Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 47 комбинированного вида Красногвардейского района.
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе логопедической группы
« Пусть сердце добрым будет»
Составитель: Телешева Н.С
воспитатель ГБДОУ № 47
первая квалификационная категория
Санкт-Петербург
2012г
Программное содержание
Интеграция образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье»,
«Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы».
Цель:
Помочь осознать собственные ценности и уникальность.
Задачи:
1.Способствовать развитию интегративных качеств личности: любознательности, активности, эмоциональной отзывчивости; умение решать интеллектуальные задачи, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками
2. Обогащать и углублять представления о том, как поддерживать, укреплять и сохранять здоровье – здоровое сердце; познакомить с правилами сохранения здорового сердца.
2.1 Развивать коммуникативные навыки и умения:
- расширять словарь за счет слов: грудная клетка, перегонять кровь, органы, пульс,
- упражнять в употреблении прилагательных; согласовании прилагательных и существительных ,
-упражнять в употреблении сложноподчиненных конструкций предложений,
- побуждать к высказываниям своего мнения.
2.2 Формировать осознанное отношение к выполнению физических упражнений для укрепления работы сердца
2.3 Приобщать к социально-нравственным ценностям через ознакомление с малыми формами фольклора: доброта, любовь, забота.
3.Вызвать интерес к своему миру и миру других; воспитывать внимательное отношение к своему здоровью; доброжелательность
Предварительная работа
1. Чтение сказок «Какого, цвета зебра?» Я. Клин, «Про ослика Мафина» Э.Хогарта, « Храброе сердце» и др.
2. Рассматривание иллюстраций об организме человека, чтение и рассматривание энциклопедической литературы.
3. Разучивание загадок о здоровье и здоровом образе жизни.
4. Дидактические игры
« На что похоже», « Веер здоровья».
5. Сюжетно-ролевые игры « Больница», « Поликлиника»
Материал:рабочие листы с заданием на каждого ребенка, кукла Веселое сердечко (на платке), игрушка-сердечко, карточки-пазлы для игры с изображением разных ситуаций, материал для художественной деятельности.
Организация детей:
Вводная часть: стоя возле педагога
1 часть: полукругом на стульях
Физкультурная пауза
2 часть: на ковре свободно
3 часть: полукругом на стульях
4 часть: за столами
Ход занятия
Дети входят. Педагог обращается к детям:
- Ребята, а у нас сегодня гости. Давайте поздороваемся (дети здороваются)
- Как хорошо, что мир на планете. Как хорошо, что солнышко светит, и мы хотим, чтоб были здоровыми дети. Тем более, что наше здоровье – в наших руках.
- Вы поздоровались: Здравствуйте!»
А что такое «Здравствуй?»
Лучшее из слов
Потому что «Здравствуй!»
Значит «Будь здоров!»
- Ребята, давайте поздороваемся друг с другом и нашими гостями, пожелаем еще раз друг другу здоровья.
Дети здороваются друг с другом, с гостями
- А какие пословицы о здоровье вы знаете и помните? Назовите их, пожалуйста.
Дети называют пословицы, педагог хвалит детей и приглашает пройти на стульчики
- Сегодня мы поговорим о здоровье, что значит «быть здоровым»?
Предполагаемые ответы детей
- Да, быть здоровым – значит не болеть, быть крепкими, сильными, радостными. Знать строение человеческого тела, значит знать самих себя, чем больше узнаете, тем лучше. Внутри тела находятся органы, которые помогают человеку, расти и развиваться. И сегодня мы поговорим … Сейчас вы догадаетесь. Послушайте песенку, которая состоит из двух слов.
Прослушивание фонограммы биения сердца
- Что это? Верно - это бьется сердце. Такую же песенку исполняет и сердце каждого из вас. Его вы можете услышать в любую минуту. Где находится сердце?
Дети показывают
- Да, сердце находится в грудной клетке с левой стороны. Приложите ладошку на грудь с левой стороны, как я. Давайте тихонечко посидим и прислушаемся к себе. Чувствуете, как внутри что-то стучит. Это сердце. Увидеть его мы не можем, но можем услышать, если приложим руку к грудной клетке, как только что сделали. Скажи, Настя, где находится сердце? Скажи Федя, Соня. ( ответы детей) Сердечко есть у всех животных: рыб, птиц, зверей и у человека. Оно разного строения, формы и величины. Давайте его нарисуем руками, как мы его представляем.
