Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Учебно-методическое пособие по внеурочной деятельности

Сказки Русского музея: проектная деятельность в школе

 
Семенова Елена Сергеевна,
кандидат педагогических наук, учитель истории
и мировой художественной культуры
ГБОУ школы №38
Приморского района Санкт-Петербурга
 
Сегодня внеурочная деятельность понимается как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге [1].
Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ряд важных задач:
- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
 - улучшить условия для развития ребенка;
-  учесть возрастные и индивидуальные особенности детей.
Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно- нравственных ценностей и культурных традиций.
 
Ресурсы музейной педагогики в этом контексте неисчерпаемы [2,4, 5, 6].
 
Важнейшими педагогическими задачами музейной педагогики являются формирование эстетических и духовно-нравственных качеств личности, ценностного отношения к изобразительному искусству, к музею и художественной культуре в целом, формирование визуальной культуры и познавательной самостоятельности учащихся.
 
 
Музейно-педагогические технологии  формируют  у детей устойчивый интерес к музейной среде, желание посещать и изучать музейные экспозиции.
В процессе этой деятельности развивается умение ребят внимательно слушать экскурсовода, усваивать информацию, вести записи лекций, дорабатывать материал в процессе самообразовательной деятельности. А главное – осознавать свои пробелы в знаниях, ставить новые познавательные цели и задачи, добиваться их реализации.
 
 
В  течение многих лет учащиеся нашей  школы занимаются по программе Русского музея «Мир музея» [ 2 ].  Накоплен ценный опыт зрительского восприятия, экскурсионных музейно-педагогических занятий, участия в Олимпиадах Русского музея.
 
Проектная деятельность учащихся по музейной педагогике имеет свои особенности:
      - исследовательский характер работы;
-  личностное восприятие произведения искусства и интерпретация  авторской позиции;
- возможность диалога с произведением искусства и создание своего творческого продукта;
- возможность художественной формы защиты исследовательского проекта.
 
В  нашем проекте «Сказки Русского музея»  дети берут  на себя роль  экскурсовода. Им  необходимо  самостоятельно пройти по знакомым залам  музея с Маршрутным листом.
Найти тот экспонат, который их заинтересовал. Рассказать об этом экспонате. Попробовать через  сказочный образ выразить свое отношение  к  музейному экспонату. Придумать свою Сказку, заинтересовать своим творчеством детей, для которых они готовят Виртуальную экскурсию.
Работа над проектом предполагает несколько этапов [ 3]:
 
- определение проблемы;
- определение цели и задач;
 
- подготовка и планирование;
- реализация проекта;
-   оценка результативности проекта.
Рассмотрим  более подробно    каждый  из этапов.
Определение проблемы проекта.
На этом этапе  важно определить актуальную проблему для творческой работы,  которая соответствовала бы возрасту, способностям и знаниям младших школьников, была  бы интересна для детей.
В данной работе мы знакомим с методикой организации занятий  по внеурочной деятельности, работой над проектом  «Сказки Русского музея».
 
Почему сказки?
 
Хорошая  сказка – это приобщение к миру Красоты через поэзию русского языка, поиски смысла  высокохудожественных  образов  искусства.
 
Роль Сказочника снимает  у ребенка психологическую зажатость, боязнь сказать неправильно. Главное для создателя  Сказки -  донести суть произведения искусства так, как ты сам смог ее понять, и выразить своими словами.
 
Для  сохранения  установки на  свободу творчества, права на  проявление своей фантазии, волшебного превращения в Сказочников   вместе с детьми мы разработали Словарик для Сказочника. Словарик дан в Приложении  1.
Необходима установка на сотворчество:
-  О чем хотите  сочинить Сказку?
- А почему Сказку?
 - Что интересного в Сказке?
-  Там есть волшебство.
-  Оживают герои. С ними можно поговорить.
-  В сказке всегда побеждает Добро.
-  Героев картины  можно спросить об их тайне.
-  Можно попасть за рамку картины  в другое время. И можно вернуться в свое время.
- Кто нас поведет по Русскому музею?
- Фея!
- Волшебница!
-  А может быть сама   Муза, та, в честь которой этот удивительный храм знаний и  искусства называется Музей?
- Кто она?
- Эвтерпа?
- Полигамия?
- Клио?
-  Мы увидим Музу?
- Чтобы придумать сказку,  надо пойти  в Музей и найти в нем свою Музу.    Она нам поможет… Она  обязательно подарит нам вдохновение.
Наша главная педагогическая проблема - снять психологическую зажатость детей, представить им образовательное пространство, где их фантазия не стеснена и поощряется способность к импровизации, ценны собственное мнение и собственные наблюдения, право на творчество.
 
