Внедрение инновационных технологий формирования
здорового образа жизни школьников
Власова Анна Геннадьевна
Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. Ключ к здоровью – это формирование здорового образа жизни. В.В Путин не раз говорил о здоровье подрастающего поколения: «Каждый молодой человек должен осознать, что здоровый образ жизни – это успех, его личный успех». Одной из задач современной школы является пропаганда здорового образа жизни учащихся.Уроки с применением элементов здоровьесберегающих технологий нацелены помочь каждому ученику осознать свои способности, создать условия для их развития, способствовать сохранению и укреплению здоровья, следовательно, осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании. В мировой практике неоднократно предпринимались попытки реализовать идеи личностно-ориентированного обучения, начиная с идей воспитания Руссо, Монтессори, Ушинского. О необходимости учитывать индивидуальные особенности ребёнка говорили и известные советские психологи: Л.В. Выготский, П.Я. Гальперин и др. Любая личнoстно-ориентирoванная технология вправе называться здоровьесбeрегающей. Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья учителя и учеников.[2]
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики предполагает совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью:
- физкультминутки на уроках;
- проветривание на переменах;
- смена динамических поз;
- работа с обучающимися по формированию здорового образа жизни, культуры здоровья через математические задачи;
- задачи по теме здоровья для устного счета.
Успешность в решении задач формирования у учащихся культуры здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья зависит от насыщения уроков математики информацией в виде знаний о сохранении и укреплении здоровья человека. Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, необходимо на уроках математики решать задачи, которые непосредственно связаны с понятиями «здоровый образ жизни», «правильное питание», «знание своего тела», «гигиена тела», «безопасное поведение на дорогах», «вредные привычки».
Формирование здорового образа жизни на уроках математики возможно с помощью задач и упражнений, условия которых несут информацию по сохранению и укреплению здоровья. В процессе решения таких задач ученик не только усваивает общий способ выполнения действия, но и обдумывает полученный результат. В конце каждой задачи стоит вопрос, который позволяет учащимся осознать ценность здоровья, порождает тревогу за возможность утраты здоровья. Учитель обсуждает с учащимися конкретные положения здорового образа жизни. Математическое представление проблемы сохранения здоровья школьников в виде задач, в сюжете которых содержатся факты из реальной жизни, способны оказать большее влияние, нежели длинная лекция и толстая брошюра о сохранении и укреплении своего здоровья. Предлагаемые задания имеют здоровьесберегающее значение и обеспечивают эмоциональный подъем детей; снижают уровень тревожности (ученик выполняет личностно-значимое для него задание, поэтому возникает меньше затруднений при их решении); обеспечивают процесс запоминания материала (после выполнения математических расчетов ученик легко запоминает числовые данные, необходимые для формирования привычек здорового образа жизни); формируют познавательный интерес к учебе.
В учебниках математики мало задач, которые непосредственно связаны с понятием «здоровье». И даже если они и встречаются в процессе урока, то учащиеся, как правило, на них не обращают внимания. Поэтому для концентрации внимания, для организации системной работы на эту тему выделяю задачи блоками.
Таблица
Математические знания, сгруппированные в модули по вопросам здоровья
Модули | Применение школьного курса математики |
Законы здорового образа жизни: | |
|
единицы времени при планировании распорядка дня; |
|
математические действия с числами, полученными при измерении величин; |
|
решение задач на соотношение величин: /скорость/время/расстояние |
Вредные привычки | решение примеров и задач на проценты |
Знание своего тела | нахождение части от числа; числа по дроби; |
Правильное питание | нахождение среднеарифметического числа; арифметические действия с обыкновенными дробями. |
Следует отметить, что будущее за молодым поколением. Только здоровый человек с хорошим самочувствием, оптимизмом и высокой работоспособностью способен активно жить, успешно преодолевать жизненные трудности. Включение в уроки математики модулей по вопросам здоровья позволяет через решение задач заинтересовать учащихся заботиться о своем здоровье, делают уроки математики более познавательными и интересными. Можно легко подобрать задачи, в содержании которых присутствует информация об организме человека, правильном питании, задачи о здоровом образе жизни, задачи о вредных привычках человека и их профилактике .[5] Таким образом – математика тоже может помочь сохранить и укрепить здоровье. Берегите себя, свое здоровье и тогда математические задачи вам будут «по зубам»!
Литература
- Леман И. Увлекательная математика. М., 1989.
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии М.: “ВАКО”, 2004, с.79
- Синягина Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психол. установки и упражнения / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004
- Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной
школе / Н.К. Смирнов. – М., 2002., с.91 - Уроки здоровья в задачах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/zdorovyy-obraz-zhizni/2019/10/10/uroki-zdorovya-v-matematicheskih-zadachah-0