Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Служба здоровья в образовательном учреждении

Крутикова Лидия Яковлевна,
педагог-организатор, учитель
ГБОУ лицей № 384 Кировского района Санкт-Петербурга

           Среди  множества  проблем  современной  педагогики  особую  тревогу  вызывает   проблема   неудовлетворительного  состояния   здоровья  детей  и  подростков.  В  своем  послании  Федеральному  Собранию  от  30  ноября  2010 г.  Президент  РФ  отметил:  «Сегодня  уже  к  первому  классу  школы  сложности  со  здоровьем  выявляются  почти  у  трети  детей.  Еще  более  удручающие  показатели  обычно  диагностируют  у  подростков.  Отклонения  по  здоровью  имеют  две  трети  из  них…»

           Поскольку  состояние  здоровья  человека  на  50%  зависит  от  выбранного  им  образа  жизни (М.М. Безруких,  2004г.,  Н.К. Смирнов,  2002г.и др.),  то  перед  школьным  образованием  встает  задача  сформировать  такую  здоровьеориентиро-

ванную  модель  поведения  индивида,  которая,  с  одной  стороны,  была  бы направ-

лена  на  сохранение  и  укрепление  его  личного  здоровья,  а  с  другой – исключала  бы  нанесение  вреда  физическому,  психическому  или  нравственному  здоровью  окружающих  его  людей.

           В  последнее  десятилетие  возросло  число  факторов,  которые  раньше  не  составляли  проблем  для  школьных  врачей,  педагогов,  родителей  учащихся. Год

от  года  возрастают  учебные  нагрузки,  досуг  все  чаще  отдается  просмотру  видеофильмов  и  компьютерным  играм,  что  приводит  к  гиподинамии,  наруше-

ниям  осанки  и  зрения.  О  росте  числа  юных  курильщиков,  массовом  потреб-

лени  подростками  пива,  проблеме  токсикомании  и  наркомании  и  говорить  не  приходится:  раньше  все  это  не  носило  такого  массового  характера.  Есть  и 

положительные  моменты.  О  неблагополучии  здоровья  населения  страны,  и

особенно  подрастающего  поколения,  стали говорить  открыто  и  на  всех  уровнях,  вплоть  до  Президента.  Педагогическая  общественность  все  больше  осознает, 

что  именно  учитель  может  сделать  для  здоровья  школьника   гораздо  больше,  чем  врач.

          Появившееся  в  последние  годы  понятие  здоровьесберегающие  технологии

предполагает  консолидацию  всех  усилий  школы,  нацеленных  на  сохранение,  формирование  и  укрепление  здоровья  учащихся.    Задача  педагогов  школы -  не  дотянуть  ребенка  до  последнего  звонка,  радуясь,  что  за  эти  годы  с  ним  не  случилось  ничего  плохого,  а  полноценно  подготовить  подростка  к  самостоятельной  жизни,  создав  все  предпосылки  для  того,  чтобы  она  сложилась

счастливо.  А  без  здоровья  это  не  достижимо.  Поэтому,  обеспечивая  охрану  здоровья  школьников,  формируя  у  них  самих  культуру  здоровья,  школа заклады-

вает  фундамент  благополучия  будущих  поколений.

         Благополучие  детей,  их  развитие,  своевременное  включение  в  жизнь  общества  определяют  будущее  государства.  Улучшение  показателей  здоровья, 

образования,  среды  обитания  подрастающего  поколения  -  приоритетная  задача  общества.    Государственная  политика  в  образовании,  законодательно  закрепленная  в  основных  нормативных  документах,  среди  основных  приоритетов

выделяет  высокое  качество  образования.  При  этом  понятие  качества  образования  тесно  связано  с  такими  категориями, как  развитие,  самореализация,  здоровье,  благополучие.  То  есть  на  государственном  уровне  признается  актуальным  построение  здоровьесозидающей  образовательной  среды,  функционирующей  на 

 

                                                               -  2  -

 

 

основе  идеологии  культуры  здоровья,  предполагающей  организацию  здоровьесо-

зидающего  уклада  жизни  образовательного  учреждения  и  формирования  здорового  образа  жизни. Образовательное  учреждение  -  идеальное  место  для

реализации   комплексных   программ,   направленных   на  решение  проблемы 

здоровья  детей.   В  них   присутствуют  профильные  специалисты,  решающие 

проблемы  здоровья  детей  и  подростков:   медицинские  работники,  педагоги-

психологи,  социальные  педагоги,  учителя  физической   культуры,    педагоги  других   близких  специальностей.  

