Совместная деятельность детей и родителей – эффективная форма внедрения физической культуры
Приходько Наталья Алексеевна
Детство – это тот возраст, когда у ребенка образуются основные жизненные привычки. Что упущено в эти годы, то с большим трудом навёрстывается в дальнейшем (Е. Янкелевич, 1961).
Дети в дошкольном возрасте быстро растут, у них крепнет мускулатура, продолжает развиваться скелет. Головной мозг воспринимает новые понятия. Дети должны знать о пользе движений для здоровья, чтобы осознанно, с желанием заниматься физкультурой, приобщаться к здоровому образу жизни, а в дальнейшем сохранить свои привычки на всю жизнь.
Воспитывать детей физически совершенными – значит добиваться, чтобы они с ранних лет были здоровыми и закаленными. Для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей необходим особый двигательный режим, отличающийся разнообразием форм физического воспитания.
Важную роль в оздоровлении детей играет закаливание. К сожалению, в современных детских садах, где в группе по 20 – 30 человек, трудно внедрить некоторые методы закаливания в повседневную жизнь ребенка. Но ведь основными средствами закаливания служат самые естественные факторы: воздух, вода и солнце. Самым благоприятным режимным отрезком времени в детском саду для реализации потребностей детей в движении является прогулка. Длительное пребывание на свежем воздухе во все времена года чрезвычайно полезно. Оздоровительно-воспитательное значение прогулки возрастает, если она предусматривает рациональное содержание двигательной активности детей, основанное на оптимальном соотношении разных игр и упражнений, подобранных с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Материалы педагогических наблюдений свидетельствуют, что педагоги дошкольных образовательных учреждений не уделяют должного внимания организации прогулок. Зачастую сокращается их продолжительность, особенно в холодное время года (до 30–40 мин.). В этот период большинство педагогов затрудняется в организации игровой деятельности малышей, ссылаясь на то, что дети слишком укутаны (М.А. Рунова, 2007).
Я заметила, что дети мало времени проводят на свежем воздухе. Это вызвано погодными условиями и занятиями, связанными с интеллектуальным развитием детей, кроме того они находятся в продолжительном сидячем положении. По мнению Е.А. Аркина (1968) это вредно действует на органы кровообращения и дыхания, а также на формирование скелета. Долгие занятия сидя (настольные игры, рисование, лепка) вызывают застой крови в нижней части тела, плохое питание мускулатуры ног, недостаточное расширение грудной клетки и, следовательно, ослабленное дыхание, сгибание и искривление позвоночника и др. Поэтому для детей очень важна смена деятельности.
В данной статье я рассматриваю вопросы организации двигательной активности детей на прогулке.
Введение в программу третьего физкультурного занятия на воздухе поставило перед воспитателями задачу наиболее эффективного его использования. Я считаю, что одного раза в неделю активного занятия на улице недостаточно. Необходимо приучать детей к систематическим физическим и холодовым нагрузкам. В.Г. Фролов(1983) утверждает,что проведение физкультурных занятий на открытом воздухе обеспечивает выполнение одной из важных задач физического воспитания – совершенствование функциональных систем и закаливание организма ребёнка. В процессе регулярного проведения подвижных игр и физических упражнений на улице расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость, формируются самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.
Я предложила администрации дошкольного учреждения №44 Центрального района дополнительно 1 раз в неделю проводить на улице спортивные досуги совместно с родителями. Осознавая, что успех дела зависит от четкой и слаженной работы коллектива, уровня педагогической подготовки воспитателей, я провела семинар – практикум «Организация физкультурных досугов на улице», где рассмотрела ряд вопросов:
- одежда детей, воспитателя, родителей на досуге;
- выработать у детей защитные свойства к холодовым нагрузкам;
- назначение ответственных за определенные моменты праздника.
Известно, для того, чтобы воспитательная работа была результативной, необходимо объединение усилий педагога и родителей, создание особой формы общения между ними.
Многие вопросы я обсудила с родителями. Но здесь столкнулась с трудностями. Мамы и папы опасались, что дети могут простудиться. Мною было решено, что самый лучший аргумент, способный побороть в родителях сомнения, личный пример взрослых, окружающих детей в детском саду.
Вместе с заведующей, старшим воспитателем, медсестрой, музыкальным руководителем, мы не просто наблюдали, а участвовали в разминке, конкурсах, причем в такой же спортивной форме, как и дошкольники.
Были приглашены для участия в соревнованиях и родители. Мы считаем, что вовлечение пап и мам в спортивные праздники, когда они на глазах детей демонстрируют свое умение бегать, прыгать, соревноваться, полезно всем и особенно детям, так как это создает хороший эмоциональный настрой, дарит огромную радость от взаимного общения.
