Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Вовлечение родителей в спортивно-оздоровительные мероприятия  школы и поселка, как фактор формирования у школьников интереса к секционным занятиям и спортивным соревнованиям.

 

Барнашова Елена Ивановна,
учитель МБОУ "Эльдиканская СОШ
им. А.А. Константиновой"

 

«Когда мы едины - Мы непобедимы! »

В последнее десятилетие правительство нашей страны стало больше уделять внимания вопросам здоровья и спорта. Так, на федеральном уровне, приняты и реализуются ряд программ, (Стратегия развития физической культуры и спорта Российской федерации и план ее реализации на период до 2020года), все цели которых сводятся к тому, чтобы привлечь к занятиям физической культуры и спорта, как можно больше школьников и молодежи, которая в большинстве случаев, в современных условиях ориентирована, больше на компьютерные технологии, чем на спортивно- оздоровительную деятельность.

В нашем поселке в 90 годы в течение 10 лет не было спортзала. Учителя физкультуры проводили секции в интернате школы и на улице, ежегодно разыгрывалась спартакиада среди предприятий поселка, где вместе с взрослыми, участвовали и школьники. В 2000- х. годах, зал в поселке появился, ему уже более 10 лет, для занятий спортом есть инвентарь, тренажерный зал, организованы секционные занятия по спортивным играм, легкой атлетике. Но количество детей, посещающих секционные занятия, с каждым годом падает. Основной причиной такого положения, по моему мнению, является низкий уровень заинтересованности родителей в занятиях спортом своих детей. В отличие от городов, в поселках большая часть родителей не стремятся к тому, чтобы ребенок занимался в секции или спортивном кружке. Почему? Отношение родителей к физкультуре и спорту зависит от ряда социально-демографических характеристик: пола, возраста, уровня образования, профессиональной принадлежности, количества детей в семье. На их отношение, также влияют определенные объективные условия, в которых протекает внеурочная деятельность ученика: значительные затраты времени на помощь по хозяйству, связанную, как правило, с физическим трудом, меньшая по сравнению с городскими учащимися доля свободного времени; и субъективные факторы недостаточная физкультурная безграмотность родителей, занятость, удаленность от мест занятий  непросвещенность в вопросах ЗОЖ , отсутствия интереса к спорту вообще, неблагополучие семьи. Конечно же, у сельских школьников интерес к занятиям физической культурой и спортом несколько ниже, чем у городских. На его уровень оказывает влияние ряда факторов: значительные затраты времени на трудовые семейные обязанности, отсутствие достаточного количестваспортивныхсекций, отдаленность мест занятий, отсутствие в доме надлежащегоспортивногоинвентаря и главное - безразличное или даже отрицательное отношение части родителей к занятиям своих детейфизкультуройиспортом. Незаинтересованных детей, очень мало. В основной массе, как анкетирование показывает, дети хотят заниматься спортом и за счет тренировочных занятий, повышать свой статус в школьном коллективе. Физическая культура в потребностях и интересах детей занимает важное место.

На данном этапе модернизации образования физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности  посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемые физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и умения осуществления физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.

Таким образом, реформы в образовании ориентируют педагогическую науку и школьную практику на поиски наиболее эффективных средств и методов физического воспитания учащихся, рациональное и комплексное использование его различных форм. Это означает, что приобщение к физической культуре и спорту необходимо начинать уже на самых начальных этапах роста, развития и воспитания детей -  в семье, имея в виду формирование глубоких и стойких побудительных сторон личности - потребностей ,интересов, мотивов .

Интересы: В работах по физическому воспитанию, касающихся проблемы интереса, отмечается сложность этого феномена, неравнозначность влияния отдельных субъективных и объективных факторов на формирование мотивационной сферы ребенка. Однако многие вопросы этой проблемы еще недостаточно полно изучены. В большей мере это касается вопросов педагогических воздействий на становление и формирование побудительной сферы личности. И если они решались, то, главным образом, в системе педагогического воздействия учитель-ученик. Однако, что касается формирования личности, следует принимать во внимание и другие факторы, непосредственно или опосредованно влияющие на становление личностиученика- факторы ближайшего социального окружения, семья. Формирование интереса кзанятиямфизической культурой и спортом у школьников определяется множеством условий и факторов, из которых для сельских учащихся  наиболее значимым является отношение их родителей к физической культуре и спорту.

