Способы развития мотивации к проектной и исследовательской деятельности учащихся
(Из опыта работы)
Смирнова Ирина Григорьева,
учитель английского языка
ГБОУ гимназия №209
«Павловская гимназия»
Вот уже на протяжении многих лет в нашей гимназии ежегодно проводится Ученическая Научно-Исследовательская Конференция «Павловские чтения», которая стала значимым социально-общественным явлением в пределах не только района, но и города благодаря своим целям и задачам. Данная конференция, на мой взгляд, является одним из важных способов мотивации учащихся к участию в исследовательской и проектной деятельности, которым отводится столь большое место в ФГОС. Хочу поделиться опытом ее организации.учитель английского языка
ГБОУ гимназия №209
«Павловская гимназия»
Цель конференции:
Духовно-нравственное, интеллектуальное и творческое развитие учащихся посредством привлечения их к научно-исследовательской и проектной деятельности под руководством педагогов, ученых, преподавателей вузов и сотрудников учреждений культуры.
Задачи:
- выявление одаренных учащихся, проявляющих интерес к научно-исследовательской деятельности, оказание им поддержки в творческом развитии;
- активизация работы по пропаганде научных знаний и привлечению учащихся к научному творчеству и исследовательской деятельности;
- демонстрация лучших достижений учащихся, опыта работы гимназии по организации учебной научно-исследовательской деятельности;
- формирование творческих связей с высшими учебными заведениями, учреждениями культуры;
- помощь в профессиональном самоопределении учащихся старших классов;
- отработка преемственности начальной, средней и старшей школы;
- привлечение общественного внимания к проблемам развития интеллектуального потенциала общества;
- повышение интереса общественности к инновациям в образовании и определение новых подходов для решения современных проблем в общем и дополнительном образовании;
- изучение современных факторов интеллектуальной самореализации учащихся;
Руководство Конференцией
Общее руководство подготовкой и проведением Конференции осуществляется организационным комитетом, который создаётся ежегодно Методическим советом гимназии и утверждается директором гимназии.
Оргкомитет:
- проводит работу по подготовке и проведению Конференции;
- формирует состав экспертных комиссий и другие функциональные органы, в которые привлекаются соответствующие специалисты;
- определяет форму, порядок и сроки проведения Конференции, смету расходов;
- утверждает программу, список участников, протоколы, результаты Конференции;
- решает иные вопросы по организации работы Конференции.
Экспертные комиссии:
- осуществляют проверку представленных в оргкомитет исследовательских работ учащихся в соответствии с критериями оценки с целью конкурсного отбора для публичной защиты на предметных секциях;
- рецензируют устные выступления (доклады), которые содержат основные тезисы работы;
- выносят решения о победителях и призерах Конференции;
- представляют анализ исследовательских работ, докладов учащихся;
- обобщают итоги работы секций;
- вносят предложения в оргкомитет по вопросам, связанным с совершенствованием организации, проведения, научно-методического обеспечения Конференции.
Сроки проведения Конференции
Конференция проводится один раз в год. Конкретная дата проведения Конференции определяется оргкомитетом ежегодно.
Участники Конференции
Участниками Конференции могут быть учащиеся 2-11-х классов, являющиеся авторами исследовательских работ. Все участники делятся на 3 возрастные группы:
- учащиеся 2-4 классов;
- учащиеся 5-8 классов;
- учащиеся 9-11 классов.
Условия участия в Конференции
Работа, представляемая на Конференцию:
- предполагает осведомлённость автора о современном состоянии области исследования;
- носит характер научного исследования, центром которого является актуальная проблема, имеющая практическую значимость;
- обнаруживает владение методикой эксперимента, наличие собственных данных, их анализа, обобщения и выводов.
- Работы должны соответствовать определённой структуре и отвечать предлагаемым требованиям к оформлению.
- Автор может представить свою работу в следующих форматах:
реферат (2-7 классы);
проект (2-11 классы).
