Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Береги честь смолоду, а природу - с детства 

Сазонова Анна Николаевна,
ГБДОУ детский сад № 101 общеразвивающего вида
 приоритетным осуществлением деятельности
 по художественно-эстетическому развитию
 детей Невского района Санкт-Петербурга 
Аннотация.
В настоящее время наше общество переживает пик потребительской стадии развития. Все современные достижения науки и техники направленны на удовлетворение потребительского спроса. Люди насыщаются товарами, роскошью, хвастаются друг перед другом доходами и благами цивилизации. В обществе преобладает мода на городской стиль, мы все больше и больше отрываемся от природы, от братьев наших меньших. Мы скупаем множество товаров в красивых упаковках, пластиковых контейнерах, фантиках, целлофане и не производители упаковочных средств, не люди не задумываются о вреде, который мы наносим природе этими тоннами мусора. Всем известно, что на будущее – это наши дети, но, помимо этого, наши дети должны научиться жить в чистом мире и научиться самим ценить и бережно относиться к природе.
Целью данной статьи является обзор современных методик и подходов к привитию детям знаний, навыков и умений бережного обращения с окружающей нас средой на этапе дошкольного образования.
Ключевые слова.
Экологическое образование, экологическое воспитание дошкольников, методы обучения.
Обзор существующих подходов экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Основы воспитания ценностного отношения ребёнка к окружающему миру природы составляет его устойчивая потребность в общении и взаимодействии с природой. Реализовать эту задачу можно через использование всего спектра методов и форм работы с детьми по их экологическому образованию.
В экологическом образовании дошкольников широко используется классификация методов обучения по источникам знаний.
Воспользуемся классификацией методов обучения, дифференцируемых по источнику знаний, которые получают дети [Е. Я. Голант, Д. О. Лоркипанидзе и Е. И. Петровским].
Наглядные методы - позволяют сформировать у детей яркие, конкретные представления о природе, они с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
Словесные методы - используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Помогают формировать у детей эмоционально-положительное отношение к природе.
Практические методы - используются для уточнения представлений детей, углубления их путём установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы.
1.Наглядные методы.
Наиболее доступным из наглядных методов в дошкольной образовательной среде является наблюдение, которое представляет собой целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в которой участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. В понимании наблюдаемого явления существенное значение имеют опыт, знания и умения ребёнка.
В зависимости от познавательных задач воспитатель использует различные виды наблюдения. Для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумывает и использует специальные приемы, организующие активное восприятие детей: задает вопросы, предлагает обследовать, сравнить объекты между собой, установить связи между отдельными объектами и явлениями природы. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит решению одной из важных задач умственного воспитания.
Подготовка воспитателя к проведению наблюдения начинается с выбора объекта. Например, для организации наблюдения за пагубным влиянием загрязнённой почвы на развитие растений необходимо подготовить два вида грунта. В качестве загрязненного грунта использовать землю, взятую вблизи несанкционированной свалки, автомойки и т.д. В качестве экологически чистой – покупной садовый грунт. При осуществлении наблюдения использовать различные приёмы для подачи задания - приучать детей к последовательному рассказу о наблюдаемом.
Приведу пример:
В два горшка, с отравленным грунтом и чистым, посадить быстрорастущее садовое растение (лук, редис и т.д.). данных растений, выделяя на это ежедневно несколько минут и расспрашивая детей о их восприятии процесса роста, комментировать результаты своих наблюдений, делать правильные выводы.
Другой доступный наглядный метод заключается в демонстрации видеороликов о пагубном влиянии загрязнений на окружающую среду. Такой подход позволяет расширить объём знаний о природе, обеспечивает более устойчивое усвоение знаний. Хочется отметить роль видеороликов, которые позволяют показать дошкольникам природу в естественных условиях, многообразие взаимосвязей живых организмов со средой, рост и развитие растений и животных. В настоящее время особенно широко используются компьютеры, что делает учебный процесс более привлекательным.
2.Словесные методы.
