Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Совместная деятельность детей и родителей – эффективная форма внедрения физической культуры

Приходько Наталья Алексеевна

Детство – это тот возраст, когда у ребенка образуются основные жизненные привычки. Что упущено в эти годы, то с большим трудом навёрстывается в дальнейшем (Е. Янкелевич, 1961).

Дети в дошкольном возрасте быстро растут, у них крепнет мускулатура, продолжает развиваться скелет. Головной мозг воспринимает новые понятия. Дети должны знать о пользе движений для здоровья, чтобы осознанно, с желанием  заниматься физкультурой, приобщаться к здоровому образу жизни, а в дальнейшем сохранить свои привычки на всю жизнь.

Воспитывать детей физически совершенными – значит добиваться, чтобы они с ранних лет были здоровыми и закаленными. Для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей необходим особый двигательный режим, отличающийся разнообразием форм физического воспитания.

Важную роль в оздоровлении детей играет закаливание. К сожалению, в современных детских садах, где в группе по 20 – 30 человек, трудно внедрить некоторые методы закаливания в повседневную жизнь ребенка. Но ведь основными средствами закаливания служат самые естественные факторы: воздух, вода и солнце. Самым благоприятным режимным отрезком времени в детском саду для реализации потребностей детей в движении является прогулка. Длительное пребывание на свежем воздухе во все времена года чрезвычайно полезно. Оздоровительно-воспитательное значение прогулки возрастает, если она предусматривает рациональное содержание двигательной активности детей, основанное на оптимальном соотношении разных игр и упражнений, подобранных с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Материалы педагогических наблюдений свидетельствуют, что педагоги дошкольных образовательных учреждений не уделяют должного внимания организации прогулок. Зачастую сокращается их продолжительность, особенно в холодное время года (до 30–40 мин.). В этот период большинство педагогов затрудняется в организации игровой деятельности малышей, ссылаясь на то, что дети слишком укутаны (М.А. Рунова, 2007).

Я заметила, что дети мало времени проводят на свежем воздухе. Это вызвано  погодными условиями  и занятиями, связанными с интеллектуальным развитием детей, кроме того они находятся в продолжительном сидячем положении. По мнению Е.А. Аркина (1968) это вредно действует на органы кровообращения и дыхания, а также на формирование скелета. Долгие занятия сидя (настольные игры, рисование, лепка) вызывают застой крови в нижней части тела, плохое питание мускулатуры ног, недостаточное расширение грудной клетки и, следовательно, ослабленное дыхание, сгибание и искривление позвоночника и др. Поэтому для детей очень важна смена деятельности.

В данной статье я рассматриваю вопросы организации двигательной активности детей на прогулке.

Введение в программу третьего физкультурного занятия на воздухе поставило перед воспитателями задачу наиболее эффективного его использования. Я считаю, что одного раза в неделю активного занятия на улице недостаточно. Необходимо приучать детей к систематическим физическим и холодовым нагрузкам. В.Г. Фролов(1983) утверждает,что проведение физкультурных занятий на открытом воздухе обеспечивает выполнение одной из важных задач физического воспитания – совершенствование функциональных систем и закаливание организма ребёнка. В процессе регулярного проведения подвижных игр и физических упражнений на улице расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость, формируются самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.

Я предложила администрации дошкольного учреждения №44 Центрального района дополнительно 1 раз в неделю проводить на улице спортивные досуги совместно с родителями. Осознавая, что успех дела зависит от четкой и слаженной работы коллектива, уровня педагогической подготовки воспитателей, я провела семинар – практикум «Организация физкультурных досугов на улице», где рассмотрела ряд вопросов:

- одежда детей, воспитателя, родителей на досуге;

- выработать у детей защитные свойства к холодовым нагрузкам;

- назначение ответственных за определенные моменты праздника.

Известно, для того, чтобы воспитательная работа была результативной, необходимо объединение усилий педагога и родителей, создание особой формы общения между ними.

Многие вопросы я обсудила с родителями. Но здесь столкнулась с трудностями. Мамы и папы опасались, что дети могут простудиться. Мною было решено, что самый лучший аргумент, способный побороть в родителях сомнения, личный пример взрослых, окружающих детей в детском саду.

Вместе с заведующей, старшим воспитателем, медсестрой, музыкальным руководителем, мы не просто наблюдали, а участвовали в разминке, конкурсах, причем в такой же спортивной форме, как и дошкольники.

Были приглашены для участия в соревнованиях и родители. Мы считаем, что вовлечение пап и мам в спортивные праздники, когда они на глазах детей демонстрируют свое умение бегать, прыгать, соревноваться, полезно всем и особенно детям, так как это создает хороший эмоциональный настрой, дарит огромную радость от взаимного общения.