          Анализ  решения  проблемы  здоровья  детей  и  подростков  в  системе  образо-

вания  Санкт-Петербурга  показывает,  что   при   наличии  значительного   опыта   эта   работа   недостаточно  результативна.   Это  связано  с   практическим  отсутствием  системы  консолидации  образовательных   учреждений,   межведомст-

венных  структур  и  специалистов;  включенности   проблемы  здоровья   в  управленческий  контекст  образования.   Указанные  проблемы   решались  в  ходе

проекта  по  созданию  службы  здоровья  образовательного  учреждения,  который  был   реализован  в  Санкт-Петербурге  в  2005 – 2007 гг. 

          В  результате  эксперимента  разработано  и  апробировано  нормативное,  научное,  методическое  и  информационное  обеспечение  создания  службы  здоровья  в  образовательном  учреждении.

          Служба  здоровья – организационная  форма  взаимодействия  специалистов

образовательного  учреждения  по  обеспечению  условий  для  сохранения  и  укрепления  здоровья  всех  участников  образовательного  процесса,  развития  культуры  здоровья  и  на   ее   основе  формирования  здорового  образа  жизни.

           Основная  цель  службы  здоровья:  построение  открытой  здоровьесозида-

ющей  образовательной  среды,  функционирующей   на  основе  идеологии  культуры  здоровья,  предполагающей  формирование  здорового  образа  жизни  и  организа-

цию     здоровьесозидающего  уклада  жизни   образовательного  учреждения.

            Перед  службой  здоровья  стоят  следующие  задачи:

       - построение  внутренней  среды  ОУ,  обеспечивающей  здоровьесозидающий  характер  образовательного  процесса  и  безопасность  учащихся  и  педагогов.

       - повышение  уровня  культуры  здоровья  как  компонента  общей  культуры  учащихся,  педагогов,  родителей  и  формирование  на  ее  основе  готовности  к  сохранению  и  укреплению  своего  здоровья  и  здоровья  других  людей.

        - создание  условий  для  оздоровления  учащихся,  ослабленных  наиболее

распространенными,  в  том  числе  социально  обусловленными  болезнями  детей  и  подростков.

        - систематизация  и  упорядоченность  деятельности  ОУ  по  построению здоровьесозидающей  образовательной  среды.

          

          В  соответствии  с  функциями  и  возможным  составом  специалистов  в  службе  здоровья  осуществляется  профилизация  и  выделяются  собственные  организационные  звенья,  на  которые  возлагаются  определенные  компетенции

--  полномочия  и  ответственность.

 

 

 

                                                       - 3 -

                                                   

 

                Исходя  из  теоретико- методологических  оснований  создание  и  функционирование  службы  здоровья  в  образовательном  учреждении  требует 

соответствующей  подготовки  специалистов.  Так  как  специалисты  службы  здоровья  имеют  собственную  профессиональную  компетентность,  образовательная  программа  должна  быть  построена  в  рамках   повышения  их

квалификации. 

              Образовательная  программа  предназначена  для  подготовки  команды

служб  здоровья  образовательного  учреждения.    Примерный  состав  команды:

заместитель  директора,   медицинский  работник,  педагог-психолог,  социальный  педагог,  специалист  по  информационным  технологиям,  преподаватель  физичес-

кой  культуры.  Содержание  программы  и  необходимость  обучения  большой

группы  специалистов  из  одного  образовательного  учреждения   определяет 

целесообразность  следующей  организации  обучения:

      -  сессионное  обучение  в  каникулярное  время

      -  межсессионное  взаимодействие,  во  время  которого  команда  службы  здоровья  работает  в  своем  образовательном  учреждении  и  обмен   полученным

опытом  происходит  на  ежемесячных   межсессионных  семинарах.

               Служба  здоровья  -  новая  структура  образовательного  учреждения,  нормативные  и  методические  основания  которой  создавались  параллельно  с

экспериментальной  подготовкой  специалистов.   Проект  «Создание  службы  здоровья  в  образовательных   учреждениях   Санкт-Петербурга»  реализуется  в

СПбАППО  в   2005 – 2008 гг.   В   дальнейшем  для  подготовки   специалистов  службы  здоровья   необходимо  и  возможно  опираться  на  опыт  образовательных

учреждений,  уже  имеющих   в  своей  структуре  службу  здоровья.

                 Оценка  здоровьесозидающей   образовательной  среды  наиболее  четко

увязывается  с  оценкой  качества  образования.   Обьекты  мониторинга   качества  образования -  образовательные  результаты,  условия  и  цена  их  достижения  -  определяются,  с  одной  стороны,  требованиями  государственного  образовательно-го  стандарта,  а  с   другой  -  социальным  заказом  школе  и  характеризуют  специ-

фику  образовательного  учреждения,  его  отличие  от  других  учреждений.