Участвуя в таких мероприятиях, родители имеют возможность наблюдать своего ребенка в коллективе сверстников. Родители видят, какую радость и пользу приносят ребенку шумные игры, веселые соревнования, видят изменения в развитии детей.
Мы старались составить программу так, чтобы соревнующиеся и зрители получили удовольствие.
После спортивных мероприятий родители оставляли отзывы, пожелания, предложения для следующего праздника.
Нами было замечено, что отношение родителей к нашей работе было положительное. Об этом можно было судить по высказываниям и отзывам.
Мы добились важнейшего результата от праздников – это радость от общения, участия, победы, эмоционального сближения взрослых и детей.
Ведь при нынешней занятости родителей, нарушаются эмоциональные связи между родителями и детьми, а это отрицательно сказывается на психофизическом развитии детей.
К сожалению, многие родители недооценивают развивающее, оздоровительное значение мероприятий на улице в ДОУ. Самим родителям так же некогда гулять с ребенком.
Часто, после детского сада, ребенка везут домой в автомобиле, а затем в лифте. А в выходные дни бывает, что прогулка ребенка с мамой или бабушкой превращается в поток одёргиваний и запретов.
Мы мысленно поставили себя на место детей – и удивились их выдержке. Глубокое убеждение взрослых, что они всегда знают, что хорошо, а что плохо, что можно, а чего нельзя, не всегда верно. У ребенка есть свой, хоть и ограниченный, но зато более конкретный опыт, основанный на знании своих собственных достижений и успехов сверстников.
Чтобы лучше узнать взгляды каждой семьи на физическое воспитание, мы провели анкетирование. В анкету вошли следующие вопросы:
- занимаетесь ли дома утренней гимнастикой?
- как предпочитаете отдыхать: дома у телевизора, с книгой, на природе?
- какой спортивный инвентарь имеется в вашей семье?
- часто ли гуляете с ребенком?
- посещает ли ребенок бассейн, спортивные секции?
На основании ответов мы подготовили устный журнал для родителей, под девизом «Чтобы ребенок рос здоровым», с примерной программой. Нам удалось завоевать авторитет у родителей, вызвать у них интерес к нашей работе, привлечь большее количество мам и пап к участию в спортивных мероприятиях.
Содержание игр и физических упражнений, используемых на спортивных досугах предусматривало:
1. соответствие игр и упражнений сезону года, погодным условиям;
2. применение разных способов организации дошкольников;
3. рациональное использование оборудования, инвентаря, предметов
окружающей среды (пеньки, деревья, горки);
4. создание благоприятных условий для положительных, эмоциональных,
морально-волевых проявлений детей;
5. активизацию детской самостоятельности;
6. стимулирование индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Наши мероприятия мы совместили с хорошим средством закаливания – солнечными и воздушными ваннами. Во время досугов, мы ненадолго (10-20 мин.), снимали с детей часть одежды (олимпийки, кофточки). В теплые дни дети бегали в шортиках и маечках.
Во время досугов дети принимали иногда и «водные процедуры». Случалось, что мы попадали под дождь. Еще известные педиатры утверждали: «Не страшно, если детям придется иногда пробежать по сырой траве, по лужам или даже попасть под теплый летний дождь – это еще больше повысит устойчивость детского организма. Не следует только оставлять детей в мокрой одежде»(Г. Григорьева, 1997)
Подводя итоги, мы сделали вывод, что наша работа оказалась положительной.
Мы заметили, что дети стали более дружные, у них появилось чувство коллективизма, в целом улучшился микроклимат в группах. Если в начале года на праздниках от них можно было услышать: «Я победил!», «Я – самый быстрый!», «Я выиграл!», то уже в феврале мы слышали: «Мы победили!», «Наша команда первая!».
Воспитатели отметили, что дети стали меньше болеть простудными заболеваниями.
Сегодня жизнь предъявляет повышенные требования к детям. Это означает, что необходимо формировать поколение с более высокой моралью, с более развитой силой воли, закаленное и здоровое.
Спортивные праздники и досуги на воздухе наиболее приемлемая форма совместной деятельности детей и родителей и эффективная форма внедрения физической культуры.
Литература.
1. Аркин, Е.А. Ребенок в дошкольные годы / Е.А.Аркин. – М.: Просвещение, 1968. - 47 с.
2. Рунова М.А. Организация прогулок с детьми младшего дошкольного возраста в зимний период // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2007. - №6. - 6 с.
3. Григорьева Г. Закаливание детей // Дошкольное воспитание. - 1997. - №3. - 35 с.
4. Фролов В.Г. Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста / В.Г. Фролов, Г.П. Юрко – М.: Просвещение, 1983. - 4 с.
5. Шишкина, В.А. Движение + движения / В.А.Шишкина. – М.: Просвещение, 1992. - 4 с.
6. Янкелевич, Е. Здоровое детство / Е.Янкелевич. – М.: Физкультура и спорт, 1961. - 3 с.