Мотивы: Какие из них  могут привести школьника в спортивный зал?

Одним из главных мотивов, я считаю заинтересованность и поддержка родителей в начинаниях ребенка, совместное посещение занятий и тренировок, уроков. Школа наш второй дом, привычно говорим мы. Только, почему-то, в этом доме нет родителей, которые все меньше времени уделяют детям и их здоровью. Большая часть подростков находиться в положении, когда родители заняты только работой. В отличие от России, в таких странах как Япония, Америка, Китай родители постоянно участвуют во внеклассной деятельности детей, посещая соревнования, клубы групп поддержки, совместные походы, в большинстве случаев имеют непосредственный контроль и участие в жизни ребенка.

Интересно что не смотря на занятость родителей, школьники по результатам анкетирования проведенного в нашей школе, на первое место в число доверенных лиц в деле сохранения и укрепления здоровья ставят родителей, на второе тренера. Поэтому учитывая эти аспекты нужно осуществлять совместную работу по вовлечению родителей в совместную спортивную деятельность с детьми и тренерами.

В психологии существует понятие «комплексное оживление», в котором процесс развития общения движется в следующих направлениях: 1.развитие мотивов общения.2.развитие средств общения 3.совершенствование форм общения. Привлекая родителей в спортивно-оздоровительную деятельность детей, мы, двигаясь по этим направлениям, добьемся положительных результатов как увлечения числа занимающихся детей и взрослых, повышения уровня здоровья и перехода на новый уровень взаимоотношений между детьми и родителями в семье. Ведь семья это - команда, где победа зависит от умения одних ее участников в определенные моменты брать игру на себя, а других подчинять свои действия лидеру. К победе семью приводит единое направление усилий, общая атмосфера, чувство сопереживания и поддержки.

Важным фактором ,влияющим на команду-семью являются межличностные отношения – деловые (формальные) и личные (неформальные). При наличии единой цели и соответствующей мотивации они дополняют друг друга, способствуют возникновению групповой сплоченности.[1]

Еще одним фактором влияющим на межличностные отношения в семье, являются традиции команды-семьи. Ритуалы принятия в игру, правила поведения, система поощрений. Прочные традиции основанные на доброжелательности ,особенно помогают в стрессовых ситуациях. Школа наш второй дом - семья наша команда.

Вопрос по привлечению родителей в спортивную деятельность учеников остается главным, на протяжение многих лет, в работе, как тренеров нашей школы, так и общественной организации поселка «Спорткомитет».

Практика, между тем, показывает, что эффективность этой работы еще не высока. Остается еще много нерешенных вопросов. Главные из них: каково реальное влияние родителей на физкультурно-спортивную деятельность детей, какими объективными факторами определяется в свою очередь их отношение к физической культуре и спорту, на какие основные критерии и показатели должна опираться деятельность школы, осуществляя физкультурное просвещение?

В свою очередь, есть и положительные результаты: на протяжении десяти лет поселковая команда взрослых на половину состоит из школьников, 50 процентов членов команды являются родителями и детьми с одной семьи. Ежегодно проводятся соревнования по волейболу в честь праздника 9 мая, где совместно принимают участие дети и их родители. В течении года родители занимаются на совместных тренировках по волейболу и теннису с детьми. Этим летом в поселке проведен спортивный праздник, посвященный дню физкультурника, в котором приняли участие дети и их родители. Мною создана учебная программа «Лотос» для учащихся начальной школы, где предусмотрены совместные субботние занятия детей с родителями ,которая практически применяется во 2 классе нашей школы.