Участвуя в таких мероприятиях, родители имеют возможность наблюдать своего ребенка в коллективе сверстников. Родители видят, какую радость и пользу приносят ребенку шумные игры, веселые соревнования, видят изменения в развитии детей.

Мы старались составить программу так, чтобы соревнующиеся и зрители получили удовольствие.

После спортивных мероприятий родители оставляли отзывы, пожелания, предложения для следующего праздника.

Нами было замечено, что отношение родителей к нашей работе было положительное. Об этом можно было судить по высказываниям и отзывам.

Мы добились важнейшего результата от праздников – это радость от общения, участия, победы, эмоционального сближения взрослых и детей.

Ведь при нынешней занятости родителей, нарушаются эмоциональные связи между родителями и детьми, а это отрицательно сказывается на психофизическом развитии детей.

К сожалению, многие родители недооценивают развивающее, оздоровительное значение мероприятий на улице в ДОУ. Самим родителям так же некогда гулять с ребенком.

Часто, после детского сада, ребенка везут домой в автомобиле, а затем в лифте. А в выходные дни бывает, что прогулка ребенка с мамой или бабушкой превращается в поток одёргиваний и запретов.

Мы мысленно поставили себя на место детей – и удивились их выдержке. Глубокое убеждение взрослых, что они всегда знают, что хорошо, а что плохо, что можно, а чего нельзя, не всегда верно. У ребенка есть свой, хоть и ограниченный, но зато более конкретный опыт, основанный на знании своих собственных достижений и успехов сверстников.

Чтобы лучше узнать взгляды каждой семьи на физическое воспитание, мы провели анкетирование. В анкету вошли следующие вопросы:

- занимаетесь ли дома утренней гимнастикой?

- как предпочитаете отдыхать: дома у телевизора, с книгой, на природе?

- какой спортивный инвентарь имеется в вашей семье?

- часто ли гуляете с ребенком?

- посещает ли ребенок бассейн, спортивные секции?

На основании ответов мы подготовили устный журнал для родителей, под девизом «Чтобы ребенок рос здоровым», с примерной программой. Нам удалось завоевать авторитет у родителей, вызвать у них интерес к нашей работе, привлечь большее количество мам и пап к участию в спортивных мероприятиях.

Содержание игр и физических упражнений, используемых на спортивных досугах предусматривало:

1. соответствие игр и упражнений сезону года, погодным условиям;

2. применение разных способов организации дошкольников;

3. рациональное использование оборудования, инвентаря, предметов

окружающей среды (пеньки, деревья, горки);

4. создание благоприятных условий для положительных, эмоциональных,

морально-волевых проявлений детей;

5. активизацию детской самостоятельности;

6. стимулирование индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Наши мероприятия мы совместили с хорошим средством закаливания – солнечными и воздушными ваннами. Во время досугов, мы ненадолго (10-20 мин.), снимали с детей часть одежды (олимпийки, кофточки). В теплые дни дети бегали в шортиках и маечках.

Во время досугов дети принимали иногда и «водные процедуры». Случалось, что мы попадали под дождь. Еще известные педиатры утверждали: «Не страшно, если детям придется иногда пробежать по сырой траве, по лужам или даже попасть под теплый летний дождь – это еще больше повысит устойчивость детского организма. Не следует только оставлять детей в мокрой одежде»(Г. Григорьева, 1997)

Подводя итоги, мы сделали вывод, что наша работа оказалась положительной.

Мы заметили, что дети стали более дружные, у них появилось чувство коллективизма, в целом улучшился микроклимат в группах. Если в начале года на праздниках от них можно было услышать: «Я победил!», «Я – самый быстрый!», «Я выиграл!», то уже в феврале мы слышали: «Мы победили!», «Наша команда первая!».

Воспитатели отметили, что дети стали меньше болеть простудными заболеваниями.

Сегодня жизнь предъявляет повышенные требования к детям. Это означает, что необходимо формировать поколение с более высокой моралью, с более развитой силой воли, закаленное и здоровое.

Спортивные праздники и досуги на воздухе наиболее приемлемая форма совместной деятельности детей и родителей и эффективная форма внедрения физической культуры.

Литература.

 

1. Аркин, Е.А. Ребенок в дошкольные годы / Е.А.Аркин. – М.: Просвещение, 1968. - 47 с.

2.  Рунова М.А. Организация прогулок с детьми младшего дошкольного возраста в зимний период // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2007. - №6. - 6 с.

3. Григорьева Г. Закаливание детей // Дошкольное воспитание. - 1997. - №3. - 35 с.

4. Фролов В.Г. Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста / В.Г. Фролов, Г.П. Юрко – М.: Просвещение, 1983. - 4 с.

5. Шишкина, В.А. Движение + движения / В.А.Шишкина. – М.: Просвещение, 1992. - 4 с.

6. Янкелевич, Е. Здоровое детство / Е.Янкелевич. – М.: Физкультура и спорт, 1961. - 3 с.

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»