Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Внедрение инновационных технологий формирования
здорового образа жизни школьников

Власова Анна Геннадьевна
Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. Ключ к здоровью – это формирование здорового образа жизни. В.В Путин не раз говорил о здоровье подрастающего поколения: «Каждый молодой человек должен осознать, что здоровый образ жизни – это успех, его личный успех». Одной из задач современной школы является пропаганда здорового образа жизни учащихся.
Уроки с применением элементов здоровьесберегающих технологий нацелены помочь каждому ученику осознать свои способности, создать условия для их развития, способствовать сохранению и укреплению здоровья, следовательно, осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании. В мировой практике неоднократно предпринимались попытки реализовать идеи личностно-ориентированного обучения, начиная с идей воспитания Руссо, Монтессори, Ушинского. О необходимости учитывать индивидуальные особенности ребёнка говорили и известные советские психологи: Л.В. Выготский, П.Я. Гальперин и др. Любая личнoстно-ориентирoванная технология вправе называться здоровьесбeрегающей. Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья учителя и учеников.[2]
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики предполагает совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью:
  1. физкультминутки на уроках;
  2. проветривание на переменах;
  3. смена динамических поз;
  4. работа с обучающимися по формированию здорового образа жизни, культуры здоровья через математические задачи;
  5. задачи по теме здоровья для устного счета.
А может ли математика помочь здоровью? Еще в древности одним из важнейших достоинств человека считали математические знания. Сейчас математика и вовсе проникла во все отрасли знаний и необходима в любой профессии. Математика – один из основных предметов в школе.  На состояние их здоровья в период обучения в школе оказывают не только условия обучения и физическая культура, но и то, как и чему учат на уроках, в том числе на математике. Как часто нам в жизни приходится сталкиваться с математическими задачами, порой даже легкими, но мы не можем их правильно решить. Следует отметить, что именно затруднения в изучении математики часто являются главными причинами психологического дискомфорта, повышению тревожности обучаемых, ведущих к снижению качества здоровья учащихся. Если детям скучно, неинтересно на уроке, тогда мы получаем обратный эффект. Вместо того чтобы мотивировать ребенка к ведению здорового образа жизни, чтобы у него формировался выбор осознанно в пользу здоровья, мы отбиваем у него желание вообще учиться в школе. Поэтому обучение и воспитание должно быть коммуникативным, приближенным к настоящей жизни, где каждый ученик может проявить себя как личность и может сам активно участвовать в процессе урока. Знания о здоровой, долгой и счастливой жизни пригодятся, учащиеся не собьются с пути здоровья, смогут пользоваться этими знаниями всю жизнь, и даже поделиться, повести за собой и научить других.
Успешность в решении задач формирования у учащихся культуры здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья зависит от насыщения уроков математики информацией в виде знаний о сохранении и укреплении здоровья человека. Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, необходимо на уроках математики решать задачи, которые непосредственно связаны с понятиями «здоровый образ жизни», «правильное питание», «знание своего тела», «гигиена тела», «безопасное поведение на дорогах», «вредные привычки».
Формирование здорового образа жизни на уроках математики возможно с помощью задач и упражнений, условия которых несут информацию по сохранению и укреплению здоровья. В процессе решения таких задач ученик не только усваивает общий способ выполнения действия, но и обдумывает полученный результат. В конце каждой задачи стоит вопрос, который позволяет учащимся осознать ценность здоровья, порождает тревогу за возможность утраты здоровья. Учитель обсуждает с учащимися конкретные положения здорового образа жизни. Математическое представление проблемы сохранения здоровья школьников в виде задач, в сюжете которых содержатся факты из реальной жизни, способны оказать большее влияние, нежели длинная лекция и толстая брошюра о сохранении и укреплении своего здоровья. Предлагаемые задания имеют здоровьесберегающее значение и обеспечивают эмоциональный подъем детей; снижают уровень тревожности (ученик выполняет личностно-значимое для него задание, поэтому возникает меньше затруднений при их решении); обеспечивают процесс запоминания материала (после выполнения математических расчетов ученик легко запоминает числовые данные, необходимые для формирования привычек здорового образа жизни); формируют познавательный интерес к учебе.
В учебниках математики мало задач, которые непосредственно связаны с понятием «здоровье». И даже если они и встречаются в процессе урока, то учащиеся, как правило, на них не обращают внимания. Поэтому для концентрации внимания, для организации системной работы на  эту тему выделяю задачи блоками.
Таблица
Математические знания, сгруппированные в модули по вопросам здоровья
Модули Применение школьного курса математики
Законы здорового образа жизни:  
  • здоровый сон залог здоровья;
единицы времени при планировании распорядка дня;
  • быстрого и ловкого болезнь не догонит;
математические действия с числами, полученными при измерении величин;
  • двигайся больше – проживешь дольше
решение задач на соотношение величин: /скорость/время/расстояние
Вредные привычки решение примеров и задач на проценты
Знание своего тела нахождение части от числа; числа по дроби;
Правильное питание нахождение среднеарифметического числа;
арифметические действия с обыкновенными дробями.
 
Следует отметить, что будущее за молодым поколением. Только здоровый человек с хорошим самочувствием, оптимизмом и высокой работоспособностью способен активно жить, успешно преодолевать жизненные трудности. Включение в уроки математики модулей по вопросам здоровья позволяет через решение задач заинтересовать учащихся заботиться о своем здоровье, делают уроки математики более познавательными и интересными. Можно легко подобрать задачи, в содержании которых присутствует информация об организме человека,  правильном питании, задачи о здоровом образе жизни, задачи о вредных привычках человека и их профилактике .[5] Таким образом – математика тоже может помочь сохранить и укрепить здоровье. Берегите себя, свое здоровье и тогда математические задачи вам будут «по зубам»!
 
Литература
  1. Леман И. Увлекательная математика. М., 1989.
  2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии  М.: “ВАКО”, 2004, с.79
  3. Синягина Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психол. установки и упражнения / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004
  4. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной
    школе / Н.К. Смирнов. – М., 2002., с.91
  5. Уроки здоровья в задачах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/zdorovyy-obraz-zhizni/2019/10/10/uroki-zdorovya-v-matematicheskih-zadachah-0


 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»