                Мониторинг  здоровьесозидающей  образовательной   среды  можно  определить   как   систему  организации  сбора,   хранения,   обработки,  анализа  и  прогноза  состояния  здоровья  обучающихся,  а  также  распространения  информа-

ции    о  здоровье  и  образе  жизни  субъектов  образовательного  процесса,  обеспе-

чивающую  непрерывное  слежение  за  состоянием   здоровьесозидающей    среды  образовательного  учреждения  и  прогнозирование  ее  развития  на  основе  единой

базы  данных.   Целью  мониторинга  является  сбор  и  социологический  анализ

первичной  статистической  информации  для  выявления  значений  показателей,  определяющих  функционирование   службы  здоровья  в   образовательном  учреж-

дении.

                                                         

 

 

 

         

 

                                                     -  4  -

                               

              Технология  создания  службы  здоровья  в  конкретном  образовательном  учреждении  состоит  из  следующих  компонентов:

1.      Разработка  внутренних  локальных  актов,  регламентирующих  деятельность  службы  здоровья  в  зависимости  от   условий  конкретного  образовательного  учреждения.

2.     Проектирование  деятельности  службы  здоровья  на  основе  проведения  мониторинга  здоровьесозидающей  образовательной  среды.

3.     Подготовка  участников  образовательного  процесса  к  построению  здоровьесозидающей  образовательной  среды  с  помощью  инициирующих   и

обучающих семинаров.

              Алгоритм  создания  нормативно-правовой  базы  службы  здоровья  конкретного  образовательного  учреждения  может  выглядеть  таким  образом:

1.     На  основе  Примерного  положения  о  службе  здоровья  в  образовательном  учреждении   принимается  собственное  Положение  о  службе  здоровья   образовательного  учреждения.  (см. Приложение )

2.     Для  реализации  задач  службы  здоровья  необходимо  перезаключить  договор

образовательного  учреждения  с  детской  поликлиникой.                                    -     В  целях  регламентации  организационно-правового  положения  работников    образовательного  учреждения,  их  обязанностей,  прав,   ответственности  и  обеспечения  условий  для  эффективной  работы  разрабатываются  должностные  инструкции  руководителя  и  специалистов  службы  здоровья.

 

    Служба  здоровья  должна  пройти  этап  проектирования,  конечным  продук-

том   которого  является  создание  целевой  программы  деятельности   службы

здоровья  на  определенный  отрезок  времени. (см.  Приложение )    Проектирование  целевой  программы  деятельности  службы  здоровья 

целесообразно  осуществлять  поэтапно.

   В  процессе  организации  службы  здоровья  возникают  сложности,  которые

можно  разделить  на  объективные,  внешние  по  отношению  к  образователь-

ному  учреждению,   и   субъективные,   внутренние,   вполне   реализуемые  в

психолого-педагогической  деятельности.

    Для  повышения  готовности  педагогического   коллектива,   родителей   и

учащихся  к  построению  здоровьесозидающей    образовательной  среды

необходимо  решить  следующие  задачи:

    - определить  готовность  участников   образовательного  процесса  к   здоровьесозидающей  деятельности;

    - организовать  выработку  новой  миссии  школы;

    - преодолеть  сопротивление   педагогов  нововведениям;  создать  психоло-

гический  климат,  установку  на  здоровьесозидающую  деятельность;

    - организовать   просвещение   участников   образовательного  процесса  в

области   здорового  образа  жизни;

    - объединить  педагогов  во  временные  творческие  коллективы

Принятие  и  готовность  включиться  в  построение  здоровьесозидающей  образовательной  среды  зависит  как  от  директора  школы ,  так  и  всего  школьного  коллектива  в  целом.9(2)

 

                                             

                                                -  5  -

                       

      Актуально  значимым  и  востребованным  сегодня  становится  создание  оздоровительных  программ,  методических  и  учебных  пособий,  а  также  соответствующих  подразделений (служб,  центров,  отделов  )  в  структуре  образовательного  учреждения,  где  может  успешно  проводиться  работа  по

сохранению  и  укреплению  здоровья  молодого  поколения  экономически  малозатратными  и  в  то  же  время  эффективными  методами.

               Создание  службы  здоровья  в  образовательном  учреждении  имеет

                 -определенные  правовые  основания:  ( Федеральные  законы,  подзакон-

                 ные  акты,  ...)

                - всесторонние  исследования  образовательной  системы.

                    

           Одним  из  основных  направлений  деятельности  Службы  здоровья  

  является:  создание  условий  для  здорового  питания  в  образовательном

  учреждении.    Значение  правильного  питания  для  здоровья  человека  неоспоримо.

