Совершенствование системы формирования
здорового образа жизни дошкольника
Воробьева Марина Юрьевна
Совершенствование системы формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста приобрело особую значимость в связи с модернизацией образования в нашей стране. Период дошкольного детства – наиболее важный в становлении двигательных и других важнейших функций ребенка, развитии его физических и личностных качеств, формировании основ физического, психического, интеллектуального и социального здоровья.
Здоровье – неоценимое счастье в жизни каждого человека и человеческого общества. Слово «здоровье», как и слова «любовь», «красота», «радость», принадлежат к тем немногим понятиям, значения которых знают все, но понимают по – разному.
Здоровье – это правильная, нормальная деятельность организма.
Виды здоровья:
- Ø Физическое
- Ø Умственное
- Ø Психическое
- Ø Социальное
Физическое здоровье – это состояние, при котором у человека имеет место гармония физических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды: совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде.
Психологическое здоровье – это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности.
Социальное здоровье – это социальный статус, оптимальное место человека в обществе, его значимая роль в межличностных отношениях, зависящих от здоровья общества, а также от окружающей среды для каждого человека.
Иногда выделяются также нравственное и духовное здоровье.
Нравственное здоровье – это комплекс характеристик мотивационной и потребностно – нормативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.
Духовное здоровье – это система ценностей и убеждений человека.
Здоровый образ жизни – это максимальное количество биологически и социально целесообразных форм и способов жизнедеятельности, адекватных потребностям и возможностям человека, осознанно реализуемых им, обеспечивающих формирование, сохранение и укрепление здоровья, способных к продлению рода и достижению активного долголетия.
Здоровый образ жизни определяется и как система индивидуальных проявлений личности (нравственных, духовных, физических) в сферах различных деятельностей (учебной, бытовой, общественной, коммуникативной), отражающая отношение к себе, социальной среде, окружающей природе с позиций ценностей здоровья и способствующая сохранению соответствующей возрасту устойчивости организма, максимальной активности личности в повседневной жизни и профессиональной деятельности.
Основные аспекты здорового образа жизни
- Ø Оптимальный двигательный режим (утренняя гимнастика, физические упражнения)
- Ø Личная гигиена (гигиена тела, уход за волосами, гигиена полости рта, гигиена одежды и обуви, гигиена помещения)
- Ø Правильное дыхание (следование правилам дыхания при выполнении физических упражнений, дыхание через нос)
- Ø Закаливание (соблюдение правил приема закаливающих процедур: воздушных ванн, солнечных ванн, водных процедур, умывания, обтирания, обливания, купания, хождение босиком)
- Ø Профилактика заболеваний у дошкольников (нарушений осанки, плоскостопия, инфекционных заболеваний, близорукости)
- Ø Профилактика повреждений и травм у дошкольников (правильная организация и методика проведения занятий, соблюдение техники безопасности, правил поведения в общественных местах)
- Ø Оказание первой доврачебной помощи при травмах
- Ø Проведение занятий по ЛФК
- Ø Проведение подвижных игр (на воздухе)