Служба здоровья в образовательном учреждении
Крутикова Лидия Яковлевна,
педагог-организатор, учитель
ГБОУ лицей № 384 Кировского района Санкт-Петербурга
Среди множества проблем современной педагогики особую тревогу вызывает проблема неудовлетворительного состояния здоровья детей и подростков. В своем послании Федеральному Собранию от 30 ноября 2010 г. Президент РФ отметил: «Сегодня уже к первому классу школы сложности со здоровьем выявляются почти у трети детей. Еще более удручающие показатели обычно диагностируют у подростков. Отклонения по здоровью имеют две трети из них…»
Поскольку состояние здоровья человека на 50% зависит от выбранного им образа жизни (М.М. Безруких, 2004г., Н.К. Смирнов, 2002г.и др.), то перед школьным образованием встает задача сформировать такую здоровьеориентиро-
ванную модель поведения индивида, которая, с одной стороны, была бы направ-
лена на сохранение и укрепление его личного здоровья, а с другой – исключала бы нанесение вреда физическому, психическому или нравственному здоровью окружающих его людей.
В последнее десятилетие возросло число факторов, которые раньше не составляли проблем для школьных врачей, педагогов, родителей учащихся. Год
от года возрастают учебные нагрузки, досуг все чаще отдается просмотру видеофильмов и компьютерным играм, что приводит к гиподинамии, наруше-
ниям осанки и зрения. О росте числа юных курильщиков, массовом потреб-
лени подростками пива, проблеме токсикомании и наркомании и говорить не приходится: раньше все это не носило такого массового характера. Есть и
положительные моменты. О неблагополучии здоровья населения страны, и
особенно подрастающего поколения, стали говорить открыто и на всех уровнях, вплоть до Президента. Педагогическая общественность все больше осознает,
что именно учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач.
Появившееся в последние годы понятие здоровьесберегающие технологии
предполагает консолидацию всех усилий школы, нацеленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья учащихся. Задача педагогов школы - не дотянуть ребенка до последнего звонка, радуясь, что за эти годы с ним не случилось ничего плохого, а полноценно подготовить подростка к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы она сложилась
счастливо. А без здоровья это не достижимо. Поэтому, обеспечивая охрану здоровья школьников, формируя у них самих культуру здоровья, школа заклады-
вает фундамент благополучия будущих поколений.
Благополучие детей, их развитие, своевременное включение в жизнь общества определяют будущее государства. Улучшение показателей здоровья,
образования, среды обитания подрастающего поколения - приоритетная задача общества. Государственная политика в образовании, законодательно закрепленная в основных нормативных документах, среди основных приоритетов
выделяет высокое качество образования. При этом понятие качества образования тесно связано с такими категориями, как развитие, самореализация, здоровье, благополучие. То есть на государственном уровне признается актуальным построение здоровьесозидающей образовательной среды, функционирующей на
- 2 -
основе идеологии культуры здоровья, предполагающей организацию здоровьесо-
зидающего уклада жизни образовательного учреждения и формирования здорового образа жизни. Образовательное учреждение - идеальное место для
реализации комплексных программ, направленных на решение проблемы
здоровья детей. В них присутствуют профильные специалисты, решающие
проблемы здоровья детей и подростков: медицинские работники, педагоги-
психологи, социальные педагоги, учителя физической культуры, педагоги других близких специальностей.
Анализ решения проблемы здоровья детей и подростков в системе образо-
вания Санкт-Петербурга показывает, что при наличии значительного опыта эта работа недостаточно результативна. Это связано с практическим отсутствием системы консолидации образовательных учреждений, межведомст-
венных структур и специалистов; включенности проблемы здоровья в управленческий контекст образования. Указанные проблемы решались в ходе
проекта по созданию службы здоровья образовательного учреждения, который был реализован в Санкт-Петербурге в 2005 – 2007 гг.
В результате эксперимента разработано и апробировано нормативное, научное, методическое и информационное обеспечение создания службы здоровья в образовательном учреждении.
Служба здоровья – организационная форма взаимодействия специалистов
образовательного учреждения по обеспечению условий для сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса, развития культуры здоровья и на ее основе формирования здорового образа жизни.
Основная цель службы здоровья: построение открытой здоровьесозида-
ющей образовательной среды, функционирующей на основе идеологии культуры здоровья, предполагающей формирование здорового образа жизни и организа-
цию здоровьесозидающего уклада жизни образовательного учреждения.
Перед службой здоровья стоят следующие задачи:
- построение внутренней среды ОУ, обеспечивающей здоровьесозидающий характер образовательного процесса и безопасность учащихся и педагогов.
- повышение уровня культуры здоровья как компонента общей культуры учащихся, педагогов, родителей и формирование на ее основе готовности к сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья других людей.