Упражнение« Рисуем сердце»
- А вы знаете, какой величины сердце человека? Покажите руками.
- У меня 3 сердечка, как вы думаете, какой величины сердце у вас?
Предполагаемые ответы
Практическое задание « Какое сердце»
-Сердце у ребенка такой величины, как сжатый кулачок. Сожмите ладошку в кулачок и покажите, какой величины оно у вас.
- Как вы думаете, сердце когда-нибудь отдыхает? Нет.
Тук, тук, тук
Стучит сердечко,
Точно так же, как мотор.
Если так стучит сердечко,
Значит, человек здоров.
- Сердце работает и днем, и ночью без отдыха. Оно как насос перегоняет кровь по всему организму. И организм растет и развивается. Если оно остановится, человек не будет жить. Скажите, как еще можно узнать, что сердечко стучит? Я вам помогу: когда мы приходим к доктору, то она нас слушает, а еще берет за руку, вот так (показ педагога). Я вам расскажу, для чего она это делает. Доктор слушает пульс.
Упражнение «Найди пульс»
- Возьмите себя за руку, как я. Чувствуете? Это бьется сердце.
Педагог показывает, как найти пульс, дети выполняют упражнение
- Но наше сердце может стучать и быстро и медленно. Медленно сердце стучит, когда человек спокоен, отдыхает или спит. А быстро – когда человек волнуется, боится или после бега, прыжков, приседаний, после занятий физкультурой и т.д. Мы сейчас спокойны. Послушайте, свой пульс.
Педагог обращается к ребенку
- Света, пропой нам песенку своего сердца: тук-тук-тук.
- А теперь веселая игра. Поиграть пришла пора. К нам сегодня пришла гостья – веселое сердечко – ВЕСЕЛИНКА
Педагог надевает куклу-сердечко
- Со стульев вставайте, игру затевайте
Танец-сказка с Веселинкой под музыку, с элементами упражнений
- Давайте снова послушаем, свой пульс
Педагог обращается к ребенку
- Соня, пропой нам песенку своего сердца: тук-тук-тук
Упражнение« Измеряем пульс»
- Вы заметили, что пульс участился?
Предположительные ответы детей
- Сердце так стучит, потому что мы много двигались: прыгали, приседали, танцевали.
- Сердцу так работать тяжело. Нужно ему помочь успокоиться. Я вас научу расслабляться, успокаиваться
Выполнение упражнения дыхательной гимнастики
«Обдуваем плечи»
Исходное положение. Стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль тела, голова прямо
Выполнение: Делаем вдох, затем поворачиваем голову налево, делаем выдох через рот, губы при этом свернуты в трубочку. Продолжаем выполнение этого упражнения в следующем порядке: голова находится прямо – «вдох», голова повернута направо – «выдох», голова прямо – «вдох», голова повернута влево – «выдох», голова прямо – «вдох». Повторяем 4 раза.
Упражнение для релаксации
“Дождь в лесу” (аудиозапись)
- А теперь превратимся в большие деревья, встаньте друг за другом
- В лесу светит солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Тянутся высоко-высоко, чтобы каждый листочек согрелся. Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются. Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (дети легкими движениями касаются спины рядом стоящего товарища). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями. Но вот появилось солнышко. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни. Ну, как успокоилось немножко дыхание ? (ответы детей)Что вы почувствовали?
- Веселинка хочет показать вам что-то очень интересное и полезное, садитесь на коврик. Дети садятся на ковер
Игра«Составь картинку»
- Перед вами лежат картинки, возьмите по одной (педагог обращается к детям) Что у тебя на картинке, это полезно или вредно? Как помочь сердцу оставаться здоровым? А теперь давайте составим изображение здорового сердца. Этот пазл сложится, если взять картинки, на которых изображено полезное для сердца
Дети выбирают картинки и объясняют свой выбор
Посмотрите на обратную сторону – там цифра, и найдите место этого кусочка на листе. Какие картинки остались? Рассмотрим их. Что вредно для сердца?