Итак, нашими Экскурсоводами и Сказочниками являются  сами дети. Это их глазами вновь и вновь открывается  великое чудо – русское искусство.
 
Этап определения цели и задач проекта.
 Учитель помогает детям определить цели исследования, направить их деятельность на достижение результата.
В нашем проекте – целью работы была подготовка виртуальной экскурсии для младших школьников в занимательной, интересной для  них форме.
Виртуальная экскурсия представляется в форме презентации,  в которую вставлены фотографии, подтверждающие, что Экскурсоводы сами были в музее, видели экспонаты, работали над своими сказками и владеют на доступном для  них уровне информацией, имеют свои зрительные впечатления, эмоциональное отношение к тем экспонатам, которые представляют.
Задачи проекта:
 – посетить музей. Еще раз посмотреть экспонаты, которые были выбраны  как объекты наших Сказок;
- сделать необходимые зарисовки, фото экспонатов. По правилам музея  - без вспышки. Обратить внимание на композицию работ, детали. С разных точек зрения посмотреть экспонат. Проанализировать, какие личные наблюдения можно использовать для своих творческих работ;
- описать экспонаты;
-  сочинить сказку или стихотворение об экспонате. Записать материал  для  литературной обработки.
Этап подготовки и планирование проекта.
Здесь важно помочь  ребенку подобрать форму выполнения проекта в соответствии с тематикой, а также определить средства и методы организации деятельности.
Важным является и определение, в течение какого времени будет выполняться проект.
Необходимо сориентировать учеников в поиске нужных материалов, помочь в обработке информации.
На этом этапе  важно поддержать мотивацию, направленную   на  воплощение творческих  замыслов детей, их  самореализацию  через творчество.
Этап реализации проекта. 
Работа над проектом всегда начинается со сбора информации, анализа (обсуждения), выдвижения идей.
 Как только нужная информация будет собрана и проведены все экспериментальные работы, осуществляется оформление проекта.
На этом этапе педагог оказывает консультационную помощь ученикам, учит их анализировать и обобщать факты, учит оформлению  презентации.
Важно  найти  способы стимулирования интереса  детей к творческому процессу.
Необходимо также проверять промежуточные результаты проектной работы.
Наш проект реализовался при посещении Русского музея по Маршрутному листу. Его содержание дано в Приложении № 2.
В школе на занятиях по внеурочной деятельности   знакомимся с Маршрутным листом нашей обзорной экскурсии.
Мы идем в музей, чтобы его заполнить. Ответы на  вопросы есть в пространстве музея. Мы уже не один раз бывали с экскурсоводом в музее. Но сейчас  мы исследователи, мы сами готовим  Виртуальную экскурсию для ребят младшего школьного возраста. И нам самим надо самостоятельно еще раз пройтись по музею, чтобы наша экскурсия была интересной.  Конечно, маршрутный лист  нам дала  Муза,  мы же в Сказке. Мы сделаем фотографии на память. По правилам музея без вспышки. Мы все запомним. Нам поможет Мнемозина – богиня памяти. Ведь мы идем искать в музее  ее замечательных дочерей.
Остановимся  более подробно  на организационном этапе  подготовки проекта.
Дети разделены на две группы.  
 
