Физическая культура в обеспечении здоровья
Сильванович Андрей Викторович,
учитель физической культуры
В последнее время особенно актуальными стали вопросы здорового образа жизни молодежи. Учтите, что здоровый образ жизни индивидуален для всех. В своей жизни человеку необходимо духовно руководствоваться универсальными законами мироздания. В социальном - по особым законам общества, в биологическом - по индивидуальным законам организма.
Охрана здоровья студентов традиционно считается одной из важнейших социальных задач общества. Успешная подготовка высококвалифицированных кадров тесно связана с укреплением и охраной здоровья, повышением работоспособности подростков.
Здоровье - одна из важнейших составляющих человеческого счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социально-экономического развития. У каждого из нас есть желание быть сильным и здоровым, сохранять подвижность, бодрость, энергию и как можно дольше добиваться долголетия.
Каждый должен быть здоровым человеком, знать и уметь, какими методами, секретами можно продлить своё благосостояние, как преодолеть профессиональные и бытовые трудности и вести активный образ жизни. У студента должна быть высокая жизненная позиция, направленная на хорошее состояние здоровья. А нормальная полноценная жизнь немыслима без достаточно хорошего здоровья.
Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном).
- Физическое здоровье — это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.
- Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.
- Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным «уродом», если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья.
Здоровый и духовно развитый человек счастлив — он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию, достигает, тем самым, неувядающей молодости духа и внутренней красоты.
Физическая культура - органическая часть общечеловеческой культуры, её особая самостоятельная область. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды. Она удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность.
Её компонентами являются физическое воспитание, оздоровительно-реабилитационная физическая культура и её фоновые виды.
Влияние неблагоприятных факторов на здоровье человека настолько велико, что внутренние защитные функции самого организма не в состоянии справиться с ними. Как показывает опыт, лучшим противодействием неблагоприятным факторам оказались регулярные занятия физической культурой, которые помогают восстановлению и укреплению здоровья людей, адаптации организма к значительным физическим нагрузкам. Чем дальше идет человечество в своем развитии, тем в большей степени оно будет зависеть от физической культуры.
Совсем недавно миллионы людей ходили на работу и с работы пешком, на производстве от них требовалось применение большой физической силы, в быту люди также не могли обойтись без выполнения трудоемких работ.
В настоящее время объем передвижений в течение дня сведен к минимуму. Автоматизация, электроника и робототехника на производстве, автомобили, лифт, стиральные машины в быту настолько повысили дефицит двигательной деятельности человека, что это уже стало тревожным.
Многие учителя и родители убеждены в том, что забота о здоровье входит в обязанности врача. Но это не так. Учеными доказано, что здоровье человека лишь на 10-15 % зависит от здравоохранения и более чем на 50% от образа жизни, т.е. от знаний и умений сохранять его самим человеком.
Гуманной и творческой личность школьника будет тогда, когда она будет обладать главным богатством человека – здоровьем.
Важно не допускать ухудшения состояния здоровья учащихся в период пребывания в школе, а укреплять его. Установление гармонической связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебного процесса, то есть осуществления комплексного подхода к проблеме и имеет прямое отношение к обучению.
Перед школой стоит задача создания условий для сохранения здоровья учащихся, то есть создания механизма формирования здоровьесберегающей среды общеобразовательного учреждения.
С раннего школьного возраста мне очень нравились уроки физической культуры и с каждым годом мой интерес к ним усиливается. В первую очередь урок физкультуры поднимает настроение. Во-вторых, занимаясь физическими упражнениями, я становлюсь здоровой, сильной и крепкой. Я думаю, что ребенок не рождается спортсменом, а в процессе упорной работы над собой становится им. В своем реферате на тему “Роль физической культуры и спорта в сохранении и укреплении здоровья ” я хочу рассказать о всех здоровьесберегающих технологиях, которые используются в нашей школе для формирования здорового образа жизни.
В формировании гармонически развитой личности, серьезно относящейся к своему состоянию здоровья, огромное значение имеет физическое воспитание. Оно направлено на обеспечение необходимого уровня развития жизненно важных двигательных навыков и физических качеств и создает предпосылки для многообразных проявлений творческой активности. Процесс физического воспитания, направленный на физическое самосовершенствование личности, позволяет стать духовно богаче, нравственно чище и физически здоровее, совершеннее.
Дети, школьного возраста, имеющие большой объем движений в течение дня, характеризуются средним и высоким уровнем физического развития, адекватными показателями функционального состояния центральной нервной системы, экономичной работой сердечно-сосудистой и дыхательной систем, более высокими адаптационными возможностями организма, низкой подверженностью простудным заболеваниям.
Таким образом, физическая культура является одним из важнейших условий всестороннего и гармоничного развития личности студента.