- Оказывается, человек может сам помочь оставаться сердцу здоровым. Чтобы сердце было здоровым, нужно больше двигаться, не курить, есть полезную пищу, а еще нужно стараться сохранять спокойное настроение: не сердится, не обижаться, это все вредит сердцу.
- Веселинка приготовила вам еще задание. Хотите их выполнить? Да. Садитесь за столы.
Дети садятся за стол
Игровое задание« Что полезно, а что нет»
Выполнение задания на индивидуальных листах
- А теперь задание для каждого из вас. Посмотрите рисунки. Найдите, что полезно для сердца, а что нет.
- Красный цвет – опасность! Этого делать нельзя! Это вредно!
- Синий – цвет неба, цвет воды. Красным карандашом зачеркните, то что вредно, а синим проведите стрелочку к тому, что полезно.Дети выполняют задание
- А теперь я приглашаю вас на стульчики, у Веселинки для вас есть еще интересная игра.
- Ребята, как вы думаете, сердце устает?
Предполагаемые ответы детей
- Сердцу можно помочь для этого надо больше гулять, дышать свежим воздухом. А еще можно сделать специальный массаж. На наших ладошках есть точки, которые очень полезно массировать. Сигналы от этих точек по нервам бегут к нашим внутренним органам, к сердцу, помогают им работать, лечат их. Возьмите мячики.
Упражнение с массажным мячом-ежиком « Я мячом круги катаю…»
Воспитатель раздает массажные мячики, выполнение движений в соответствии с текстом
Я мячом круги катаю, между ладоней
Взад-вперед его гоняю. смена рук
Им поглажу я ладошку, соответственно
Будто я сметаю крошку. смена рук
И сожму его немножко, соответственно
Как сжимает лапу кошка. смена рук
Каждым пальцем мяч прижму соответственно
И другой рукой начну. смена рук
А теперь последний трюк:
Мяч летает между рук
- А еще можно помассировать мизинчик, он отвечает за работу сердца. Массаж фаланг пальцев. Вот мы сердцу немножко помогли. А еще как можно помочь?
- Народ придумал много красивых поговорок, половиц про сердце. Как вы понимаете, « у этого человека золотое сердце»?Предполагаемые ответы детей
- Есть еще одна пословица «У ребенка заболит пальчик, у матери-сердце» Давайте подумаем вместе, что значит это выражение.Предполагаемые ответы детей
Игра« Доскажи словечко»
- Сейчас еще поиграем. Мы с вами прочитали сказки, в которых были герои, и они совершали разные поступки и дела, а значит, и сердце у них разное. Я называю слово, а вы называете противоположное слово.Подбор антонимов
- Сердце бывает разным. Каким?
Доброе – …злое
Здоровое - …больное
Ласковое -… сердитое
Храброе – …трусливое
- Правильно, наше здоровье зависит и от наших мыслей, и от наших поступков, поэтому запомните, что словами можно согреть. Давайте потренируемся, как назвать с любовью и нежностью своих родных.
Упражнение « Назови ласково»
Мама, мамочка, мамуля и т.д
Бабушка, бабуля, бабулечка и т.д
Братик, братишка, братик и т.д
Папа, папулечка, папочка и т.д
Творческое задание« Улыбающиеся сердца»
-А еще можно согреть делом, давайте сделаем открытку- сердечко и подарим, кому захотим, кто нравится. Можно сделать 2 сердечка, одно оставить у себя, а другое – подарить.Дети выполняют и дарят подарок.
- А теперь подойдите ко мне.
Педагог читает стихи С. Маршака. « Пожелания друзьям»
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути -
Главнейшее условие.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
- Сегодня все вы такие молодцы, узнали много интересного, быстро и аккуратно выполнили все задания, правильно отвечали на вопросы. А вам понравилось, как вы занимались? Ответы детей.
- А теперь давайте, попрощаемся с гостями, но необычно, стихотворением. Я начинаю, а вы повторяйте за мной последнее слово.
Всем здоровья мы …желаем,
Никого не …обижаем.
Хватит места на земле
Людям всем, животным,… мне
Чтоб земля наша цвела…
Мы желаем всем добра!
До свидания!