Такой разный Шекспир
учитель английского языка,
заместитель директора по воспитательной работе
ГБОУ гимназия № 24 имени И.А.Крылова
Санкт-Петербурга
когда обретает возможность общаться с другими,
понимать речь других и выразить себя через слово.
Актуальность проекта
В последнее время резко снизился интерес учеников к чтению, и нам бы хотелось с помощью произведений мировой классики показать, как литература может помочь найти ответы на «вечные» вопросы, помочь воспитать в себе лучшие человеческие качества. «Книга – великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться», - сказал А. Блок, и с помощью этого проекта мы хотим показать, что литературное произведение – это друг, который ведёт человека по жизни.
И если книга – это друг, который ведёт человека по жизни, то произведения Шекспира помогают понять внутренний мир человека, мотивы его поступков, разобраться в сложных переплетениях человеческих отношений. Именно Шекспир может стать для учеников первым шагом на пути открытия богатств мировой культуры.
Творения великого английского драматурга Уильяма Шекспира (1564 – 1616) вот уже четыреста лет не сходят с подмостков театров всего мира. Появляются все новые постановки и экранизации его произведений, а переводчики вновь и вновь обращаются к его пьесам, несмотря на наличие переводов, давно признанных "классическими" и "образцовыми".
Таков Шекспир – каждая эпоха требует читать его заново, открывать в нем все новые грани, созвучные современности, поэтому мы считаем очень важным познакомить учащихся с наследием величайшего английского писателя и драматурга.
Цели проекта:
-
Образовательные:
- совершенствовать речевые навыки и умения монологической и диалогической речи.
-
Воспитательные:
- учить учащихся проявлять интерес к литературе и творчеству писателей страны изучаемого языка;
- повышать мотивацию к изучению иностранного языка;
- осуществлять этическое воспитание учащихся;
- учить соблюдать правила культуры поведения
-
Развивающие:
- активизировать внимание учащихся на работе над проектом, создавать благоприятный психологический климат;
- развивать диалогическую и монологическую речь;
- развивать содержательность, понятность, выразительность;
- развивать образную и эмоциональную память;
- развивать настойчивость, умение преодолевать трудности для достижения цели;
- развивать умения познавательной деятельности.
Социокультурная задача:
- привлечение интереса к литературному наследию Англии и конкретно к творчеству В.Шекспира.
Задачи проекта:
личностные:
- понимать тему, идею произведения, позицию автора,
- развивать умение высказывать и отстаивать свою позицию,
- развивать мышление, обуславливающее совершение обоснованного выбора,
- развивать умение работать с текстом художественного произведения,
- формировать умение формулировать проблему, анализировать её и находить пути её решения
метапредметные:
- развивать способность анализировать учебную ситуацию;
- формировать умение строить алгоритм поиска необходимой информации;
- учить моделировать и решать учебную задачу.
предметные:
- развивать представление о драматическом произведении;
- прививать интерес к лучшим образцам мировой литературы;
- вырабатывать сознательное отношение к художественной литературе как явлению культуры, основному средству нравственного и духовного воспитания.
Основные этапы проектной деятельности:
- подготовительный этап: формирование группы учащихся, заинтересованных в участии в данном проекте, определение заданий; определение целей и задач, распределение обязанностей, определение времени индивидуальной работы;
- аналитическая работа: сбор и анализ информации в группах, консультации с преподавателями;
- исследование и обобщение информации: отбор нужной информации (текстовые отрывки\стихи\сонеты), прочтения отрывков текста, обсуждение за «круглым столом», выбор каждым участником наиболее интересного текста для подробного изучения и последующей презентации, советы преподавателей;
- репетиции, коррекция навыков презентации художественного текста на английском языке
Ожидаемые результаты реализации
- анализ отрывков текста В. Шекспира «Ромео и Джульетта», «12 ночь» или любое другое произведение Шекспира; сонеты.
- систематизация и расширение знания и умения учащихся по анализу художественного произведения;
- обогащение словарного запаса учащихся;
- закрепление умения давать характеристику литературным героям,
- закрепление умения пользоваться текстом художественного произведения для аргументации своего мнения;
- составление мини-Викторины по творчеству и жизни Шекспира, которую можно использовать в учебном процессе
- формирование навыков работы с художественным текстом
- формирование навыков презентации отрывков текста на английском языке
- возможность участия в муниципальных\районных, городских и т.д. конференциях, семинарах, конкурсах, викторинах, посвященных жизни и творчеству Шекспира, а также конкурсах чтецов произведений Шекспира.
Пример Викторины.
1) В каком городе родился У.Шекспир? (Стратфорд-на-Эйвоне)
2) Что в переводе на русский язык означает фамилия Шекспира? (потрясающий копьем)
3) Сколько лет было Шекспиру, когда он переехал в Лондон? (21- 22).
4) Как назывался театр, с которым сотрудничал Шекспир? (театр «Глобус»)
5) Где похоронен Шекспир? (под алтарем храма Святой Троицы в Стратфорде)
6) Назовите автора музыки балета «Ромео и Джульетта»
7) Сколько произведений и в каких жанрах было создано Шекспиром? (37 пьес: хроники, трагедии, комедии, 154 сонета, 2 поэмы).
8) Продолжите названия пьес: «12 ночь, или …? (как вам будет угодно)». «Много шума из ...? (ничего)». «Король...? (Лир)».
9) В честь кого автор назвал главного героя Гамлетом? (в честь своего сына Хемнета).
Источники информации:
http://romeo-juliet-club.ru/
http://lib.ru/SHAKESPEARE/anikst_shakspeare.txt
http://www.literarygenius.info/
http://www.aphorisme.ru/by-authors/shekspir/?q=941
http://www.stratford.ru/influence_lit.html