Культурно-образовательный проект
Петербург - город литературных героев
Копылова Ирина Викторовна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ № 558
с углубленным изучением математики
Выборгского района Санкт-Петербурга
Воспитательный потенциал школьного краеведения заключается, прежде всего, в духовно-нравственном формировании личности учащихся. Именно краеведение является одним из наиболее эффективных средств исторического, гражданского и духовного образования учащихся, позволяет им познакомиться со своим краем, познать культурные ценности и традиции своего народа.учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ № 558
с углубленным изучением математики
Выборгского района Санкт-Петербурга
В преподавание литературы легче всего включать некоторые материалы из курса «История и культура Санкт-Петербурга». Например, при изучении биографии писателей, чья жизнь или творческая судьба была связана с нашим любимым городом, можно совершить историческую «прогулку» по местам, где каждый камень помнит их след. Еще более увлекательно отправиться теми маршрутами Петербурга, где жили или бывали знаменитые персонажи произведений А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова, А.И. Куприна. На улицах Петербурга невольно вспоминаются строки и оживают персонажи поэтов и писателей ХVIII-ХХ веков. Существуют даже определенные понятия, такие как «Пушкинский Петербург», «Петербург Достоевского», «Петербург Блока», «Петербург Мандельштама», «Петербург Гоголя». Чаще писатели селили своих героев там, где жили сами. Так, например, Достоевский хорошо знал район Сенной площади, улицы и переулки возле нее, сам жил в доме купца Алонкина на Казначейской улице, 7. И героев своих произведений он поселял в реально существовавших домах. Конечно, адреса литературных героев часто не всегда бывают строго историческими. Но именно они помогают учащимся ощутить атмосферу, окружавшую персонажей того или иного произведения, представить город на Неве огромной каменной книгой, страницы которой создавали великие русские писатели:
Давно стихами говорит Нева,
Страницей Гоголя ложится Невский.
Весь Летний сад – Онегина глава.
О Блоке вспоминают Острова,
А по Разъезжей бродит Достоевский. (С.Я.Маршак)
Учебный предмет литература - это еще и плодотворная почва для исследовательской деятельности. Мы, учителя-словесники, часто сталкиваемся с узким кругозором учащихся, отсутствием у них читательского интереса, неумением анализировать и обобщать.
Повысить интерес к изучению предмета, помочь в формировании активной жизненной позиции школьника, содействовать всестороннему развитию творческой личности учащихся, готовить их к самостоятельной жизни в дальнейшем помогает проектно- исследовательская деятельность. Сущность исследовательского подхода в обучении состоит в развитии познавательной самостоятельности, поисково-творческой деятельности. Проектная деятельность играет особую роль в формировании и развитии УУД учащихся, предусмотренных ФГОС, способствует раскрытию исследовательских способностей учащихся.
В своей работе я хочу поделиться опытом формирования исследовательской культуры на уроках литературы через культурно-образовательный проект «Петербург-город литературных героев». Идея проекта – привитие интереса к литературным произведениям и их авторам через изучение мест нашего города, связанными с литературными героями произведений русских писателей, освоение городского пространства.