          Человек  нуждается  в  определенных  количествах  энергии,  белка,  жиров,  витаминов  и  других  пищевых  веществ.  В  теле  человека  постоянно  происходят   процессы  обмена.  Одни   вещества  сгорают,  окисляются,  выводятся,  а  взамен  нужны   новые  вещества,  причем  самого  различного  назначения.  Особенности  питания  детей  школьного  возраста  связаны  с  быстротекущими  процессами  различных  систем  организма.   Поэтому  школьники  должны  получать  сбалансированное  питание,  включающее  в  рацион   полный  объем  затрат   энергии   в  течение  всего  дня  с  учетом   дополнительных  нагрузок  (занятия   спортом,  игры,  прогулки  и  т.  п. ),  жиры,  углеводы,  витамины,  минеральные  соли. 

          Деятельность  по  улучшению  питания   школьников   должна  предпо-

лагать  2  аспекта:

           -  питание  ребенка  в  школе

           -  контроль  за  полноценностью   питания  в  семьях  учеников.

       Система  школьного  питания  ориентируется  на  «Цикличное  сбалансиро-

ванное  меню» ,  разработанное  с  учетом   потребностей  детского  организма.

 Здесь   наблюдается    некоторое   благополучие:   детям  предлагают   горячие    

завтраки  и   обеды. 

      Второй  важный  аспект  проблемы  - питание  школьников  в  семье,  требу-

ет   определенного  внимания.   Важно,  чтобы  питание  детей  в  семье  было  организовано  в  комфортных  условиях,  чтобы  дети  не  ели  в  одиночестве

и  с  пищей  получали  все   необходимые  для  организма  вещества.  Школа

должна  выступать  в  роли  пропагандиста  культурного  питания.

        Наша  конечная  цель - здоровье  подрастающего  поколения.  Для  решения  этой  задачи  проводится   ряд   мероприятий:  беседы  с  родителями  и  учащи-

мися,  мониторинги,  выпускаются   стенгазеты,  альманахи   на  темы  здорового  питания.  

           

                                                           

 

    


 

     В  соответствии  с  поставленными  целями  эффективность  реализации  программы  Службы  здоровья  лицея № 384  можно  определить,  исходя  из

2-х  групп  критериев:

   -  результативность  создания  условий  для  обеспечения  здоровья  учащихся

и  педагогов  образовательного  учреждения

   -  результативность  создания  и  деятельности  школьной  команды  Службы  здоровья  образовательного  учреждения  как  коллективного  субъекта  труда.

       Выводы:

1.      За  время  эксперимента  произошли  позитивные  изменения  в  здоровье  учащихся:  увеличилось  количество  учащихся  с  1-й  группой  здоровья.

2.     Снизилось  количество  пропусков  по  болезни  в  основной  и  средней  школе  за  счет  снижения  количества  простудных  заболеваний

3.     Произошли  позитивные  сдвиги  физической  подготовленности  учащихся.

4.     Осуществляется  систематический  контроль  за  состоянием  здоровья  учащихся  и  учителей  на  основе  организации  профилактических осмотров,

первичной  профилактики.

5.     Повышение  уровня  знаний  по  вопросам   здоровья  и  его  сохранения  (мо-  ниторинги,  беседы  и  курсы  повышения   квалификации).

6.     Организовано  качественное  и  рациональное  питание  школьников  (завтраки  и  обеды – 100%  начальная  школа )  и  учителей.

7.     Проводятся  спортивные  праздники  и  соревнования  с  участием   педагогов  и  родителей.

8.     Проведение  различных  внеурочных  видов  деятельности:   дни  здоровья,  декады,  акции  по  пропаганде   здорового  образа  жизни,  профилактика

вредных  привычек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-7

 

ЛИТЕРАТУРА  :

 

1.      Безруких  М.М.,  Филиппова Т.А.,  Разговор  о  правильном  питании.  Москва  2003г.

2.     Воспитание  школьников   №10  2012 г.

3.     Здоровье.  Учебно-методическое  пособие. 1–11 кл. Касаткин В.Н. 2003 г.

4.     Здоровьесберегающие  образовательные  технологии  и  психология

здоровья   в  школе     

5.     Здоровьесберегающее  сопровождение   воспитательно-образовательного

процесса  Э.М. Казака  2010 г.

              6.  Воспитание  школьников   №10  2012 г.

              7.  Здоровье.  №10  2012 г.

              8.  Здоровье.  Организационные  шаги ..    Деятельность  по  улучшению       питания  школьников.  В.Н. Касаткин  М.»  2003 г.

               9.  Колесникова М.Г.  Служба  здоровья  ОУ   СПб  2008 г.

             10.  Колесникова  М.Г.  Учебно-методическое  пособие  СПб  2006 г.

              11.  Методика  и  методология  обучения.   №1  2012 г.

              12.  Начальная  школа  №1  2011 г.  Л.А.Нефедова   Работа  с  родителями  по  пропаганде  ЗОЖ.

              13.  Организация  питания  в  школе,  Волгоград.  2008 г.

              14.  Социальное  здоровье  учащихся.  Рязань  2008 г.

              15.  Школа  здоровья.  Москва  2003 г.

        

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»