментальной группе (ЭГ), по 15 человек в каждой. Возраст спортсменов в экспериментальной и контрольной группах был от 18 до 21 года. В состав каждой группы входили 10 мужчин (1 кандидат в мастера спорта и 9 перворазрядников) и 5 женщин (2 кандидата в мастера спорта и 3 перворазрядника). До начала основного эксперимента экспериментальная и контрольная группы по результатам тестирования достоверно не различались.
Содержание соревновательного периода представителей контрольной группы соответствовало общим принципам планирования и снижения нагрузки. Состав педагогических воздействий представителей экспериментальной группы регламентировался текущим функциональным состоянием лыжников, длительностью перерыва между гонками.
Практические рекомендации
Проведенное исследование, в целом подтвердив выдвинутые предположения, позволило сделать следующие выводы:
Новые соревновательные условия проведения лыжных гонок привели к существенному увеличению скорости бега и повышению требований к уровню развития специальных выносливости лыжников-гонщиков. Однако, потребности спортивной практики современного лыжного спорта до сих пор не нашли отражения в специальной литературе. касательно вопросов содержания педагогических мероприятий направленных на стимуляцию функциональных систем, обеспечивающих сохранение высокого уровня развития специальной выносливости.
Согласно современным физиологическим представлениям, специальная физическая подготовленность квалифицированных лыжников-гонщиков обеспечивается гипертрофией гликолитических мышечных волокон, увеличением максимального потребления кислорода, адаптацией организма к работе в гипоксической среде, что необходимо поддерживать в ограниченный срок соревновательного периода.
Комплексными способами стимуляции специальной физической подготовленности лыжников-гонщиков в период соревновательного периода являются 3 взаимосвязанных блока педагогических воздействий, рекомендованных к использованию при учете текущего функционального состояния, длительности перерыва между гонками, характера предстоящей гонки.
Раскрытые преимущества предлагаемого содержания соревновательного периода подготовки лыжников-гонщиков доказало свою эффективность в вопросах рациональной подводки спортсмена к участию в предстоящей гонке
Контрольная часть мониторинга уровня развития специальной физической подготовленности включает систему медико-биологический исследований касательно анаэробной производительности основных мышечных групп и показателей работы функциональных систем посредством прыжкового тестирования, бегового теста со ступенчато повышающейся нагрузкой.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»