Первая группа: Экскурсоводы.
Они  владеют тематическим материалом, были на музейной экспозиции, ведут беседу, отвечают на вопросы Экскурсантов. Они сами составляли текст сообщения, придумывали  Сказки или подбирали стихи для своих экспонатов.
Конечно, эти замечательные маленькие эрудиты имеют свои имена. В нашем сценарии мы дали им условные номера.  Виртуальная экскурсия сопровождается презентацией.
Вторая группа: Экскурсанты.
 Это дети младшего возраста. Они  активно слушают, рисуют, задают вопросы по теме, отвечают на вопросы экскурсоводов, вместе с Экскурсоводами выполняют творческие задания.
Класс оформлен репродукциями картин  и экспонатов  Русского музея.
 Во время творческой паузы (переменки) Экскурсантам   предстоит выполнить задание: оформить этикетку к экспонату.
 На этикетке надо написать автора, жанр, название картины. Решить, в  какой зал  следует поместить музейный экспонат.
Экскурсоводы дают консультации, помогают, проверяют правильность выполнения задания.
Детям Экскурсантам  в соответствии со сценарием занятия   предлагается выбрать название зала. В нашей Виртуальной экскурсии это:
- Залы Древнерусского искусства.
- Залы Академического искусства.
- Залы художника Виктора Васнецова.
-   Залы Народного искусства с  детскими игрушками.
Занятие идет в диалоговой форме. Это диалог между группой Экскурсоводов и Экскурсантов. При этом учитель является  модератором диалога. Он находит способы включения в работу всех детей, присутствующих на занятии, направляет и инициирует их действия, корректно решает возможные конфликтные ситуации.
В соответствии с требованиями ФГОС  в занятие включены  такие обязательные  блоки, как физкультминутка, рефлексия, выраженная в   самооценке работы и обратной связи  зрителей и слушателей.
 
Этап подведения итогов проекта.
 Итогом проекта явилась  презентация работы в форме Виртуальной экскурсии.
При подведении итогов особое внимание обращаем на позитивную оценку деятельности детей, их  личные находки, интересные фотографии, которые вставлены в общую презентацию, интересные рисунки, интересные  Сказки.
Необходимо особо отметить,  что общее дело объединило детей в творческий коллектив, сделало их сотрудниками.
На этом этапе важно научить детей слушать своих  оппонентов.
А оппонентам научиться видеть успехи ребят. Отметить  тот труд, который каждый внес в успех общего дела.
Ход  итогового музейно-педагогического занятия.
Занятие сопровождается демонстрацией слайдов Виртуальной экскурсии.
И начинается  с музыкального  фрагмента, который сопровождается  видеорядом картин Русского музея (не более 3 минут).
Музыкальный фрагмент необходим для эмоционального настроя и погружения в атмосферу сотворчества Экскурсоводов и Экскурсантов.
Экскурсовод 1.
- Ребята,   кто знает,  как возник Русский музей?
 
- Почему здание музея называется Михайловский дворец?
- Кто жил в этом дворце?
-  Великий князь Михаил Павлович вместе со своей семьей.
- Хочу вам рассказать, что  Русский музей –  это крупнейший в мире музей русского искусства. Решение о его основании было принято Александром III.
Торжественное открытие Русского музея для посетителей состоялось в  1898 году при императоре  Николае  II.
Коллекция музея насчитывает около 400 000 экспонатов и охватывает все исторические периоды развития русского искусства за 1000 лет.
Основная экспозиция музея расположена в Михайловском  дворце.
 
Сказка о Русском музее.
На площади Искусств
         стоит Русский музей
Открывает он двери
         для всех людей.
 
На площади Искусств
         стоит Русский музей.
Висят  там в ряд
          много картин – друзей.
 
На площади Искусств
         стоит Русский музей.
Он – Друг и Учитель
           для взрослых и детей.
 
(Настя Шарихина).
 
Экскурсовод 2
 
- У дворца есть своя загадка. Смотрите, вход во дворец стерегут не собачки,   а   великолепные мраморные Львы.
-  Кто знает почему?
- Я хочу рассказать Вам сказку. Это было давно.
 
Сказка о Львах Русского музея.
Жил – был Лев Шведский,
Был он Лев Королевский.
Нападал на Россию иногда,
Да проигрывал всегда.
Царь Петр войну начал,
 Льва Шведского в плен взял.
И отдал Царь   львам  приказ,
охранять  Петербург для нас.
 Стали  Львы   город сторожить
И мирно с Россией жить.
 (Максим Терентьев).
 
Экскурсовод 3.
- Ребята, а кто знает, как звали императора, который решил    создать  музей  русского искусства?
-  Император  Александр Третий.
- А как дворец стал музеем русского искусства?
 -  Император выкупил здание из казны и предоставил его для коллекции русского искусства.
- Ребята, у музея появился свой дом.
 -   А кто знает, что значит слово музей?
-  Музей- это дом Муз, их храм и их обиталище.
-   Музы – это богини,  покровительницы Искусства.
-   И я хочу рассказать вам  о них Сказку.
 
Сказка о Музах и музеях.
Родились у Зевса с Мнемозиной
Дочери прекрасней всех цветов.
И владели дочери их силой,
Неподвластной для других Богов. 
 
