Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Основные аспекты полового воспитания, пути и их методы

Кремешкова Татьяна Владимировна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 254 Санкт-Петербурга

Десятилетиями в стране не принято было говорить “об этом”. Предполагалось, очевидно, что страх общественного порицания, строгость табу сделает нас и наших детей чистыми и нравственными. Увы, бесполезные надежды эти совсем не сбылись. Не страх и запреты воспитывают нравственность, а свобода, ответственность и самосознание. Человек не совершает некоторые поступки не потому, что ругают и запрещают, не из боязни порицания или наказания, а из понимания низменной сути намерения, отрицания самой мысли о нем, чувства невозможности так поступить. Не только природа, но и духовный мир человека не терпит пустоты. Отсутствие подлинных, научных знаний в области психологии и педагогики полового воспитания заполняется псевдознанием, состоящим из устаревших стереотипов, предрассудков, которыми человек пользуется в обыденной жизни, пожиная плоды незнания в виде аномалий психосексуального развития, значительная часть которых обнаруживается в кабинете сексопатолога.

Любой ребёнок рано или поздно озадачивается вопросом о своем появлении на свет. Как известно, у каждого ребенка наступает возраст "почемучки", когда он пытается осмыслить себя и окружающий мир. И вопрос "откуда я появился" в череде других является следствием обычного любопытства, а не интереса к тому, чем интересоваться еще рано. При этом для девочки ответ на него более важен, чем для мальчика, поскольку уже в возрасте 3-4 лет малыши осознают, что дети появляются только у женщин, и что в будущем именно девочкам суждено стать мамами. Однако, вопреки бытующему мнению, далеко не все дети задают главный вопрос родителям. Чаще взрослые беспокоятся и готовятся заранее: что отвечать, если малыш спросит об этом? А если не спрашивает – это хорошо или плохо? И надо ли рассказывать что-то ещё? Тревога родителей вполне понятна: на них лежит нелёгкая задача раннего полового воспитания малыша, и справиться с ней непросто. Со временем к этому процессу присоединятся детский сад и школа, друзья и телевизор, интернет и зазывающая реклама, но первыми в череде воспитателей стоят всё-таки мама и папа. Беседовать со своим ребенком "по половому вопросу" нелегко. Родители беспокоятся о том, что могут сказать слишком много или слишком мало, что начнут эти беседы слишком рано или слишком поздно, не могут решить, какие слова можно и нужно употреблять в таких случаях, а какие - нельзя. Как, когда и что говорить малышу? То, что происходит на ранней стадии полового развития детей, ничем не отличается оттого, что случается в других сферах. Здесь тоже трудно исправить ошибки, если они были допущены с самого начала. Поэтому нам важно знать, каковы же ошибочные представления о поле у детей, чтобы не допустить нежелательных последствий, к каким они могут привести. Очень часто представление ребенка о поле никак и ни в чем не проявляется, и тогда нас должно обеспокоить само его отсутствие. Здоровые дети в возрасте 4—6 лет обычно задают вопросы, касающиеся пола, или сами комментируют какие-то понятия. Если они не делают этого, родителям нужно как бы случайно самим затронуть подобную тему, связав ее, например, с рождением какого-нибудь ребенка.

Родителям нужно поощрять ребенка задавать любые вопросы. Получение правдивых и понятных ответов зачастую исчерпывает или снижает интерес к щекотливой теме (как и ко многим другим), в то время как уход от обсуждения нередко разжигает тайное, тщательно скрываемое любопытство. Малыш не должен испытывать смущения, спрашивая "про это". Задавая конкретный вопрос, он имеет право получить четкий ответ в доступной для него форме. После ответа надо убедиться, что ребенок его понял. Если родители не в состоянии ответить на все, что интересует их ребенка в этой области, лучше признаться в этом и пообещать найти ответ. Можно обратиться к более знающему человеку, к специальной литературе. А прежде чем дать ответ, взрослые должны подумать, действительно ли он соответствует вопросу. К примеру, если кроха спрашивает: "А как малыш из маминого животика на свет появляется?", то ответ вроде: "У мамы для этого есть маленькая дырочка, которая может стать большой, а потом опять маленькой. Через нее малыш и выбирается. А некоторым мамам делают укол и разрезают животик", - подходящий. А вариант: "Малыш появляется, как Бог (врач) решит", - не годится.

