Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Информационная карта проекта

Учебная экологическая тропа

Куль Татьяна Николаевна,
преподаватель, Областное ГОУ
Начального профессионального образования
Профессиональное училище № 50 п. Залари

Контактные данные

Почтовый адрес: 666321 Иркутская область, Заларинский район, п. Залари.

Номер телефона, факс, е-mail:

E-mail: kul1967@mail.r u

Перечень рекомендательных писем, отзывов и т.п. к проекту:

·       Отзыв куратора проектаГулина А.А., доцент кафедры профессионального образования ИИПКРО, к.б.н.

·        Отзыв Зам.директора ОГОУ НПО ПУ№50 по УВР Абуздиной И.В.

География проекта: Иркутская область, Заларинский район

Участники проекта: педагоги и обучающиеся ОГОУ НПО ПУ№50 п.Залари

Социальные партнеры проекта: ТУ АЛХ Иркутской области по Заларинскому лесничеству

Сроки выполнения, реализации проекта:2008-2012 г.

 

Актуальность проекта

Экологическое образование сегодня - это часть общегосударственной экологической политики России, основной задачей которой является переход от пассивного, созерцательного экологического сознания к сознанию активному.     Образование и воспитание обучающихся в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодежью. В настоящее время центрами формирования политики в сфере экологического образования становятся регионы. Для Иркутской области, проблема развития экологического образования  является особенно актуальной. Интенсивное функционирование в регионе ряда предприятий металлургической, химической и лесоперерабатывающей промышленности, планируемое развитие предприятий добывающего теплоэнергетического комплекса в сочетании с уникальной природой и наличием природного объекта, охраняемого как участок Мирового природного наследия – озера Байкал,  делает все более необходимым повышение экологической культуры населения, подготовку квалифицированных кадров, владеющих экологическими знаниями, которые они могли бы использовать для решения реальных проблем на производстве, в быту и  общественной жизни. Реальным шагом поддержки развития экологического образования в регионе явилось принятие постановлением законодательного собрания Иркутской области закона Иркутской области «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Иркутской области». Для качественного изменения экологического образования в Иркутской области необходимо организовать целенаправленную работу по введению региональных экологических образовательных программ в государственных образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях начального профессионального образования. Одним из важных направлений становления и развития системы экологического образования в учреждениях НПО и СПО является создание и деятельность молодежных экологических объединений, научных экологических объединений («школ», «академий», кружков). Одним из направлений экологического образования в ОГОУ НПО ПУ №50 п.Залари является учебная экологическая тропа. Учебная экологическая тропа является современной перспективной формой экологического просвещения и образования обучающихся. На сегодняшний день нами не обнаружено информации о функционировании учебных экологических троп в системе начального и среднего профессионального образования  Иркутской области и Республики Бурятия. Поэтому мы считаем важным, актуальным и неотложным создание первой учебной экологической тропы в Иркутской области (в системе НПО).

Из всего выше сказанного мы выделяем главные аргументы в пользу создания учебной экологической тропы на территории Заларинского района:

·       Ухудшение состояния окружающей среды в Заларинском районе.

·       Низкая экологическая культура у молодежи и взрослого населения пос.Залари, Заларинского района.

·       Незанятость подростков во внеурочное время.

Нормативные аспекты

Проект «Учебная экологическая тропа» разработан на основании Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ (статьи 6, 71-74), закона Иркутской области "Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Иркутской области" от 30 декабря 2003 г. N 86-оз., государственного доклада «О состоянии и об охране окружающей среды Иркутской области в 2010 году». Проект входит в реализацию программы экологического образования и воспитания обучающихся ОГОУ НПО ПУ №50 п.Залари на 2008-2012 г. Также использованы материалы из долгосрочной целевой программы  «Защита окружающей среды в Иркутской области на 2011-2015 годы», утвержденная постановлением Правительства Иркутской области от  18 октября 2010 года № 263-пп.