Приносили Музы вдохновение
Тем, кто мир прекрасным наполнял.
Разрывало сердце чувств кипение,
И шедевр художник создавал. 
 
И в музеях музы выставляли
На картинах прожитые дни…
На полотнах словно застывали
И любовь, и войны, и цари.
(Лилиана Минасян).
Экскурсовод 4
- А кто знает, как называются залы Русского музея, в которых размещаются экспонаты?
- Давайте вместе дадим им название!
-   В каком зале мы оказались?
В зале Древнерусского искусства.
 
- Это иконы. Реставраторы спасли их. Им 800 и 300 лет.  Их лечили. Восстанавливали. Они под стеклом.  Они очень, очень древние. Для их сохранения в зале особая температура.
 
- Как называется  этот зал?
- Это  зал Древнерусского искусства
- А вот и сказка!
 
 
 
Сказка о духовной силе русских икон.
Строгий взгляд
                   русских икон,
В горе  и  в радости
                    с нами он.
Богородица  
                 нас защищает.
Ангел Златые Власы
                     всех прощает.
Спас Ярое Око  
                  строго  глядит.
От греха  
            душу  спасает
и  наполняет
             тайной  молитв.
Святые мученики 
                Борис и Глеб
силой духовной
            своей поражают,
В зал
        Древнерусского искусства,
Как на исповедь,
                      нас  приглашают…
 
 
Экскурсовод  5 .
- Ребята, идемте в следующий зал!
-  Здесь  картины художников – академиков.
Эти художники учились в Академии художеств. Были большими Мастерами. Сами учили молодых художников своему мастерству. Здесь самые красивые картины. Они учат  быть гражданами своего Отечества. Быть смелыми и мужественными.
-  Как называются  эти залы?
- Академические залы Русского музея.
- Я хочу  вам рассказать о самой замечательной картине академического зала  «Последний день Помпеи».
Мне очень  нравится эта картина. Ее написал знаменитый художник Карл Брюллов. Картина писалась долгих шесть лет.  Была закончена в  1833 году.  На картине художник изобразил итальянский город Помпеи и его жителей в минуту смертельной опасности.
Проснулся страшный  вулкан Везувий. И огненной лавой обрушился на город Помпеи. Вулкан готов  сравнять с землей все, что есть на его пути. Город рушится. В небе сверкают страшные молнии. Надвигается невиданный ураган. Жители города в панике. На лицах людей и страх, и  отчаяние, и надежда.
Эта картина – о противостоянии жизни и смерти. О силе человеческого духа  перед лицом природной стихии.
Сказка о картине «Последний день Помпеи».
Рушатся камни,
                 и   падают боги,
огненная лава
                      город залила.
Кони взбесились …
                     Люди в испуге
творят  последние
                     земные дела:
Пожалеть,
              простить, спасти,
Защитить,
              от беды  унести,
Обнять,
              закрыть плащом:
«Вместе
             мы не пропадем?»
Гибель Помпеи?
              Это не о гибели…
 Нет!
           Эта картина   о том,
как люди
            друг друга спасали
 помогали
                 и защищали.
Как они
                друг друга любили
И в беде
                людьми были.
 
 
Экскурсовод 6.
- Государственному Русскому музею принадлежит крупнейшее в России собрание скульптуры XVIII – начала XX веков.
Коллекция начала формироваться с 1897 года  благодаря перемещению самых известных произведений отечественных мастеров из Эрмитажа и Академии художеств.
В настоящее время музей хранит более 2000 скульптур.
Я хочу рассказать вам о моей любимой скульптуре . Это «Екатерина Вторая – законодательница».
Екатерина Вторая – великая императрица России. Скульптура была создана Федотом Ивановичем Шубиным  по заказу светлейшего князя Потемкина Таврического  для только что построенного в Петербурге Таврического дворца.  Эта скульптура – мечта о справедливом, просвещенном правителе.
Сказка о   Екатерине Законодательнице
Императрица  Екатерина
                             в белоснежного мрамора платье.
Улыбка застыла
                                         на ее  устах.
  У ног –
                      рог изобилия и богатства,
Законы  справедливые  -
                                               в ее руках.
 Трудолюбива и  великодушна,
                                    милосердна и добра,
Покровительница Просвещенья
и Искусства.
                              И царственно мудра.
-  Ребята, а кто знает, какие  очень большие  картины  есть в Русском музее?
-   Мы видели картину Ильи Репина «Торжественное заседание     государственного совета».
- Мы видели картину Василия Сурикова «Суворов переходит через Альпы».
- Мы видели картину Ильи Репина «Садко».
-  А  сейчас физкультминутка!
 Звучит веселая энергичная музыка.  Приложение 3.
- Вы,  наверное, устали?
- Ну, тогда все дружно встали! [7].
Экскурсовод    7.   Продолжаем нашу Виртуальную экскурсии.
  Я  хочу вам рас сказать о картине Виктора Васнецова  «Витязь на распутье».
Картина Виктора Васнецова написана в 1882 году.
Илья  Муромец сидит на мощном боевом коне белого цвета и вооружен копьем, булавой, щитом и луком с колчаном, полным стрел.
Ехал богатырь по белу свету. Заехал в широкое поле. Над полем - недоброе красное небо. В небе кружат черные птицы. Среди поля стоит старый камень.
Сказка о Витязе на распутье
Кончилась дорога. Старый  камень
На распутье богатыря остановил.
Встал конь. Закат кровавый
На  глыбе  надпись осветил:
 