Чем старше становится ребенок, тем больше у него должно быть возможностей для дискуссий со всеми членами семьи. Ему необходимо чувствовать, что выражать свое мнение и задавать вопросы - нормально. В любом случае жизненно важно, чтобы предположения и идеи ребенка высказывались вслух, были услышаны. Кроме того, малышу надо знать, что любые, даже "щекотливые" темы, могут спокойно обсуждаться в семье и что он всегда может сказать о том, что его беспокоит, и будет услышан. Это имеет значение не только для общей свободы личности, но и для физической безопасности крохи.

Прежде всего, взрослые должны усвоить:

  1. Как личность человека неотделима от его сексуальности, а сексуальность - от личности, так и половое воспитание неотделимо от воспитания "вообще". Ребенка не надо "воспитывать сексуально", его надо просто воспитывать;
  2. Полноценное половое воспитание должно начинаться задолго до вступления детей в период полового созревания. Именно в раннем детстве закладываются первичные пласты подсознательного отношения ко всему, что окружает их в жизни. Иными словами, воспитывая ребенка в 3 года, родители строят дом, а, повторяя то же самое в его 13 лет, они смогут лишь подкрасить стены;
  3. Дать детям грамотное, соответствующее возрасту представление об интимной стороне жизни не труднее, чем научить их множеству других вещей. А соблюдение некоторых достаточно простых правил поможет добиться успеха:

1. Важнейшее, что необходимо донести до своего ребенка - что бы ни случилось, он всегда может рассказать об этом хотя бы одному из родителей. Дома его выслушают, ему поверят и защитят. Малыш должен доверять маме и папе, а они должны быть достойны этого доверия;

2. Взрослым придется провести внутреннюю работу с самими собой, взяв под контроль собственные комплексы и проблемы. Безусловно, избавиться от них таким способом не удастся, но главная цель родителей - не передать их ребенку и создать ему предпосылки для защиты от них. Добиться этого не так уж трудно, поскольку раннее половое воспитание не предполагает обсуждения личных сексуальных предпочтений родителей или рассказа об их личном опыте половой жизни. Подобные вопросы со своими детьми не стоит обсуждать ни в каком возрасте, даже когда они сами станут мамами и папами. Речь идет лишь об отношении к телу и зачатию как таковому. В норме это отношение должно быть позитивным: в теле нет ничего плохого, а в факте зачатия - ничего постыдного. Все люди зачаты одним и тем же способом: соединением яйцеклетки и сперматозоида;

3. Воспоминания о собственном детстве (какие представления и познания о сексуальной стороне жизни были у нынешних мам и пап, когда они были в том же возрасте, что и их малыш сейчас), безусловно, тоже помогут родителям. Консультация психолога или сексолога (а возможно, и обоих специалистов) будет очень кстати.

Половая воспитанность влияет на репродуктивную способность семьи и демографическую ситуацию в широком смысле слова. В семьях, где любовь умерла, как правило, не хотят иметь детей. Но даже если дети рождаются, то они оказываются не приспособленными к нормальному и полноценному развитию в человеческой среде: ведь мать меньше любит нежеланного ребенка, а это приводит к деформации личности, мешает индивидуальности развиться. Полнота любовной жизни зависит и от общей воспитанности, и от воспитанности в интимных отношениях. Представление о том, что чувства материнства, отцовства, нормальная сексуальность обусловлены врожденными силами – инстинктом и поэтому не нуждаются в воспитании, неверно и наносит нашей жизни ущерб намного больший, чем нам кажется. Становление личности предусматривает половую идентификацию, то есть мальчик должен вырастать в мужчину, а девочка в женщину. Нарушение процессов половой идентификации, феминизация мужчины и маскулинизация женщины наносят ощутимый социальный ущерб, который проявляется не только в падении рождаемости, но и в «качестве» воспитания подрастающего поколения.

Педагогика полового воспитания

Половое просвещение и воспитание подрастающего поколения является одним из наиболее слабых звеньев семейной педагогики. Это в основном объясняется тем, что не все родители четко себе представляют, в чем заключается сущность полового воспитания, кто, когда, и как должен им заниматься.

