Здоровье в структуре ценностей современного человека
Чеплевская Людмила Александровна,
директор;
Воронин Александр Иванович,
руководитель ОЭР ГБОУ
школы 438 Приморского района Санкт-Петербурга
Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности.
Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности, указывают на направленность ее поведения.
Ценностные ориентации можно определить как выбор человеком определенных материальных и духовных ценностей как объектов, определяющих ее целенаправленную жизнедеятельность, весь образ жизни, в т.ч. профессиональной.
Именно она позволяет судить о степени воплощения социально необходимых норм, регламентаций, образцов поведения в индивидуальном сознании.
Российское образование вступило в новый этап развития, вызванный сменой системы ценностей и социальных приоритетов. Современные условия общественной жизни предъявляют особые требования к формированию ценностных ориентаций. Изменившийся социальный заказ в области образования привел к модернизации, которая предполагает решение ряда задач - нормативно - правовых, экономических и содержательных. В психолого-педагогическом плане - это задача ориентации образования на развитие личности, познавательных и созидательных способностей.
Успешная работа в этом направлении во многом зависит от наиболее значимых профессиональных и общеличностных ценностей учителя.
Ценностные ориентации учителя значимо опосредуют его деятельность, поскольку она осуществляется в рамках социальных систем (типа «человек - человек»). Отмеченное обстоятельство обусловливает необходимость исследования этих аспектов в связи с личностью учителя, обстоятельствами его жизни и особенностями его деятельности.
В нашем исследовании рассматриваются общеличностные ценности учителяв рамках диспозиционной концепции регуляции социального поведения индивида (Ядов В.А.). Основная идея этой концепции заключается в том, что человек обладает сложной системой различных диспозиционных образований, организованных иерархически, которые регулируют его поведение и деятельность.
Исследование проводилось с использованием наиболее распространенной в настоящее время методики изучения ценностных ориентаций М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает
- Терминальные ценности (ценности-цели, к которым следует стремиться); к ним относится здоровье (физическое и психическое); интересная работа, материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений); счастливая семейная жизнь и др.;
- Инструментальные ценности (ценности-средства, образ действий, который является предпочтительным); к ним относится аккуратность (умение содержать в порядке вещи, порядок в делах);исполнительность (дисциплинированность);образованность (широта знаний, высокая общая культура) и др.
В результате исследования, в котором приняли участие 43 учителя средней общеобразовательной школы, получены следующие результаты (фрагмент):
Значимость ценности |
Терминальные ценности (ценности-цели) |
1 |
Здоровье |
2 |
Семейная жизнь |
3 |
Активная жизнь |
4 |
Работа |
Сравнительный анализ полученных данных с результатами других исследователей (Иовенко Е. Ю. и др.) показал, что ведущая роль такой ценности как «здоровье» не меняется на протяжении активной сознательной жизни и не зависит от пола, т.е.носит универсальный характер для обоих полов на протяжении жизни. Не вдаваясь в подробный анализ рангов всех ценностей, можно отметить, что, например, ценность «Семейная жизнь» зависит от пола респондентов. У девушек и женщин она устойчиво занимает одно из первых трёх мест, у юношей и мужчин она не входит в тройку ведущих ценностей, т.е.имеет гендерную обусловленность.
В то же время, по результатам опросов и интервью, у большинства проявляется различие между декларируемыми нормами поведения в отношении здоровья и реальным поведением. При более глубоком рассмотрении оказывается, что ценность здоровья носит не фундаментальный, терминальный, а инструментальный характер.
Ценность здоровья не стала фактом сознания и тем более поведения. Противоречие между декларируемыми ценностями и реальными поведенческими стратегиями особенно заметно проявляется при соотнесении здоровья как ценности и социальных практик; характерна интерпретация здоровья скорее как физической дееспособности, а не наличия или отсутствия конкретных симптомов болезни. Иными словами, для большинства респондентов в настоящее время характерен взгляд на здоровье как на состояние, не препятствующее выполнять им привычные обязанности, а не «состояние полного физического, душевного и социального благополучия», как определяет его ВОЗ.
Литература
1.Иовенко Е. Ю. Гендерные особенности ценностных ориентаций студентов. Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 355-357.
2.Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л.В. Борзикова, В.В. Водзинская, В.Н. Каюрова, В.С. Магун, Г.И. Саганенко, В.Н. Узунова, А.А.Семенов. Ред.: В.А. Ядов. Ленинград: Наука, 1979, 264 с.