Цель проекта:

·       Развитие экологического образования в Заларинском районе через создание и функционирование учебной экологической тропы

·       Привлечение внимание граждан Заларинского района к экологическим проблемам.

Задачи проекта:

1. Создание и оборудование   учебной экологической тропы в районе пос. Залари силами обучающихся (28 человек)  и педагогов ПУ № 50 (5 человек) пос. Залари.

2. Функционирование  на постоянной основе учебной экологической тропы в качестве образовательного, воспитательного, исследовательского, природоохранного, рекреационного и оздоровительного полигона.

3. Разработка участниками проекта программы  мероприятий по охране и защите леса (включая растительный и животный мир) на территории Заларинского района.

Задачи этапа реализации:

  1. Изучить видовой состав растений лесного массива маршрутным способом;
  2. Установить путём наблюдения видовой состав животных изучаемой территории;
  3. Составить карта-схему исследования;
  4. Оборудовать тропу аншлагами, информационными щитами, знаками, малыми архитектурными формами.
  5. Составить паспорт учебной экологической тропы.
  6. Разработать тематику экскурсий.
  7. Создать серию учебных презентаций, информационные буклеты-путеводители, информирующие посетителей тропы о природных объектах исследуемой территории.
  8. Вывоз мусора при въезде на тропу.

Ожидаемые результаты проекта

  1. Силами обучающихся и педагогов  описана (включая разработку соответствующей документации) одна учебная экологическая тропа в окрестностях пос. Залари протяженностью 2, 5 км.
  2. Составлен паспорт на  учебную экологическую тропу в соответствии с общепринятыми рекомендациями.
  3. Оформлены  и установлены на экологической тропе 5 информационных стендов.
  4. Составлен детальный маршрут прохождения тропы.
  5. Разработана методика и программа тематических  занятий  и экскурсий для посетителей учебной экологической тропы.
  6. Разработана детально одна программа природоохранных мероприятий, проводимых на экологической  тропе.  Начато ее выполнение.
  7. Обобщен и распространен опыт по созданию и оборудованию учебной экологической тропы на муниципальном, региональном и областном уровне (семинары, мастер-класс, методические рекомендации).

Методы достижения поставленной цели и задач:

  • Анкетирование
  • Метод проектов
  • Метод сотрудничества
  • Исследовательский метод
  • Организация мероприятий по обобщению опыта
  • Практические и лабораторные работы

Критерии оценки результативности проекта (продукт)

  1. Количественные (число):  привлечение учреждений системы НПО И СПО, школ поселка и района, социальных партнеров, привлеченные средства, разработка тематических экскурсий, занятий.
  2. Качественные (разнообразие по содержанию, форме) оформление маршрута, паспорта «Учебная экологическая тропа», гербарии, буклеты, презентации, фотоальбомы.
  3. Исследование и анкетирование.

Этапы реализации проекта. Рабочий план реализации проекта

Вид деятельности

Сроки

Организаторы,

исполнители

Участники

1 этап Подготовительный этап – апрель - август 2008г.

1

Создание инициативной группы

Апрель 2008 г.

Куль Т.Н.- преподаватель химии, биологии, экологии

 

2.

Изучение опыта по созданию экологических троп (литературные источники и Интернет-ресурсы)

Март  2008 г.

Исполнительная группа

Педагоги, обучающиеся ОГОУ НПО ПУ№50 п.Залари

3.

Разработка проекта

Май

2008 г.

Куль Т.Н.- преподаватель химии, биологии, экологии

 

Куль Т.Н.- преподаватель химии, биологии, экологии

Одинец А.В.- преподаватель спец. дисциплин по профессии «Мастер по лесному хозяйству»

Говорков В.В.- мастер производственного обучения по профессии «Мастер по лесному хозяйству»

Зам. директора по УВР Мусихина И.А.

Преподаватель физической культуры Карягин А.А.

4.