Половое воспитание – это комплекс педагогических воздействий на воспитуемого с целью развития у него положительных нравственных качеств в вопросах пола. Оно может рассматриваться с двух сторон. С одной стороны, это составная часть нравственного воспитания, включающая в себя такие морально-этические понятия, как девичья честь, стыдливость и нравственная чистота, юношеское (мужское) достоинство, уважение к женщине, дружба, любовь. С другой стороны, это социально-гигиеническая проблема, связанная со здоровьем, самочувствием, настроением людей, взаимоотношениями в семье. В этом плане воспитание немыслимо без полового просвещения, то есть определенного минимума знаний об анатомо-физиологических особенностях мужского и женского организмов в различные возрастные периоды, о влиянии окружающей среды на половое развитие. В половом воспитании нравственная и социально-гигиеническая стороны должны быть взаимосвязаны. Недопонимая сущность и значение полового воспитания, многие родители стараются не заниматься им или переложить на кого-нибудь другого. Свое нежелание заниматься половым воспитанием подрастающего поколения родители обычно объясняют тем, что им трудно или неудобно говорить с детьми на подобные темы. Но так могут утверждать лишь те, кто видит суть полового воспитания не в привитии ребенку положительных нравственных качеств в половых взаимоотношениях, а только анатомо-физиологическую сторону, те есть половое просвещение. Это неверная позиция. Поскольку половое воспитание, как и всякий другой вид воспитания, - это проблема педагогическая, то важную роль здесь должна играть семья, и прежде всего отец и мать. Ведь именно они первые и поначалу единственные воспитатели своего ребенка. Поэтому от морально-психологического климата в семье, от взаимоотношений родителей, отношения их к детям зависит воспитание подрастающего поколения лучших нравственных качеств в вопросах пола. Разумеется, в решении этих вопросов родители не должны чувствовать себя одинокими. Их ближайшими союзниками являются педагоги, медики, работники культурно-просветительных учреждений, трудовые коллективы, общественные организации, органы охраны порядка.

По определению Российской Академии Образования половое воспитание - это система медико-психологических, гражданских и педагогических мер, направленных на формирование у детей, подростков и молодежи правильного отношения к вопросам пола, половой морали, половой жизни.

Цели и задачи полового воспитания полностью определяются интересами общества. Неверно было бы считать, что в сфере личной жизни человек находится вне общества. Ведь особенности каждого человека на индивидуальном уровне выражают особенности того общества, представителем которого он является. Поэтому тот, кто не может найти себя в общественной жизни, не может достаточно успешно утвердить себя и в семье, в так называемой личной жизни. Целью полового воспитания должно быть формирование адекватного смысла, т.е. мотивация полового сознания. Половое сознание – система знаний, личностных смыслов и знаний, которые формулируют и формируют переживание и мотивацию своего бытия человеком как представителем пола.

А главными задачами должны быть:

1. Привитие подросткам обоего пола основных навыков общения и взаимопонимания, а также способности принимать осознанные решения;

  1. Формирование у подростков позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание стремления иметь прочную, здоровую, дружную семью;
  2. активизация помощи молодежи сознательно формировать свои потребности;
  1. Защита (методами воспитания и просвещения) физического и репродуктивного здоровья подростков;
  2. Обеспечение учащихся грамотной информацией, которая даст им возможность понять, что с ними происходит, а также поможет адаптироваться к изменениям, происходящим в период полового созревания, пройти с наименьшими психологическими потерями этот непростой этап взросления.
  3. Воспитание чувства уважения к другим людям —не только как к людям вообще, но и как к представителям мужского или женского пола, способности учитывать и уважать их специфические интересы.

Задачей педагогов также является необходимость учета половых различий в воспитании детей.

Исходя из задач полового воспитания, можно выделить несколько основных его направлений:

  1. Полоролевое воспитание, помогающее формированию психологической мужественности и женственности и установлению оптимальных коммуникативных установок мужчины и женщины.
  2. Сексуальное воспитание, направленное на оптимальное формирование сексуально-эротических ориентаций и сексуального сознания в контексте психосексуальной культуры и нравственных требований.
  3. Подготовка к ответственному супружеству как формированию супружеских ролей и выработка установок взаимно ответственного партнерства.
  4. Подготовка к ответственному родительству, предполагающая формирование ролевого поведения матери и отца по отношению к детям и выработку оптимальных репродуктивных установок.
  5. Формирование здорового образа жизни через разъяснение зависимости сексуальности, супружества и родительства от таких вредных привычек, как курение, алкоголизм, наркомания, от венерических заболеваний и т.д.