- создание условий для оздоровления учащихся, ослабленных наиболее
распространенными, в том числе социально обусловленными болезнями детей и подростков.
- систематизация и упорядоченность деятельности ОУ по построению здоровьесозидающей образовательной среды.
В соответствии с функциями и возможным составом специалистов в службе здоровья осуществляется профилизация и выделяются собственные организационные звенья, на которые возлагаются определенные компетенции
-- полномочия и ответственность.
- 3 -
Исходя из теоретико- методологических оснований создание и функционирование службы здоровья в образовательном учреждении требует
соответствующей подготовки специалистов. Так как специалисты службы здоровья имеют собственную профессиональную компетентность, образовательная программа должна быть построена в рамках повышения их
квалификации.
Образовательная программа предназначена для подготовки команды
служб здоровья образовательного учреждения. Примерный состав команды:
заместитель директора, медицинский работник, педагог-психолог, социальный педагог, специалист по информационным технологиям, преподаватель физичес-
кой культуры. Содержание программы и необходимость обучения большой
группы специалистов из одного образовательного учреждения определяет
целесообразность следующей организации обучения:
- сессионное обучение в каникулярное время
- межсессионное взаимодействие, во время которого команда службы здоровья работает в своем образовательном учреждении и обмен полученным
опытом происходит на ежемесячных межсессионных семинарах.
Служба здоровья - новая структура образовательного учреждения, нормативные и методические основания которой создавались параллельно с
экспериментальной подготовкой специалистов. Проект «Создание службы здоровья в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга» реализуется в
СПбАППО в 2005 – 2008 гг. В дальнейшем для подготовки специалистов службы здоровья необходимо и возможно опираться на опыт образовательных
учреждений, уже имеющих в своей структуре службу здоровья.
Оценка здоровьесозидающей образовательной среды наиболее четко
увязывается с оценкой качества образования. Обьекты мониторинга качества образования - образовательные результаты, условия и цена их достижения - определяются, с одной стороны, требованиями государственного образовательно-го стандарта, а с другой - социальным заказом школе и характеризуют специ-
фику образовательного учреждения, его отличие от других учреждений.
Мониторинг здоровьесозидающей образовательной среды можно определить как систему организации сбора, хранения, обработки, анализа и прогноза состояния здоровья обучающихся, а также распространения информа-
ции о здоровье и образе жизни субъектов образовательного процесса, обеспе-
чивающую непрерывное слежение за состоянием здоровьесозидающей среды образовательного учреждения и прогнозирование ее развития на основе единой
базы данных. Целью мониторинга является сбор и социологический анализ
первичной статистической информации для выявления значений показателей, определяющих функционирование службы здоровья в образовательном учреж-
дении.
- 4 -
Технология создания службы здоровья в конкретном образовательном учреждении состоит из следующих компонентов:
1. Разработка внутренних локальных актов, регламентирующих деятельность службы здоровья в зависимости от условий конкретного образовательного учреждения.
2. Проектирование деятельности службы здоровья на основе проведения мониторинга здоровьесозидающей образовательной среды.
3. Подготовка участников образовательного процесса к построению здоровьесозидающей образовательной среды с помощью инициирующих и
обучающих семинаров.
Алгоритм создания нормативно-правовой базы службы здоровья конкретного образовательного учреждения может выглядеть таким образом:
1. На основе Примерного положения о службе здоровья в образовательном учреждении принимается собственное Положение о службе здоровья образовательного учреждения. (см. Приложение )
2. Для реализации задач службы здоровья необходимо перезаключить договор
образовательного учреждения с детской поликлиникой. - В целях регламентации организационно-правового положения работников образовательного учреждения, их обязанностей, прав, ответственности и обеспечения условий для эффективной работы разрабатываются должностные инструкции руководителя и специалистов службы здоровья.
Служба здоровья должна пройти этап проектирования, конечным продук-
том которого является создание целевой программы деятельности службы
здоровья на определенный отрезок времени. (см. Приложение ) Проектирование целевой программы деятельности службы здоровья
целесообразно осуществлять поэтапно.
В процессе организации службы здоровья возникают сложности, которые
можно разделить на объективные, внешние по отношению к образователь-
ному учреждению, и субъективные, внутренние, вполне реализуемые в
психолого-педагогической деятельности.
