Методическая разработка классного часа
Что делает человека здоровым и счастливым?
Салина Елена Витальевна,
учитель французского языка ГБОУ №133
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Классный час, посвященный проблеме правильного питания школьника. По итогам работы над проектом класса
Что такое здоровье? В Уставе Всемирной организации здравоохранения говорится, что здоровье – это состояние полного физического, духовного, социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
По свидетельству врачей сегодня основные заболевания школьников – гастриты и анемия, и это напрямую связано с качеством питания. В меню школьных столовых иногда присутствуют продукты, признанные опасными для здоровья. Многие дети, подчиняясь рекламе, покупают именно эти продукты, а не обычные школьные завтраки. В сценарии классного часа рассматриваются вопросы здорового питания.
Цели: углубить представление детей о рациональном питании, продолжить формирование правильной оценки здорового образа жизни, побуждать детей к разумному отношению к своему здоровью и борьбе с вредными привычками.
Подготовительная работа с детьми: Работа над проектом класса «Рациональное питание школьника». Выбор ˃˃ помощники классного руководителя.
Оборудование:
- карточки с названиями полезных продуктов питания. Эти карточки ученики будут прикреплять к доске;
- таблица вредных продуктов (должна быть представлена на доске).
Оформление:
- на доске обозначена тема;
- иллюстрации полезных продуктов, овощей, фруктов;
- правильно составленное меню, меню, имеющее «ошибки».
Меню школьной столовой
(В меню специально включить чипсы, шашлык, сардельки, газированные напитки, шоколадные батончики).
План классного часа:
- Ситуация «В школьной столовой».
- Лекция «Вредные продукты».
- Беседа «Что вредно, что полезно».
- Викторина «Полезные продукты».
- Обсуждения в группах: простые рецепты «правильной пищи».
- Рефлексия.
Ход классного часа
- I. Ситуация «В школьной столовой».
Классный руководитель: Ребята, посмотрите на первый слайд. Где мы? Верно. Мы с вами в нашей уютной школьной столовой. Каждый из вас может сейчас же заказать себе обед. А вот и меню – выбирай, что хочешь.
(Дети читают список блюд, представленный на доске).
Выбирайте скорее, а мой помощник будет записывать ваши заказы.
(Дети выбирают блюда).
Ребята, мы сейчас с вами проверим, каким же продуктам вы отдадите предпочтение. В наше меню мы были включены и «вредные продукты». Проверим, кто из вас сделал выбор в пользу этих продуктов.
II. Лекция «Вредные продукты».
Классный руководитель: Врачи-диетологи выявили 5 самых вредных для человека продуктов. Обратите внимание на слайд 2:
«Вредные продукты»
- сладкие газированные напитки
- чипсы
- шоколадные батончики
- колбаса, сосиски
- жирные сорта мяса
Помощник помещает таблицу с «вредными продуктами» на доску.
- Сладкие газированные напитки. Созданы не для утоления жажды, а для ее вызывания. В газированных напитках огромное содержание сахара.
- Чипсы. Это смесь углеводов, жира, присутствуют искусственные добавки.
- Шоколадные батончики. Этот продукт имеет в своем составе химические добавки, отличается высокой калорийностью.
- Колбаса, сосиски. В составе этих продуктов: сало, нутряной жир, свиная шкура – 40% веса этого продукта. В составе большое количество вкусовых добавок.
- Жирны сорта мяса. Мясо в жареном виде.
Жевательные конфеты, лапша быстрого приготовления, пиво, майонез, кетчуп - во всех этих продуктах много химических добавок, красителей. Действие этих веществ похоже на действие яда. Если есть много подобной пищи – организм не всегда реагирует с помощью высыпаний на коже, головокружений. Ядовитые вещества накапливаются, человек заболевает. В нашей столовой вы не найдете «вредных продуктов». Мы должны с вам питаться рационально. Правильное питание – основа успехов в учебе.
Обратите внимание на слайд 3. Это пирамида правильного питания. В основании - хлеб, каши, макароны, рис. Далее идут фрукты, овощи, ягоды, сок. Затем следуют: молоко, сыр, масло, сметана, кисломолочные продукты, мясо, курица, рыба. А вершина – это жиры, растительное масло, сладкое.
- III. Беседа «Что вредно, что полезно».
Классный руководитель: Все дети знают, какие продукты являются «вредными». Почему вы покупаете эти продукты?
Ответы детей:
- это вкусно
- не надо разогревать
- из-за рекламы по телевизору
- красивая упаковка
Классный руководитель: Употребляя эти продукты, вы наносите вред своему здоровью. На уроках анатомии, ОБЖ вам рассказывали, как надо правильно питаться. Среди продуктов старайтесь предпочесть продукты легко перевариваемые и одновременно питательные, к таким продуктам относятся кисло-молочные продукты, злаковые, овощи и фрукты, рыба, яйца. Для ЖКТ опасно употребление специй, уксуса, консервантов, красителей, слишком острых и пряных блюд. Если при приготовлении продуктов используется «пережаренное» масло (оно содержит вещества, раздражающие слизистую оболочку желудочно-кишечного тракта и канцерогены).