Эти направления не отдельные части, которые должны становиться предметом специальных, не связанных между собой “уроков”, а взаимосвязанные и взаимообусловленные составляющие целостного процесса, начинающегося с первых лет жизни.

Кроме того, половое воспитание имеет ряд других важных аспектов: нравственные, гигиенические, морально-этические, социальные, моральноэтнические, гигиена брака. Если родители закладывают основы нравственности, гигиены, уважительного отношения сына к девочке, девушке, женщине и наоборот, значит семья их в будущем будет всходить на благоприятной в психологическом смысле, почве. Отсюда и знания в вопросах пола, гигиене половой близости, сексуальных потребностях и взаимоотношениях. Природой в половое воспитание включен большой биологический смысл – это один из сильнейших физиологических инстинктов продолжения рода, который заложен в коре головного мозга и является высшей степенью потребности и удовольствия. В этом вопросе не должно быть оттенка вульгарности и цинизма. Поэтому полученная информация по медико-социальным, психологическим и педагогическим основам полового воспитания должна быть взята на вооружение будущими воспитателями, учителями, консультантами, и прежде всего будущими родителями.

Содержание полового воспитания в основном определяется целями и задачами, которые ставят педагогика и психология, формируя гармонически развитую личность. Основываясь на закономерностях психосексуального развития личности, педагогика и психология предлагают определенные методы и приемы воздействия на личность. Поэтому предметом рассмотрения должно стать именно выделение целей полового воспитания и описание адекватных целям методов и приемов воспитательного воздействия в соответствии с принципами общей педагогики и с выявленными закономерностями полового развития человека (с точки зрения психологии, физиологии, социальной психологии и психологии семьи). В основном цели полового воспитания включены в цели общего воспитательного воздействия. Общее воспитание осуществляется в различных видах общения, в совместной деятельности обучающего и обучающегося. Цели полового воспитания должны быть точно определены и соотнесены с целями совместной деятельности, чтобы воспитатель имел ясное представление о результате своего воздействии. Воспитатель должен иметь представление о конечном результате своей деятельности: какие черты, качества личности должны образоваться в результате воспитательных усилий.

Принципы полового воспитания представляют собой его методологическую основу. Их можно рассматривать как самое общее руководство к действию, определяющее решение частных задач.

1. Принцип идейности определяет решение задач полового воспитания в контексте воспитания гражданина. Он предполагает взаимообогащающее соотнесение индивидуальных и общественных интересов.

2. Принцип реалистичности имеет в виду построение полового воспитания на основе реалистического понимания половой дифференциации, половых различий и человеческой сексуальности, а не на основе обывательских суждений.

3. Принцип оптимизации задач диктует необходимость гибкого и оперативного соотнесения целей полового воспитания с неизбежными ограничениями его возможностей.

4. Принцип перспективной инициативы исходит из того, что, разворачиваясь в настоящем и исходя из опыта прошлого, половое воспитание направлено на подготовку к будущему, а потому должно учитывать актуальные для подрастающего поколения перспективы.

5. Принцип активности побуждает не ждать возникновения проблемных ситуаций, а пользоваться всеми существующими ситуациями и при необходимости создавать их, чтобы снабжать подрастающее поколение необходимыми установками и сведениями. По его целевой установке этот принцип называют также принципом иммунизации против нежелательных влияний.

6. Принцип выработки индивидуальных и социальных значений имеет в виду, что нравственность отношений мужчин и женщин во всех сферах жизни достигается через интериоризацию социальных норм и выработку на их основе индивидуально приемлемых ориентаций и мотивов.

7. Принцип комплексности описывает планирование и оценку конкретных мер полового воспитания как элементов системы собственно воспитания, социализации и просвещения.

8. Принцип адресности подразумевает обращение к конкретной аудитории с учетом уровня физического и психического развития, социального и культурного уровня, состава по полу, ценностных ориентаций, этнических особенностей.

