Развивающее занятие «Советы Доктора Воды»
Лисанец Татьяна Юрьевна
Средняя школа №653 с углубленным изучением иностранных языков (хинди и английского) Санкт-Петербург
Воспитатель ГПД
Пояснительная записка.
Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ по валеологии, начиная с младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового образ жизни. Программы по валеологии ориентированы на формирование у ребенка позиций признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре и культуре питания.
Несомненно, родители стараются прививать ребенку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением его здоровья. Однако для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у младших школьников необходима совместная работа педагогов и родителей.
В своей работе мы должны ориентироваться не только на усвоение ребенком знаний и представлений, но и на становление его мотиваций в сфере гигиенического поведения, реализации усвоенных ребенком знаний и представлений в его реальном поведении.
Методика работы с детьми должна строиться в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, должен делаться акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия должны содержать познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями, необходимыми для развития навыков ребенка.
В процесс занятия для младших школьников необходимо включать разнообразные оздоровительные минутки для перемены вида деятельности ребенка.
Цель: Учить детей быть здоровым душой и телом , стремиться самому творить свое здоровье, применяя знания и умения на практике .
Задачи:
· познакомить детей с правилами гигиены ;
· способствовать применению полученных знаний на практике;
· расширить представление об окружающем мире;
· повышать познавательную активность детей;
· создавать условия для реализации творческого потенциала детей;
· учить детей самовыражению в творческом коллективе;
· повышать культуру общения в детях;
· создать высокий положительно-эмоциональный настрой.
Ход занятия.
I. Вступительное слово воспитателя. – слайд 1.
Наши занятия необычны, их можно назвать школой здоровья. На этих занятиях вы узнаете о себе, об особенностях своего организма, о том, как нужно заботиться о себе, чтобы не болеть, чтобы расти сильными и здоровыми, как сберечь зрение и слух, как сохранить зубы здоровыми, что и как нужно есть и многое другое для того. чтобы попасть в страну Здоровье.
В этой стране есть много докторов, которые дают здоровье ежедневно, бескорыстно и всем без выбора. Кто же они?
- Почему вы идете гулять, а не сидите дома? (Нужен свежий воздух. Это первый доктор – доктор Свежий воздух). – слайд 2.
- А без какого доктора засохли бы деревья, кусты и мы не смогли бы жить? (Доктор Вода) - слайд 3.
Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.
Природа подарила людям еще и других докторов: доктор Упражнение, Доктор Красивая Осанка. Тот, кто не дружит с этими докторами, ходит сутулым, горбатым, с кривым позвоночником.
Доктор Отдых подсказывает нам, как нужно правильно отдыхать.
Все эти доктора помогут нам попасть в страну Здоровье. Сегодня мы познакомимся поближе с Доктором Вода.
II. Беседа по теме.
- Как умывается кошка? (Она вылизывает себя языком?) – слайд 4.
- А зачем она это делает?
- А как другие животные ухаживают за собой? (Картинки – слон из хобота поливает себя водой, обезьяны чистят друг друга и др.) – слайд 5.
Не выносят грязи и беспорядка и барсуки. Весной и осенью они ремонтируют свои подземные дома.
Бурые медведи часто купают своих медвежат, держа их за шиворот. Подросшие медвежата сами охотно идут в воду и долго там барахтаются.
Вспомним сказку «Мойдодыр». – слайд 6.
Чтение отрывка стихотворения «Рано утром на рассвете умываются утята…»
- Зачем, для чего животные купаются и чистят свое тело?
- Почему плохо быть грязнулей? (Никто не захочет с тобой дружить. Грязные уши – человек плохо слышит. Грязная кожа – организм плохо дышит. Грязные руки – появляются глисты и т.д.) –слайд 7.
- Где больше всего скапливается грязи на теле человека?
- Как вы заботитесь о чистоте тела?
III. Оздоровительная минутка.
IV. Советы Доктора Воды. – слайд 8.
1. Раз в неделю мойся основательно.
2. Утром, после сна, мой руки, лицо, шею, уши.
3. Каждый день мой ноги и руки перед сном.
4. Обязательно мой руки после уборки комнаты, туалета, игр, прогулки, общения с животными, работы на огороде, поездки в транспорте.
Давайте еще раз повторим, кто нам поможет в борьбе с микробами?
- Вода и Мыло – настоящие друзья.
V. Заучивание слов. «От простой воды и мыла
У микробов тают силы.»
- Как надо правильно мыть руки? (При обсуждении вопроса можно записывать высказывания детей на доске)
1. Сильно намочите руки.
2. Пользуйтесь мылом.
3. Намыливайте руки с обеих сторон.
4. Намыливайте руки между пальцев.
5. Полощите руки чистой водой.
6. Вытирайте руки насухо полотенцем.
7. Полотенце расправить и положить на одну руку; тщательно вытирать полотенцем каждый палец второй руки. То же повторить с первой рукой.
(Попросите некоторых детей, а потом и всех продемонстрировать все стадии мытья и вытирания рук)
VI. Игровая ситуация.
Бывают на свете дети, которые делают все наоборот. Когда им говорят: «Умойся» - они не умываются. Когда им говорят: « Не лезь на дерево» - они лезут. Для таких детей писатель Григорий Остер придумал «Вредные советы»: - слайд 9.
Никогда не мойте руки,
Шею, уши и лицо.
Это глупое занятье
Не приводит ни к чему.
Вновь испачкаются руки,
Шея, уши и лицо,
Так зачем же тратить силы,
Время попусту терять?
Стричься тоже бесполезно,
Никакого смысла нет.
К старости сама собою облысеет голова.
- Нарисуйте портрет человека, который выполнил вредные советы. Красивый это человек?
- Выскажите мнение об этих советах.
- Составьте небольшой рассказ о Неряхе, который стал Чистюлей. – слайд 10.
VII. Итог.
- Как не быть грязнулей?
- Как правильно мыть руки и лицо?
Слайд 11.