Для повышения готовности педагогического коллектива, родителей и
учащихся к построению здоровьесозидающей образовательной среды
необходимо решить следующие задачи:
- определить готовность участников образовательного процесса к здоровьесозидающей деятельности;
- организовать выработку новой миссии школы;
- преодолеть сопротивление педагогов нововведениям; создать психоло-
гический климат, установку на здоровьесозидающую деятельность;
- организовать просвещение участников образовательного процесса в
области здорового образа жизни;
- объединить педагогов во временные творческие коллективы
Принятие и готовность включиться в построение здоровьесозидающей образовательной среды зависит как от директора школы , так и всего школьного коллектива в целом.9(2)
- 5 -
Актуально значимым и востребованным сегодня становится создание оздоровительных программ, методических и учебных пособий, а также соответствующих подразделений (служб, центров, отделов ) в структуре образовательного учреждения, где может успешно проводиться работа по
сохранению и укреплению здоровья молодого поколения экономически малозатратными и в то же время эффективными методами.
Создание службы здоровья в образовательном учреждении имеет
-определенные правовые основания: ( Федеральные законы, подзакон-
ные акты, ...)
- всесторонние исследования образовательной системы.
Одним из основных направлений деятельности Службы здоровья
является: создание условий для здорового питания в образовательном
учреждении. Значение правильного питания для здоровья человека неоспоримо.
Человек нуждается в определенных количествах энергии, белка, жиров, витаминов и других пищевых веществ. В теле человека постоянно происходят процессы обмена. Одни вещества сгорают, окисляются, выводятся, а взамен нужны новые вещества, причем самого различного назначения. Особенности питания детей школьного возраста связаны с быстротекущими процессами различных систем организма. Поэтому школьники должны получать сбалансированное питание, включающее в рацион полный объем затрат энергии в течение всего дня с учетом дополнительных нагрузок (занятия спортом, игры, прогулки и т. п. ), жиры, углеводы, витамины, минеральные соли.
Деятельность по улучшению питания школьников должна предпо-
лагать 2 аспекта:
- питание ребенка в школе
- контроль за полноценностью питания в семьях учеников.
Система школьного питания ориентируется на «Цикличное сбалансиро-
ванное меню» , разработанное с учетом потребностей детского организма.
Здесь наблюдается некоторое благополучие: детям предлагают горячие
завтраки и обеды.
Второй важный аспект проблемы - питание школьников в семье, требу-
ет определенного внимания. Важно, чтобы питание детей в семье было организовано в комфортных условиях, чтобы дети не ели в одиночестве
и с пищей получали все необходимые для организма вещества. Школа
должна выступать в роли пропагандиста культурного питания.
Наша конечная цель - здоровье подрастающего поколения. Для решения этой задачи проводится ряд мероприятий: беседы с родителями и учащи-
мися, мониторинги, выпускаются стенгазеты, альманахи на темы здорового питания.
В соответствии с поставленными целями эффективность реализации программы Службы здоровья лицея № 384 можно определить, исходя из
2-х групп критериев:
- результативность создания условий для обеспечения здоровья учащихся
и педагогов образовательного учреждения
- результативность создания и деятельности школьной команды Службы здоровья образовательного учреждения как коллективного субъекта труда.
Выводы:
1. За время эксперимента произошли позитивные изменения в здоровье учащихся: увеличилось количество учащихся с 1-й группой здоровья.
2. Снизилось количество пропусков по болезни в основной и средней школе за счет снижения количества простудных заболеваний
3. Произошли позитивные сдвиги физической подготовленности учащихся.
4. Осуществляется систематический контроль за состоянием здоровья учащихся и учителей на основе организации профилактических осмотров,
первичной профилактики.
5. Повышение уровня знаний по вопросам здоровья и его сохранения (мо- ниторинги, беседы и курсы повышения квалификации).
6. Организовано качественное и рациональное питание школьников (завтраки и обеды – 100% начальная школа ) и учителей.
7. Проводятся спортивные праздники и соревнования с участием педагогов и родителей.
8. Проведение различных внеурочных видов деятельности: дни здоровья, декады, акции по пропаганде здорового образа жизни, профилактика
вредных привычек.
-7
ЛИТЕРАТУРА :
1. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Разговор о правильном питании. Москва 2003г.
2. Воспитание школьников №10 2012 г.
3. Здоровье. Учебно-методическое пособие. 1–11 кл. Касаткин В.Н. 2003 г.
4. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология
здоровья в школе
5. Здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного
процесса Э.М. Казака 2010 г.
6. Воспитание школьников №10 2012 г.
7. Здоровье. №10 2012 г.
8. Здоровье. Организационные шаги .. Деятельность по улучшению питания школьников. В.Н. Касаткин М.» 2003 г.
9. Колесникова М.Г. Служба здоровья ОУ СПб 2008 г.
10. Колесникова М.Г. Учебно-методическое пособие СПб 2006 г.
11. Методика и методология обучения. №1 2012 г.
12. Начальная школа №1 2011 г. Л.А.Нефедова Работа с родителями по пропаганде ЗОЖ.
13. Организация питания в школе, Волгоград. 2008 г.
14. Социальное здоровье учащихся. Рязань 2008 г.
15. Школа здоровья. Москва 2003 г.