9. Принцип непрерывности (преемственности) характеризует проведение полового воспитания как непрерывного, последовательного и преемственного процесса, который начинается с раннего возраста и каждый этап которого является базой для последующего этапа.

10. Принцип повторения определяет многократное и разными методическими средствами преподнесение образцов и сведений, которое может обеспечить полное и глубокое их усвоение.

11. Принцип понятности и ясности ориентирован на учет реальных возможностей понимания и осмысления преподносимого материала детьми и подростками. Несоблюдение его оборачивается то формализацией работы, то практическим уходом от нее, то эффектом «испорченного телефона».

12. Принцип правдивости исключает ложь из арсенала средств воспитателей: всегда правда и только правда, но не вся правда.

13. Принцип доверия предполагает доверие к ребенку как к партнеру, серьезное отношение к его переживаниям, интересам и проблемам с желанием понять и помочь. Он исключает «презумпцию виновности» ребенка в проявлениях его пола.

14 Принцип деловитости определяет тональность работы – недопустимость многозначительных, тем более двусмысленных, намеков, жестов и интонаций, смущения и беспокойства взрослых при обсуждении проблемы пола. Для воспитателя важно умение управлять собой и аудиторией, владеть тематикой и терминологией.

15. Принцип чистоты предполагает нравственное наполнение и оформление сведений о поле и отношениях людей разного пола, но не подмену полового нравственными. Он является одним из механизмов иммунизации.

16 Принцип контроля и поддержки предостерегает против слепой доверчивости к ребенку и подростку. Контроль не должен означать диктатуры взрослых. Поддержка должна отвечать актуальным потребностям ребенка, а не педагога.

Методы полового воспитания

Целенаправленное воспитательное воздействие представляет собой некоторую относительно устойчивую схему действий, имеющих определенную цель. Сформулированные цели и принципы полового воспитания облегчают упорядочить систему методов и приемов полового воспитания.

Методы ориентирующего общения. Любая деятельность, поведение в процессе формирования проходит через стадию ориентировки, которую можно считать подготовительной фазой. Человек формируется в общении. Средство общения – речь. Среди методов ориентирующего общения можно выделить: беседы; разъяснения в процессе общения, в виде ответа на вопрос; при обсуждении различных ситуаций; лекции.

Методы воспитывающего общения. Человек испытывает чувства, взаимодействуя с другими в общении. Эти чувства могут сформировать желательные или нежелательные психические новообразования. На первых этапах половое воспитание – это только социализация личности, т.е. усвоение норм и стандартов. Нельзя сводить половое воспитание только к усвоению определенных норм. Среди методов воспитывающего общения можно выделить прием положительных образцов полоролевого  поведения и приемы одобрения и неодобрения, но они опосредованы и действуют лишь только потому, что вызывают определенные эмоции. Поэтому так важен индивидуальный подход, правильный выбор средств воздействия, одобрения или порицания.

Заключение.

Такие науки, как педагогика и психология, представляют собой систему знаний, которыми должен обладать каждый человек как член семьи, отец или мать, как гражданин. Все мы включены в систему общественных отношений, имеем дело с людьми и оказываем на них влияние. Основы педагогики и психологии полового воспитания – это область, знания из которой мы можем использовать для того, чтобы сделать наших близких, учеников счастливыми и более совершенными. Главное, не пропустить то время, когда нужно заняться половым воспитанием ребёнка.

 

 

Литература

  1. Водзинский Д. И. «Семейно-бытовая культура» /Минск 1987 г./
  2. Исаев Д. Н., Каган В. Е. «Половое воспитание и психогигиена пола у детей» /Ленинград 1980 г./
  3. Каган В. Е. «Воспитателю о сексологии» /Москва 1991 г./
  4. Ковалёв С. В. «Психология современной семьи» /Москва 1988 г./
  5. Кон И. С. «Психология ранней юности» /Москва 1989 г./
  6. Каган В. Е. «Психосексуальное воспитание детей и подростков» /Ленинград 1990 г. /
  7. Орлов Ю. М. «Половое развитие и воспитание» /Москва 1993 г. /
  8. Чумаков Б. Н. «Валеология» /Москва 2000 г. /

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»