 
Налево ехати - богату быти,
Направо ехати - женату быти.
Как прямо ехати - живу не бывати.
Нет пути ни прохожему,
Ни проезжему, ни пролетному.

 
Смелый  витязь  медленно читает
Древнее пророчество в стихах.
Богатство и любовь  оно обещает,
И погибель   на  нехоженых путях…
 
 
Воин он, чтоб край родимый
от врагов  нежданных защищать
Силой богатырской награжден  он.
Богатырский  конь ему   под стать.
 
 
 
Мир велик, но где пути другие?
Куда  идти?   - Сердце даст ответ.
Долг   его – защита родины  России.
И пути для витязя другого нет.
 
 
 
Экскурсовод 8.
 
-  А в этом зале   собрана коллекция предметов, сделанных народными умельцами: это одежда, прялки, посуда, детские игрушки.
Все нарядное, красивое, веселое.  Как   и наш народ – умелый и щедрый, талантливый  и  неунывающий.
Игрушки делали  из природного материала: из глины и дерева, из шишек и соломы. Веселые и добрые  народные игрушки любят все дети!
Сказка о народных игрушках
Пусть вам лучшею подружкой
Станет русская игрушка.
И недаром все музеи
Дорожат, гордятся ею.
 
Появляются матрёшки
   В  нашем  сказочном дворе,
    Разрисованные плошки -
  Всё на радость детворе.


   Вот   они матрешеньки,
Все они милешеньки,
С аленькими щечками
  С  пестрыми платочками.

Нарядные, пригожие,
на  ребят  похожие!
 
 
Экскурсовод 9.
- Ребята, на стенах нашей классной комнаты репродукции экспонатов Русского музея. Давайте распределим их по тематическим залам.
 
- И рисунки, которые вы успели зарисовать по ходу нашего рассказа, давайте  поместим в наш виртуальный музей.
- Но тогда надо придумать название  залу наших творческих работ.
- Пусть это будет зал « Русский музей в наших рисунках».
Экскурсовод 10.
- Вот и закончилось наше занятие. На классной  доске  поместите оценку нашего занятия.
Тучка – у кого настроение было хмурое, пасмурное. Было неинтересно работать.
Солнышко – у кого было хорошее настроение  и кому было интересно. Самим хотелось придумать новые сказки и пойти в Русский музей, чтобы все волшебные экспонаты увидеть своими глазами.
 
Сказка о Русском музее.
Очень люблю я
                        Русский музей.
Со мной в него ходят
                        много друзей.
В музее картины
                  и красивая скульптура.
Он часть нашей общей
                        русской культуры.
Экскурсия в Русский музей  -
                                 это событие!
Новые знания
                     и новые открытия!
( Федичева Настя).
Ребята,  идите в Русский музей!
Он всегда открыт для друзей!
Те, кто хорошо поработал,  заслужили самых  продолжительных аплодисментов!
 Похлопаем нашим Экскурсоводам!
Похлопаем нашим Экскурсантам!
Похлопаем сами себе!
Спасибо за внимание!
 