Требования к содержанию исследовательских работ:
Работы должны носить исследовательский характер, отличаться новизной, актуальностью, теоретической или практической значимостью, грамотным и логическим изложением, включать постановку проблемы и сопровождаться выводами.
В исследовательской работе должен быть изложен фактический материал, результаты самостоятельной исследовательской работы. В работе важно обосновать выбранную тему, метод исследования, провести анализ полученных результатов, сформулировать выводы и, если предусмотрено замыслом работы, практические рекомендации.
Требования к содержанию реферативных работ
Реферат – это самостоятельная работа учащегося, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды. Содержание материала должно быть логичным, изложение материала носит проблемно-поисковый характер. Реферат должен являться теоретическим исследованием, осуществляемым на основе обзора и анализа научных источников по выбранной проблематике.
Требования к содержанию проектных работ
Проектная работа представляет собой воссоздание материально-технической среды (макет, проект, плакат и пр.). Макет может быть сделан с помощью различных художественных средств и природных материалов (пластилин, глина, древесина, пластмасса, картон и пр.). Проект сопровождается описанием проделанной работы с пояснением о специфике влияния на человека воссозданных или спроектированных моделей материально-технической среды.
Участие в Конференции возможно в очной форме (публичное выступление – защита исследовательской работы) и заочной форме (стендовый доклад).
Программа Конференции
Программа Конференции может включать пленарное заседание, стендовые доклады, работу секций, круглые столы, дискуссии и другие формы взаимного общения.
Технология проведения Конференции
I ЭТАП: Организация Конференции
- Сентябрь: Создается оргкомитет Конференции.
- Октябрь-декабрь: На этом этапе учащиеся выбирают учебным предмет, по которому они хотели бы сделать свой проект или исследование, определяют темаму своих работ, начинают собирать материал под руководством своих научных руководителей.
- Январь: Методическим советом гимназии утверждаются темы исследовательских работ учащихся гимназии.
- Февраль: сдаются работы в напечатанном и электронном виде (на компакт-диске). Определяются эксперты для рецензирования работ по предлагаемым критериям.
II ЭТАП: Работа Конференции
- Март: Регистрация участников Конференции.
гуманитарное (история, обществознание, история и культура Санкт-Петербурга, литература);
филологическое (русский и иностранные языки);
естественно-математическое (математика, информатика и ИКТ, физика, химия, биология, география, физическая культура, ОБЖ);
эстетическое (музыка, ИЗО, дополнительное);
музейное дело;
начальная школа.
Количество секций может варьироваться в зависимости от интересов учащихся и выбранных ими тем работ.
Выступления должны сопровождаться компьютерной презентацией (Power Point). Экспертной комиссии представляется напечатанный экземпляр исследовательской работы и рецензия эксперта(ов). На выступление участнику дается 5-7 минут, на обсуждение – до 3 минут. Выступление оценивается по предлагаемым критериям (приложение 4).
По окончании работы предметных секций проводятся заседания экспертных комиссий, на которых определяются победители (дипломанты и лауреаты), рекомендуются лучшие работы для пленарного выступления и награждения, публикации. Все решения экспертных комиссий протоколируются, подписываются, утверждаются председателями и секретарями комиссий, являются окончательными.
III ЭТАП: Подведение итогов и награждение
Организация церемонии подведения итогов и награждения участников Конференции определяется ежегодно оргкомитетом и утверждается директором гимназии.
Дипломы I степени получают участники, набравшие от 40 до 45 баллов (и выше), II степени – от 35 до 39 баллов, III степени – от 30 до 34 баллов. Всем участникам Конференции вручаются Сертификаты участников.
В соответствии с целями и задачами, конференция «Павловские чтения» является важным обогащающим этапом в развитии ученической научно-исследовательской деятельности учащихся, формировании творческой активности и самореализации молодежи, привлечении общественного внимания к проблемам образования и развития интеллектуального потенциала общества;