автор: Боякова И.И.
Директор ГОУ гимназия №66 Приморский район
г. Санкт-Петербург
Учащиеся составляют особую социальную группу, которая характеризуется определенным возрастом, специфическими условиями обучения и жизни.
Становление личности будущего выпускника школы во многом зависит от способности его адаптироваться к новым условиям. В этот период происходят существенные изменения стереотипов. Меняется поведение, мышление, ответные реакции на внешние раздражители окружающей среды. Поэтому чрезвычайно важной является комплексная психофизиологическая диагностика школьников для выявления индивидуальных типологических особенностей (нервной, сердечно-сосудистой систем, желудочно-кишечного тракта и т.д.) и разработки мероприятий, направленных на сохранение и укрепление психофизиологического статуса школьников.
Таким образом, главной целью этой работы является - создание здоровьесберегающей системы, как инструмента управления и формирования культуры здоровья
учащихся, основанной на современных здоровьесберегающих технологиях.
Для достижения поставленной цели должны решаться следующие задачи:
1. Научно - теоретическое обоснование и выработка единого подхода к решению вопросов сохранения здоровья.
2.Организация и внедрение оздоровительной работы в образовательный процесс с учетом возрастных, половых и психофизиологических особенностей учащихся.
3. Разработка и внедрение диагностических технологий, с целью выявления донозологических состояний.
4. Проведение оздоровительных, профилактических, коррекционных мероприятий, с учетом возможностей конкретного учебного заведения.
Необходимо с 1-го класса формировать психофизиологический паспорт на каждого учащегося, в котором здоровье рассматривается как многоуровневый процесс:
• описание образа жизни;
• формирование анамнеза;
• выявление сопутствующих факторов риска (через опросник);
• антропометрические данные;
• оценка функциональных возможностей организма;
• психологический статус.
Период онтогенеза от 6 до 18 лет является наиболее чувствительным для ребенка к эндо- и экзогенным раздражителям. В этот период происходит формирование здоровья на дальнейшую жизнь, что совпадает с важнейшим социальным этапом - получением образования.
На здоровье учащихся оказывают влияние социально - экономические, социально - гигиенические и другие факторы, поэтому решение проблемы сохранения и укрепления здоровья находятся в сфере деятельности специалистов разного профиля.
Объединение усилий педагогов, психологов, врачей, социологов должно быть направленно на повышение уровня адаптации организма к неблагоприятным действиям окружающей среды.
Внедрение здоровьесберегающих технологий в практику образования предполагает обеспечение соответствия содержания воспитательно-образовательного процесса и функциональных возможностей учащихся.
Диагностика необходима не только для выявления степени функциональных изменений, но и для подбора комплексов профилактических мероприятий, для разработки и внедрения системы контроля за уровнем состояния здоровья учащихся.
Вкачествепримеравозьмемследующуюситуацию: ребенокпошелвшколу. Здоровьеребенканачинаетсястого, чторебенокуверенночувствуетсебявшколе. Дляэтогонадо:
·В 5 лет показать его, как минимум, логопеду, чтобы исключить возможные нарушения развития;
·Записать дошкольника на подготовительные курсы - они помогут выявить соответствие способностей ребенка и программы обучения конкретной школы.
·Не отдавать в 1-й класс очень рано, особенно это касается мальчиков. Школа требует от ученика полной перестройки поведения: необходимо привыкать к ограничению свободы, соблюдать строгий распорядок, подчиняться чужим людям. Не все дети в 6 лет готовы Отсиживать 40 минут на одном месте; поднимать руку прежде чем задать вопрос, и т. п. И все эти функции, отчасти социальные, у мальчиков формируются немного позже.
·Оценить собственные возможности. Программы обучения (Занков, Петерсон и другие), как правило, предполагают большее, чем мы привыкли, участие родителей в процессе обучения. Вы готовы к этому?
·Научить ребенка учиться. Чаще всего это тоже задача родителей. Например, объяснить, как делать уроки: как организовать пространство, с какого предмета начать. Плюс содержание работы: прочитать задание вслух, выполнить, проверить самому, дать проверить маме. Родители обязательно должны интересоваться домашней работой. В каторгу домашнее задание превращать ни к чему, но контроль необходим, причем и в старших классах тоже.
·Дозировать нагрузки. Вот вам пример: девочка в начале года пришла в школу, полная познавательного интереса, а к 3-й четверти глаза потухли. Ведь ее мама твердо решила вырастить гармоничную личность и не хотела жертвовать ни музыкой, ни шахматами, ни спортом. Перегрузки сказываются неизбежно. В итоге происходит иммунный сбой и пропадает желание делать что-либо.
· Помочь ребенку найти в классе друзей. Должен быть хотя бы один друг, чтобы при входе в школу было кому сказать: «Привет! Как дела?» И родители должны работать в этом направлении: устраивать домашние праздники и приглашать детей из класса, организовывать походы.
Школьной период в жизни ребенка – главный период в процессе проживания жизни. Он во многом определяет ситуацию всех будущих лет жизни. И если ребенок в школе привык быть неуспешным, ему не избежать проблем в будущем. Поэтому необходимо объединить усилия педагогов, психологов, социологов на формирование позиции успешности в каждом ребенке.