 
Приложение 1.
Словарик   музейных терминов
Словарик составлен не по алфавиту, а по степени важности  для создания сказок.
Музей- учреждение культуры, в нем представлены коллекции самых разных предметов. Для Сказочника – Музей –  это храм Муз. В музее обитают Музы, которые дают вдохновение. Музы  могут самого обыкновенного человека превратить в Сказочника.
Искусство – художественная форма познания мира. Для Сказочника Искусство - это пространство для его сказок.
Экспонат - это (от лат. exponatus - выставленный напоказ), предмет, выставляемый для обозрения в музее или на выставке. Силой воображения  Сказочник может его  оживить или попасть в его пространство.
Античные боги -  божественные существа греческой мифологии, которые понимали толк в искусстве.
Считали, что Искусство, это то, что роднит обыкновенного смертного человека с  бессмертными богами. Искусство, по  мнению богов бессмертно. Важнейшие боги всегда представлены в художественных музеях. Это - ЗевсГераПосейдонАидДеметраАполлонАртемидаГефестАфина
АресАфродитаГермес. На языке аллегорий они объясняют  устройство нашего мира и место человека в нем. Их тайный язык лежит в основе сказок по искусству.   С их помощью  можно  оживить  Сказку. Для этого  надо  познакомиться  и подружиться с ними. 
Музы - ( др.-греч. μοῦσαι — «мыслящие») — в древнегреческой мифологии дочери бога Зевса и титаниды Мнемозины. Их девять, и каждая имеет  свое влияние на определенную отрасль искусств и наук.  Каллиопа — муза эпоса, Клио — муза истории, Эрато —  муза любовной поэзии, Эвтерпа — муза лирической поэзии, Мельпомена — муза трагедии, Полигимния —  муза гимнов, Терпсихора — муза танцев, Талия — муза комедии и Урания —  муза астрономии.
 Настоящий Сказочник знает их очень хорошо. Он узнает их по атрибутам. Они – его друзья. Он их всегда находит в пространстве Музея. Ведь музей – это их обиталище. Здесь  они вездесущи. Присутствуют на картинах. И в скульптуре. На плафонах. И в  столовых сервизах дивной красоты. И даже на  вазах. Они изящны и игривы. Прекрасны и добры. Они  танцуют, играют на музыкальных инструментах, читают стихи, смеются и плачут. С ними очень  интересно образованному Сказочнику. Музы  с ним дружат.  Они дарят Сказочнику вдохновение и  милостиво приходят в его Сказки.
Мнемозина – богиня памяти. Мать всех прекрасных Муз. Сейчас ее верными помощниками стали Интернет, фотоаппарат, сайты музеев. Чтобы Сказка действительно стала интересной необходимо  с ней дружить, всячески развивать свою память и эрудицию. Мнемозина  покровительствует  всем любознательным, интересующимся науками и  искусством. Может превратить  маленького Сказочника в настоящего  Исследователя и Ученого.
Успех — достижение поставленных целей в задуманном деле, положительный результат чего-либо, общественное признание чего-либо или кого-либо.  Это то,  к чему должен стремиться настоящий  Сказочник.
 И стремясь к успеху, каждый Сказочник знает,  что « только идущий осилит дорогу». А в этом ему помогут  любознательность и трудолюбие, фантазия и воображение, замечательные музеи Петербурга, которые дарят каждому свой   волшебный  мир знаний.
 
Приложение 2.
Маршрутный лист  проекта
Сказки Русского музея
План работы на экспозиции музея.
  1. Как дворец стал музеем.
  2. Львы стерегут музей.
  3. Белоколонный зал  Русского музея.
  4. В залах Древнерусского искусства.
  5. В залах Академического искусства.
  6. Скульптура Русского музея. «ЕкатеринаII –законодательница»
  7. Большие картины Русского музея. «Витязь на распутье»
  8. Залы народного искусства.
 
Творческое задание:
 при ответе на вопрос сделай зарисовку или  фотографию экспоната.  По правилам музея – без вспышки.
Наша работа начинается на площади Искусств. Дети вспоминают, что они знают о создании Русского музея.
1. Как дворец стал музеем
Почему дворец называется Михайловским?_________________
Кто был его хозяином?___________________________________
Кто построил Дворец?____________________________________
Почему военная атрибутика присутствует в оформлении дворца?_______________________________________________
 
 
Как дворец стал музеем?___________________________________
Как звали императора, который решил создать музей русского искусства? ________________________________________________
Когда был открыт Русский музей?____________________________
Что обозначает  слово «Музей»?____________________________
Кто такие Музы?__________________________________________
Придумайте  Сказку о Музах и музеях________________________
 
2. Львы стерегут музей.
Почему Львы стерегут музей?___________________________
Какую Сказку можно придумать о  Львах?___________________
 3. Белоколонный зал  Русского музея
Может, здесь  обитают музы?____________________________
Какую сказку можно придумать? __________________________
 
4. В залах Древнерусского искусства
Какие иконы вы видите  в залах Древнерусского искусства ?
 