Сотрудничество с  ТУ АЛХ Иркутской области по Заларинскому лесничеству.

Июнь

2008 г.

Исполнительная группа

Работники  ТУ АЛХ Иркутской области по Заларинскому лесничеству.

5.

Оформление нормативной базы

Июнь

2008 г.

Исполнительная группа, инженер по ТБ ОГОУ НПО ПУ№50 Черноусов Б.Л.

Работники  ТУ АЛХ Иркутской области по Заларинскому лесничеству.

Куратор -Гулин А.А., доцент кафедры профессионального образования ИИПКРО, к.б.н.

6.

Уточнение маршрута учебной экологической тропы

Июнь - сентябрь 2008 г.

Исполнительная группа

Штаб УЭТ (инициативная группа обучающихся), работники  ТУ АЛХ Иркутской области по Заларинскому лесничеству.

2 этап Практический  – Выполнение проекта сентябрь 2008г. - 2011 г.

7.

Описание экотропы (место; биоразнообразие, почвы)

 

Разработка маршрута

 

Оборудование УЭТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Октябрь 2008 г. – май - июнь 2009 г., сентябрь – октябрь 2009 г., 2010 г.

 

 

 

 

 

 

 

Куль Т.Н.- преподаватель химии, биологии, экологии

Одинец А.В.- преподаватель спец. дисциплин по профессии «Мастер по лесному хозяйству»

Говорков В.В.- мастер производственного обучения по профессии «Мастер по лесному хозяйству»

Поисковая группа, штаб УЭТ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.

Разработка положений об экскурсиях

Сентябрь 2008 г.

 

Куль Т.Н.- преподаватель химии, биологии, экологии

Педагоги и обучающиеся училища.

9.

Разработка тематических экскурсий, мероприятий для посетителей тропы.

Ноябрь 2008 г. – в течении 2009 г.

Куль Т.Н.- преподаватель химии, биологии, экологии

Участники проекта.

Преподаватели, мастера п/о, воспитатели общежитий.

9.

Использование УЭТ на учебных занятиях, воспитательных мероприятиях.

Июнь, сентябрь, октябрь 2009 г., 2010 г., 2011 г.

Исполнительная группа

Преподаватели, мастера п/о, воспитатели общежитий.

10.

Организация конкурсов «Лучший скворечник», «Лучшая кормушка» .

Изготовление и развешивание кормушек, скворечников для птиц.

 

 Январь – апрель 2009 г.

Участники проекта

Экологическое объединение обучающихся ОГОУ НПО ПУ№50 «Эколог», группа организаторов, оформителей (из числа обучающихся – участники проекта).

работники  ТУ АЛХ Иркутской области по Заларинскому лесничеству.

11.

 

 

 

 

 

 

 

 

Экологические десанты по уборке мусора на УЭТ, при въезде на тропу.

 

 

 

 

 

 

 

Июнь, сентябрь, октябрь 2009 г., 2010 г., 2011 г.

 

 

 

Участники проекта

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагоги, экологическое объединение обучающихся ОГОУ НПО ПУ№50 «Эколог», члены кружка «Экологическая тропа».

12.

Сбор и оформление гербариев.

Исследовательская деятельность обучающихся.

Турслеты.

Июнь, сентябрь, октябрь 2009 г., 2010 г., 2011 г.

Куль Т.Н.- преподаватель химии, биологии, экологии

Одинец А.В.- преподаватель спец. дисциплин по профессии «Мастер по лесному хозяйству»

Экологическое объединение обучающихся ОГОУ НПО ПУ№50 «Эколог», члены кружка «Экологическая тропа».

13.

Обустройство тропы малыми архитектурными формами

Май, июнь, сентябрь, октябрь 2010 г., 2011 г.

 Исполнительная группа

 

 

Участники проекта

3 этап - Заключительный этап (Защита проекта) 2011 г.-2012 г.

14.

Обобщение опыта по работе на учебной экологической тропе.

