Мамзина Валентина Александровна
Лицей №623 Выборгского района
Педагог-организатор.
От того, каковы наши дети сегодня, зависит, каким будет общество завтра.
Многие дети (а количество таких растёт с каждым годом) к моменту поступления в школу имеют различные отклонения от нормы в психическом и физическом развитии. Значительная часть таких детей, поступив в школу, начинает испытывать серьёзные трудности в адаптации к тем усложняющимся по мере перехода из класса в класс требованиям, которые предъявляет им общество. Детям, которые пришли в школу с определёнными проблемами, не удаётся адаптироваться к процессу обучения. У них появляется неадекватное поведение, формируются отрицательные черты характера, нарушается система взаимоотношений с окружающими людьми.
И решить проблемы таких детей учительскому коллективу не всегда удаётся, если использовать только меры административно-правового воздействия или требования типа «будь хорошим». Нужна кропотливая работа по развитию ума и способностей учащихся.
Около половины несовершеннолетних правонарушителей вплоть до момента совершения правонарушения не считаются входящими в « группу риска». Бесспорно, что социальная и педагогическая запущенность таких детей и подростков развивались на фоне равнодушного и невнимательного отношения к ним окружающих родителей, учителей, общественности. Равнодушие и безучастность дети глубоко переживают как своё одиночество, ненужность. Заброшенность, незащищённость, отверженность . Такое невнимание, повторяющиеся угрозы и наказания вызывают у детей чувство протеста, отчуждения, Чувство неприязни по отношению к взрослым, стремление к объединению на основе общности судьбы. Незащищённости и уже развивающихся отрицательных привычек.
Далеко не всегда можно решить успешно вопросы адаптации детей и подростков, организуя межличностное взаимодействие в учебно-педагогическом процессе. Ведь не секрет. Что не все педагоги умеют создать условия для реализации тех умений. Навыков и знаний, которыми обладает личность в настоящее время . Это часто происходит из-за неспособности учителя исключить неприязнь к личности отдельного учащегося. Иногда уверенность и сила педагога подавляет учащегося, некоторых педагогов дети панически боятся, часто учитель не умеет видеть себя глазами своих воспитанников. Подавляет свободу и независимость учащегося. Не позволяя ему иметь своё мнение. Поэтому общение между учителем и учащимся на уроке в силу обстоятельств достаточно формальное. Не каждый урок и далеко не каждому ученику позволяет осознавать неповторимость своего «Я» и находить основания для положительного самовосприятия, самовыражения и самоутверждения.
Именно внеурочная, внеклассная деятельность, которая предпочитает неофициальное общение педагогов и воспитанников, даёт возможность для реализации пристрастий и особенностей ребят, развития их индивидуальности. А также общения со сверстниками, которое воспринимается подростками как нечто очень важное. В общении ребёнка с друзьями получает удовлетворение такая важная потребность, как стремление к самоутверждению среди сверстников. А неудачи в общении ведут к состоянию внутреннего дискомфорта, компенсировать который не могут никакие объективно высокие показатели в других сферах деятельности.
Надо отметить, что в настоящий момент именно подростки 13-16 лет испытывают большой дефицит «живого» общения, к которому они очень стремятся, а получить в достаточной мере не могут в силу объективных причин. К ним я в первую очередь отношу отдалённость проживания детей друг от друга, высокий объём домашних заданий, переизбыток дополнительной внешкольной деятельности ( репетиторы, музыкальные и художественные школы, занятия спортом), которой учащиеся занимаются 5-6 дней в неделю. Соответственно у ребят не остаётся времени на общение с одноклассниками, сверстниками. Очень часто сталкиваюсь с тем, что дети и хотели бы участвовать в общешкольных мероприятиях, многим это нравится, но позволить они себе этого не могут из-за отсутствия свободного после школы времени. В этой связи в нашем лицее мы нашли возможность один раз в месяц проводить час общения по параллелям ( 6-ые уроки). Это и дискуссионные часы по различной тематике, подготовка общешкольных мероприятий, проведение тематических дней. Широко используем проведение весёлых перемен, когда старшие по возрасту дети проводят флэшмобы, игры для младших детей. Девизом в своей работе используем следующие строчки:
Дайте Детству наиграться,
Насмеяться. Наскакаться,
Дайте в рост ему подняться,
Дайте Детству состояться.
Я считаю, что мы в лицее должны больше времени уделять проведению не только наших традиционных праздников, мероприятий, но и как можно больше организовывать и проводить весело. Интересно, занимательно и познавательно различные интеллектуальные вечера и викторины, не только в своих классах, но и по параллелям для различных возрастных категорий, внеся тем самым свежую струю в изучении различных предметов.
Наши стандартные уроки мы можем превратить в яркие развлекательные учебные «шоу»:
- на химии «оживив» поваренную соль в «Детективой истории Миссис Х», а «Удивительные приключения Пети Гулякина» познакомят с забавными карбоновыми кислотами и Королевой Мыла;
- на географии – отправиться в «Кругосветное путешествие» в поисках «Острова сокровищ»;
- на конференции по физике узнать о «Легендах звёздного неба в поисках того же острова сокровищ;
- выяснить в игре некоторые загадки истории;
- выиграть призы, показав свою эрудицию в литературной игре «Узнай меня»;
- организовывать школьные спектакли по различным литературным произведениям;
- проводить предметные КВН.
Каждый ребёнок – это чудо! В детях таится неиссякаемый потенциал фантазии и творчества. Все ребята любят играть и быть артистами, однако в силу своего характера некоторые из них не проявляют активности в школе, хотя многие играют на музыкальных инструментах, прекрасно рисуют, танцуют, поют, но для себя.
Но у нас в лицее, как известно, работают педагоги, которые являются настоящими энтузиастами своего дела, способные расшевелить учеников, вселить в них уверенность, раскрыть таланты и организовать блистательную «лицейскую фабрику звёзд».