Найдите икону  Богородицы__________________________________
Найдите икону «Спас Ярое Око»_______________________________
Найдите икону «Ангел Златые власы»________________________
Найдите икону «Борис и Глеб»________________________________
Что обозначает слово «Икона»________________________________
Какую Сказку можно придумать?______________________________
 
5. В залах Академического искусства
Почему залы называются Академическими?_______________
Какие картины вы здесь видите?__________________________
 
Что вы можете рассказать о картине «Последний день Помпеи»?
Кто художник?_______________________________________
Где художник писал картину?___________________________
О чем  сюжет картины?___________________________________
Чему учит картина?______________________________________
Какую Сказку можно придумать о картине?__________________
6. Скульптура Русского музея. «Екатерина II  – Законодательница»
Что такое скульптура?___________________________
Что такое круглая скульптура?_________________________
Какая скульптура называется плоской? ____________________
____________________________________________________
Найдите зал, где находится скульптура «Екатерина II – Законодательница»_______________________________
Из какого материала сделана скульптура? _______________

 
Какие детали рассказывают о великих делах Императрицы?
 
Какую сказку можно придумать о скульптуре «Екатерина II – Законодательница?»______________________________________________________________________________________________
 
7. Большие картины Русского музея.
Найдите самые большие картины Русского музея_________
 
Найдите картину «Витязь на распутье»____________________
В каком зале она находится?__________________________
Кто художник картины?______________________________
О чем картина?_______________________________________
Придумайте Сказку о картине «Витязь на распутье»_______
_______________________________________________________

 
  1.  Залы народного искусства
Найдите в музее залы народного искусства_______________
Какие экспонаты находятся в залах народного искусства____
 
Придумайте сказку о предметах залов Народного искусства___
__________________________________________________________
 
Оцениваем результаты работы в баллах.
Правильный ответ – 1 балл.
Рисунок экспоната – 10 баллов. Сказка  – 10 баллов.
Спасибо за работу!
 
Приложение 3.
Физкультминутка  под веселую энергичную музыку.
  Материал для физкультминутки  в стихах можно найти в Интернете [ 7 ].
Физкультминутка построена на упражнениях для разминки и на повторении материала, который давался детям на занятии.
Вы,  наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали!
Внимание!
Правильно -  Поднимаем руки вверх!
Неправильно –  Приседаем!
-  Музы – это богини, покровительницы Искусства.
-  Русский музей – самый первый в России музей.
- Музы – дочери Зевса и богини памяти Мнемозины.
- Художник Брюллов написал картину «Витязь на распутье».
- Русский музей – это  коллекция русского искусства.
- Художник Виктор Васнецов написал картины« Последний день Помпеи».
- Экспонаты – это предметы музея.
-Автор скульптуры  «Екатерина II - законодательница» – неизвестный скульптор.
- Коллекция – это однородные предметы.
- На картине Васнецова «Витязь на распутье» есть Серый Волк.
- Матрешка  – это расписная  народная  деревянная игрушка.
 Продолжаем нашу физкультминутку:
Голова - чтоб не болела, 
ей вращаем вправо-влево.
 (Дети вращают головой.) 

А теперь руками крутим - 
и для них разминка будет.
 (Вращают прямые руки вперед и назад.)

Тянем наши руки к небу,
 (Поднимают руки вверх, потягиваются.)

В стороны разводим. 
(Разводят прямые руки в стороны.)

Повороты вправо-влево
 плавно производим.
 (Поворачиваются вправо и влево.)

Наклоняемся легко, 
(Наклоняются вперед.)

Достаем руками пол. 
(Касаются пальцами пола.)

Потянули плечи, спинки,
а теперь конец разминке. 
(Дети садятся на месте
 
 
Литература

1.Основное общее образование. ФГОС. Сборник нормативно-правовых материалов. ФГОС. СПб. : Вентана-Граф, 2014 г.
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»