Защита проекта.

Март 2011 г.

 

Исполнительная группа,  куратор проекта.

Экологическое объединение обучающихся ОГОУ НПО ПУ№50 «Эколог», члены кружка «Экологическая тропа».

Социальные партнёры ТУ АЛХ Иркутской области по Заларинскому лесничеству.

15

Описание опыта работы «использование экологической тропы в экологическом образовании».

Апрель 2011 г.

Исполнительная группа, куратор проекта.

 

Социальные партнёры ТУ АЛХ Иркутской области по Заларинскому лесничеству.

 

16.

 

 

 

 

 

 

 

Создание фотолетописи, презентаций, «Оформление учебной экологической тропы».

 

 

 

 

 

2011 г. – 2012 г.

Участники проекта

 

Экологическое объединение обучающихся ОГОУ НПО ПУ№50 «Эколог», члены кружка «Экологическая тропа».

17.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Размещение материалов по учебной экологической тропе в библиотеке училища, СМИ. района, региона, области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2011 г. – 2012 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Участники проекта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экологическое объединение обучающихся ОГОУ НПО ПУ№50 «Эколог», члены кружка «Экологическая тропа». Исполнительная группа, куратор проекта. Социальные партнёры ТУ АЛХ Иркутской области по Заларинскому лесничеству.

18.

Распространение опыта реализации проекта.

2011 г. – 2012 г.

Исполнительная группа, куратор проекта.

Участники проекта

Педагоги

4 этап - Осмысление обучающимися хода и результатов проектной деятельности, оценочная деятельность. 2011 г.-2012 г.

19.

Рефлексия

Анкетирование

Социологический опрос

2011 г. – 2012 г.

Исполнительная группа, куратор проекта.

Участники проекта

 

 

Педагоги.

Социальные партнёры ТУ АЛХ Иркутской области по Заларинскому лесничеству.

Выводы по этапу реализации проекта

1.    В процессе проведения работы участниками проекта были исследованы участки лесного сообщества в 12 км от пос. Залари, на территории которого нами обоснованно  выбран  маршрут учебной экологической тропы  с учетом природных особенностей и учета наличия исторического объекта - Николаевской железной дороги (XIX век).

2.     Основной приоритет тропы - это экологическое образование обучающихся. В 2008- 2011 гг. тропа активно функционировала как  экообразовательный полигон. Также тропа используется для профессиональной подготовки обучающихся в ПУ № 50 по профессии «Мастер по лесному хозяйству».

3.     В то же время тропа  имеет многофункциональное назначение, заключающиеся в трудовом воспитании (обустройство тропы),  эстетическом, правовое воспитание («Лесной кодекс», «Экологическое право» и т д.),  природоохранное (десанты по уборке мусора и т. д.,  восстановление леса через посадку саженцев и т. д.), здоровьесбережении (турслеты и т. д.).

4.     Проектом предусмотрена и реализуется на практике междисциплинарная интеграция образовательных дисциплин (биология, география, экология, химия, обществознание, история и др.) со специальными дисциплинами по профессии «Мастер  по лесному хозяйству» (охрана и защита леса, лесоводство, организация лесного хозяйства и др.), учебная практика (Приложение 15).

5.     Участники проекта ведут просветительскую деятельность экологических, природоохранных знаний через СМИ (районная газета «Сельская новь», газета Саяно-Зиминского региона учреждений НПО и СПО Иркутской области).

 Опыт работы по реализации проекта: результативность, мотивация, уровень экознаний, экологической культуры, успеваемости обучающихся – положительный.

Перспективы реализации проекта

1. Перспективы - дальнейшее изучение через развертывание исследовательской деятельности обучающихся, подпроектов и затем работа со школами Заларинского района.

2. Планируется положительные результаты проекта распространять на другие образовательные учреждения, в первую очередь СПО и НПО Иркутской области, в дальнейшем на другие регионы.

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»