Обращайте внимание на надпись на этикетке – содержит ли продукт искусственные красители и консерванты (если они не обозначены, обратите внимание на срок и способ хранения. Если этот срок слишком большой, то консерванты наверняка есть). Также на этикетке перечислены полезные компоненты, которые содержатся в продукте, например, витамины и минералы, а также их состав. Существуют промышленные продукты, специально обогащенные витаминами и микроэлементами.
Давайте вспомним главное. Классный руководитель задает вопросы:
- На какие группы подразделяются продукты питания? (белки, жиры, углеводы)
- Что нужно для здорового питания? (нужны витамины, минеральные вещества)
- Появляются различные модные диеты: мясная, молочная. Люди пытаются есть только один продукт и заболевают (в продуктах, которые они употребляли, не хватает микроэлементов, витаминов – пища должна быть разнообразной).
- Что значит рациональное питание? (рациональное – значит правильное). Что такое баланс? (это равновесие). Что означает сбалансированное питание? (в пище уравновешено содержание различных веществ).
- Почему полезно употреблять сырые овощи и фрукты? (грубая растительная пища улучшает работу пищеварительной системы)
- Что значит соблюдать режим питания? (нужно есть в определенное время, не переедать, не есть на ночь).
- К чему приводит неправильное питание? (к ожирению, болезням желудка, кишечника, печени).
От того, что и как мы едим, зависит наше здоровье. Правильное питание – это важнейшее условие здорового образа жизни.
- Как понять, что питание несбалансированное? (часто простужаетесь, постоянно ощущаете усталость). За нормальную работу иммунитета отвечают витамины и минералы, поступающие с пищей. Недостаток витаминов снижает сопротивляемость инфекционным заболеваниям.
- IV. Викторина «Полезные продукты».
Классный руководитель: Врачи определили не только вредные, но и полезные продукты. Сейчас вам предлагается викторина. Узнайте полезный продукт по описанию.
(Один из учащихся укрепляет на доске название полезных продуктов).
Например: Этот фрукт богат кислотами, которые борются с гнилостными бактериями в желудке, полезен для сердечно-сосудистой системы, препятствует росту раковых клеток. Этот фрукт полезно есть на полдник (Дать описание в подобном виде лука, моркови, рыбы, молока, бананов, чая и т.д.).
Классный руководитель: Вы угадали полезные продукты. Эти продукты должны быть у всех на столе. Это не значит, что нужно питаться только ими. В употреблении любого продукта надо знать меру.
- V. Работа в группах.
Классный руководитель: Теперь вы знаете, как правильно питаться. Сейчас мы поработаем в группах и вспомним рецепты простых, полезных блюд.
(Дети в группах за определенное время вспоминают простые рецепты. Им дается на карточках набор продуктов. Представитель от каждой группы зачитывает рецепт).
Классный руководитель: Сегодня ребята вы получили ценный опыт, как правильно питаться. Имейте ввиду, что правильный сбалансированный рацион питания не обязательно должен состоять из дорогих продуктов. Полноценный рацион можно сформировать и из простых, недорогих, но правильно приготовленных и подобранных, разнообразных продуктов. Вы показали, что многие из вас знают, как можно приготовить простые вкусные блюда. Этот опыт вам очень пригодится в жизни.
- VI. Заключительное слово. Рефлексия.
Самые распространенные болезни у школьников – это болезни желудка, а причина болезней – неправильное питание: употребление вредных продуктов, нарушение режима питания. К сожалению, многие относятся к своему здоровью беспечно.
Классный руководитель: С каким настроением вы уходите с классного часа? Что запомнилось?
Ответы детей:
- Запомнил «вредные продукты»
- Запомнил полезные продукты
- Трудно поверить, что чипсы вредят здоровью, очень их люблю
- Полезные продукты, оказывается, у нас постоянно на столе
- Люблю готовить, всегда помогаю маме. Знаю много простых рецептов – готов поделиться.
Литература:
- Байер К.Л., Шейнберг Л.Н. Здоровый образ жизни. Мл., 1997 г.
- Зайцев Г.К., Зайцева А.Г. Твое здоровье. Укрепление организма. Санкт-Петербург, 2000 г.
- Здоровье от природы. Велнес-журналы за 2012-2013 гг. Интернет-версия
- Про кухню. Журналы ноябрь 2012 г., ноябрь 2013 г., июнь 2013 г.
- Здоровье школьника, журнал, №1, 2013 г.