Данный класс методов имеет определённое значение для воспитания у детей ценностного отношения к природе, эмоционального и эстетического отклика на её объекты. С помощью их систематизируют и обобщают знания детей о природе, формируют природоведческие знания. Наиболее доступным словестным методом является рассказ. Его необходимо использовать при первичном ознакомлении детей с объектами, предметами природы. Целью является создание у детей представления о том или ином объекте природы. Рассказывать надо образно и красочно, употребляя слова, знакомые и близкие детям. Рассказ должен привлекать внимание детей, стимулировать развитие мышления, познавательных процессов, воображения Рассказ хорошо сопровождать демонстрацией иллюстраций, фотографий, слайдов. Это помогает детям понять его смысл.
Следующий словесный метод – чтение художественных произведений. В руках воспитателя детская книга о природе имеет большую познавательную ценность. Она расширяет представления детей, знакомит с теми явлениями, которые непосредственно воспринимать невозможно. Природоведческая книга раскрывает детям явления неживой природы, помогает устанавливать связи и отношения, существующие в природе. Основоположниками советской детской природоведческой книги являются В.В. Бианки, М.М. Пришвин, К. Паустовский, Н. Сладков. Павлова ввела новый жанр - экологические сказки, которые в увлекательной форме знакомят с существами, населяющими планету Земля, учит понимать их потребности, отношения, раскрывает тайны сложных явлений и чудесных превращений в природе. Дальнейшее развитие экологическая сказка получила у Шорыгиной и Рыжовой.
3.Практические методы.
Одним из важных и эффективно воспринимаемым детьми методом является игра – это метод, при помощи которого дети знакомятся с окружающим миром. Чем меньше дети, тем чаще игра применяется как метод воспитательно-образовательной работы.
Дидактические игры – игры с правилами, имеющие готовое содержание. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. Игры дают возможность детям оперировать предметами природы, сравнивать их, отмечать изменение отдельных внешних признаков. Многие игры подводят детей к умению обобщать и классифицировать, вызывают эмоциональное отношение к природе.
Настольно-печатные игры  - это игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки («Зоологическое лото», «Четыре времени года», «Растения», «Подбери листок» и др.).
В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы.
Словесные игры – это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. Проводятся они для закрепления знаний у детей о свойствах и признаках тех или иных предметов. Это игры типа «Кто летает, бегает и прыгает?», «Что это за птица?», «Когда это бывает?», «В воде, в воздухе, на земле», «Нужно – не нужно» и др.
Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. Подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания; получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе. Например, такие игры как «Наседка с цыплятами», «Мыши и кот», «Волк и овцы» и др.
Экспериментальные игры позволяют убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей («Тонет – не тонет», «Мыльные пузыри», «Сделаем растворы», «В какой воде легче плавать»). В старших группах с успехом можно использовать соревновательные игры, игры-путешествия.
Другим популярным практическим методом является труд. Данный подход применяется в детском саду в повседневном уходе за растениями и животными на земельном участке и в уголке природы, иногда на занятиях. Нельзя превращать труд детей в самоцель. Воспитывая трудовые навыки, следует одновременно расширять или закреплять знания о природе (перед посевом - рассмотреть семена (форму, размер, цвет), перед посадкой черенков повторить названия частей растения (стебель, листья, цветки). Посильный физический труд оказывает полезное воздействие на общее развитие детей, совершенствует функции их анализаторов, и в первую очередь двигательного
Вывод: существует множество разнообразных методов и приёмов обучения, которые помогают сформировать экологические представления детей, и от умения правильно их сочетать и применять, зависит качество экологического образования дошкольников. Дети должны научится беречь и ценить природу, тогда как это не парадоксально звучит, может и взрослые начнут брать с них пример.
 
ЛИТЕРАТУРА
  1. Марудова Е.В Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб.: Детство-Пресс, 2020. – 128 с.
       2. Николаева С.Н.: Система экологического воспитания дошкольников.   Учебное пособие - ИНФРА-М, 2019 г.
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»