Выводы и предложения:

1. Физкулътурно-просветительная деятельность школы дает ощутимый педагогический эффект, если она, осуществляется комплексно на основе дифференциации форм и задач, средств и методов работы. В результате улучшатся отношение родителей к физической культуре и спорту, что в свою очередь повышает у школьников интерес к занятиям физической культуре и спортом. Действенной формой повышенияфизкультурныхзнаний у родителей, агитации и пропаганды является само участие учащихся вфизкультурнойработе. Занятия в спортивных секциях, участие вспортивныхсоревнованиях, поощрения за успехи - все это создает в семье благоприятный психологический климат, позволяющий активизировать формирование интересов к физической культуре испорту,как у родителей, так и у детей. В задачу тренера  входит систематическое воздействие черезучащегосяна родителей, проверка выполнения домашнихзаданий , поручений, посещения родителей, их информирование о результатах учебной ивнеурочной работы, советы по приобретениюспортивногоинвентаря, контроль за наличием и опрятностью физкультурной одежды и обуви. Главное условие - такая работа должна вестись систематически.

2. В условиях сельской местности педагогическая, организационная и агитационно-пропагандистская работа с родителями  должна содержать следующую систему мероприятий:

- лекции и беседы на предприятиях о пользе и необходимости занятий физической культурой и спортом;

- читательские конференции и выставки книг, посвященных физической культуре и спорт и ЗОЖ;

- показ в сельских клубах спортивных киножурналов, фильмов;

- просвещение родителей о рациональном использовании свободного времени школьников (родительские собрания, вечера-диспуты);

- создание секций филиалов ДЮСШ на общественных началах с привлечением родителей для проведения занятий в них;

- участие родителей в массовых спортивных праздниках, семейных спартакиадах, туристских походах;

- привлечение родителей к организации и проведению спортивно-массовых и оздоровительных мероприятий, к изготовлению и ремонту спортивного инвентаря и оборудования, материальному обеспечению, организации спортивно-трудовых лагерей.

3. Разработка и утверждение организационно-методическое положения о деятельности школы по физкультурно-педагогическому просвещению родителей. Эта деятельность должна определяется комплексным планом, и предусматривать:

1.     Изучение учеников (мотивы, интересы, бюджет времени) целесообразно использование анонимногоанкетирования, в котором ученик проявляет большую откровенность в своих высказываниях.Анкетаможет предусматривать вопросы закрытого, полузакрытого и открытого типа. Однако на вопросы открытого типа учащиеся зачастую затрудняются отвечать;

2.     Изучение родительской аудитории (социально-демографические характеристики, отношение к физической культуре и спорту анкетирование проводить на классных собраниях;

3.     Сопоставление ответов учеников и их родителей по одним и тем же позициям позволяет получить необходимую информацию, которая в одних случаях может совпадать, а в других разниться в суждениях респондентов. Однако в обоих случаях она представляет ценность для педагогических целей. Сопоставление мнений школьников и их родителей позволяет обнаружить расхождения в их оценочных суждениях, выявить уровень педагогических знаний различных групп родителей, а следовательно, выявить наиболее значимые направления для педагогического просвещения, т.е. выявить педагогическую ситуацию.

4.Порядок конкретизации на этой основе целей, задач, форм и методов педагогического просвещения; определение органов воспитания и координация их деятельности; Организация, планирование и осуществление деятельности школы и общественности по педагогическому просвещению родителей.

5. Подведение итогов.

 

 

Анкета

Для учащихся школы посещающих секционные занятия.

1.Как вы оцениваете роль физической культуры и спорта в своей жизни?

1)играет большую роль

2)не имеет значения

3) играет, но небольшую

2. Какие возможности роста собственного статуса вы предпочитаете.

a) за счет укрепления здоровья

б) за счет употребления матов в речи

в) за счет употребления алкоголя и курения в компании сверстников и старших учеников

г) за счет дружбы с сильными сверстниками

д) за счет посещения спортивных секций и клубов

3.Расставте в порядке значимости для сохранения и укрепления здоровья доверенных лиц.

1)Родители

2) Учитель физкультуры

3) Врачи

4) тренер преподаватель

4.На кого бы вы хотели быть похожим:

1) знаменитый артист

2) знаменитый актер

3) знаменитый политик

4)Родители

5) тренер-учитель физкультуры

5.Модно ли быть здоровым:

1) да

2)нет

3) не определился с ответом

 

 

Список использованной литературы

1. «Сопряженное психофизическое развитие младших школьников на уроках физкультуры» .Лекции 5-8.М.: Педагогический университет « Первое сентября», 2006.60 с

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»