Туристический поход как одно из средств образовательной и оздоровительной деятельности дошкольников.
Алексеева Вероника Сергеевна
Старший воспитатель ГБДОУ
Инструктор физической культуры
детский сад № 99 Калининского района Санкт-Петербурга
На сегодняшний день отмечается повышение уровня соматический заболеваний у детей дошкольного возраста, тенденция к общей ослабленности здоровья поступающих в детский сад воспитанников, снижение иммунитета.
Поэтому сохранение и укрепление здоровья — одна из главных задач дошкольного воспитания в каждом детском саду. Уже в дошкольном возрасте возникает потребность формировать у детей активную позицию, направленную на укрепление и сохранение своего здоровья, которая бы впоследствии стала бы необходимостью и привычкой.
Создание программы « Здоровья» в детском саду важная система работы всех участников педагогического процесса: родителей, детей, педагогов, включающая в себя и образовательную деятельность направленную на формирование понятий здоровья в целом, профилактические мероприятия, комплекса физкультурно- оздоровительной работы.
Одним из видом физкультурной работы с дошкольниками и средств формирование здорового образа жизни являются туристические походы с детьми начиная со среднего дошкольного возраста.
Туризм — вид активной деятельности человека в период путешествия. От других видов спорта туризм отличается рядом особенностей: массовость, общедоступность, физическая активность. Уровень физических нагрузок в туристических прогулках может быть рассчитан на каждую возрастную группу детей. Отличает туризм характер физической нагрузки. Прежде всего, это ходьба, являющейся физиологической потребностью организма и дающая большой оздоровительный эффект. Комплексное воздействие на организм природных факторов и умеренной нагрузки в виде циклических упражнений формирует выносливость. С точки зрения психологического комфорта для ребенка, получение эмоциональной радости положительно влияет на нервную систему.
Анализируя необходимость ребенку движения и работая по приоритету физическое развитие, в практику нашего дошкольного учреждения мы внедрили опыт работы по оптимизации двигательного режима « Прогулки с Туристиком». В саду в осенний период устраивается большой туристический слет участием других дошкольных учреждений на котором, мы совместно с родителями и детьми открываем новый туристических сезон.
Благодаря нахождению в шаговой доступности лесного массива Сосновка, мы имеем возможность классифицировать « Прогулки с Туристиком» по способу передвижений:
- пеший, - лыжный, - велосипедный.
Туристические прогулки и походы могут иметь разные цели:
- оздоровительные ( получение запаса бодрости на природе, эмоционально- психологическое оздоровление)
- спортивно- тренировочные ( физическая тренировка, обучение преодолению природных препятствий, ориентировка по местности, основы безопасности на природе)
- познавательно- образовательные( изучение своего города, знакомство и историческими и природными достопримечательностями)
- практическими ( сбор гербария, проведение опытов на природе)
- развлекательными ( игры, соревнования, экологические мастерские, исполнение походных песен)
- эстетические ( художественно- творческая деятельность на природе: рисование, сочинительство)
Цели прогулок могут комбинироваться, а могут использоваться как основные.
В планировании совместной деятельности такого характера требуется активность всех педагогических работников : старшего воспитателя, воспитателя, инструктора или руководителя физической культуры, помощника воспитателя, родителей. Каждый выполняет свои функции:
Цикл походов « Прогулка с Туристиком» разрабатывается старшим воспитателем на текущий год в зависимости от образовательных годовых задач. Как правило с выходом на природу, может быть применена образовательная область « Познание» в экологическим направлении, наблюдения за птицами, сезонными изменениями в погоде, обучение и закрепление основ безопасности жизнедеятельности ребенка на природе. Область « Художественное творчество» удобнее в весенний период, а также в летней кампании. Область « Физическая культура»,»Здоровье» круглогодично.
Воспитатель в зависимости от выбранной цели готовит дидактические выносные материалы, детально прорабатывает сценарий похода совместно с руководителей по физической культуре, выбирают подвижные игры, соревнования, эстафеты на природе, динамические паузы и т.д.
Помощник воспитателя отвечает за приготовление флажков, отличительных атрибутов группы. К примеру одинаковые панамки, платки, значки. Наличие походной аптечки, запасы воды и необходимого материала.
Структура туристической прогулки:
- Первая часть- оргначало. Длительность 5 минут. Цель- сообщить детям задачи и краткий план деятельности, проверить состояние личного снаряжения и готовности.
- Вторая часть — движение по маршруту. Этот этап дает большую физическую нагрузку.
- Третья часть — длительный привал. Решение поставленных образовательных задач, возможность мышечного расслабления.
- Четвертая часть — возвращение в детский сад, желательно по кратчайшему пути, поскольку дети утомлены.
Не рекомендуется подводить итог сразу по возвращение в детский сад. Пусть первые эмоции , усталость пройдут. Лучшее время это после дневного сна. Дети совместно с воспитателям могут обсудить в группе свои переживания, посмотреть выполненные наброски, или обсудить увиденное.
С детьми старше- подготовительного возраста лучше предложить детям ответить на предложенные вопросы т. е. Составить отчет- рассказ.
Возможно включить туристический поход в проектную деятельность, итоговым событием, которого будет изготовление коллажа или стенгазеты на ту или иную образовательную задачу.
Вся последующая после туристической прогулки образовательная работа должна быть направлена на расширение и систематизацию знаний, а также перенос двигательных умений и навыков на другие виды деятельности детей.