Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Воспитание культуры здорового образа жизни:
из опыта работы Санкт-Петербургского
суворовского военного училища

Голубев Александр Борисович, воспитатель
ФГК ОУ «Санкт-Петербургское суворовское военное училище
Министерства обороны Российской Федерации»,


Заворотынская Галина Владимировна, воспитатель
ФГК ОУ «Санкт-Петербургское суворовское военное училище
Министерства обороны Российской Федерации»
 
Современное российское государство самым серьезным образом заинтересовано в сохранении здоровья своих граждан от момента рождения до старости. Разрабатываются различные программы поддержки здоровья населения России. Так, в апреле 2021 года принят в первом чтении законопроект о школьной медицине [1], вносятся соответствующие изменения в федеральные законы Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка», «Об основах охраны здоровья граждан», «Об образовании». В частности, предлагается закрепить обязанность общеобразовательных организаций осуществлять мероприятия по охране здоровья обучающихся; учебные учреждения должны признавать и соблюдать права детей в этой сфере.
В Санкт-Петербургском суворовском военном училище уделяется большое внимание физическому воспитанию суворовцев, формированию у них культуры здорового образа жизни. Здесь здоровье понимается [3] не только как состояние индивида или группы, позволяющее  успешно выполнять свои социальные функции и роли, но и как активная деятельность субъекта по укреплению и сохранению своего здоровья. Культура здоровья школьника рассматривается как интегративная личностная характеристика, отражающая ценностное отношение к здоровью и опыт организации здорового образа жизни.
Сегодня особую роль в формировании культуры здоровья учащейся молодежи нового поколения, подрастаюшего в условиях реформирования российского общества, играют целенаправленные формы социализации: информирование через молодежные СМИ и интернет-ресурсы; пропаганда ценности здоровья и здорового образа жизни с использованием рекламных и PR-технологий; многоуровневое просвещение и воспитание, раскрывающее составляющие здорового образа жизни, их важность в процессе самореализации человека.
Однако, в воспитательной работе по формированию ценности здоровья среди суворовцев встречаются проблемы. Довольно много воспитанников изначально не способны грамотно и эффективно распорядится собственным здоровьем как ценным ресурсом, выступающим в качестве необходимого условия успешной самореализации. Исследования отечественных ученых, посвященных здоровью молодежи, в том числе и школьной, также свидетельствуют [6] о том, что большая часть нового поколения не имеет четкого представления о здоровье, зачастую связывая здоровье исключительно с физическими показателями и параметрами. При этом, как показывают данные официальной статистики, две трети молодых россиян имеют существенные отклонения в здоровье, диагностируемые как медицинскими методиками, так и на уровне самооценки.
Одной их ключевых причин снижения здоровья молодежи, по мнению многих исследователей [5], является пассивная (объектная) модель поведения по отношению к собственному здоровью, сформированная под влиянием, как государственных институтов (здравоохранение и др.), так и общественных (семья и др.). Часть современной молодежи не готова быть субъектом здоровьесберегающего поведения, использующим здоровье как ценный ресурс в достижении жизненного успеха. Вот почему в числе задач воспитательной работы в Санкт-Петербургском суворовском военном училище стоит задача научения суворовцев здоровьесбережению, сознательному следованию нормам здорового образа жизни.
Здоровье и здоровый образ жизни – качественная предпосылка будущей самореализации молодых людей, их активного долголетия, способности к созданию семьи и деторождению, к сложному учебному и профессиональному труду,  общественно-политической и творческой активности. На формирование здоровья учащейся молодежи в процессе обучения влияет множество факторов, которые условно можно разделить на две группы. Первая группа – это объективные факторы, непосредственно связанные с учебным процессом (продолжительность учебного дня, учебная нагрузка, обусловленная расписанием, перерывы между занятиями и т.д.). Вторая группа факторов – субъективные, личностные характеристики (режим питания, двигательная активность, организация досуга, наличие или отсутствие вредных привычек и т.д.). В настоящее время именно вторая группа факторов, характеризующая образ жизни воспитанников училища, в большей степени влияет на их здоровье.     
Субъектами формирования здорового образа жизни являются не только семья, образовательные учреждения, но средства массовой информации, интернет-порталы, искусство и литература. Информации о правильном, рациональном питании, занятиях физической культурой и спортом, соблюдении режима труда и отдыха и проч., различных советов в этой области имеется в достаточном объеме в различных средствах массовых коммуникаций, но подается данная информация, чаще всего, не учитывая специфики восприятия ученической  среды. Именно перед воспитателями Санкт-Петербургского суворовского военного училища и стоит вопрос выбора адекватных форм подачи этой полезной информации своим воспитанникам.
Осознанное изменение себя, приобретение одних привычек и избавление от других, повышенная потребность в самореализации являются характеристиками подросткового возраста. Именно в этот период наиболее целесообразно проводить целенаправленную и систематическую работу по формированию культуры здоровья, используя самые различные воспитательные мероприятия; очень важно, чтобы данная работа носила системный характер. Приведем наиболее востребованные в Санкт-Петербургском суворовском военном училище учебно-воспитательные мероприятия [2], направленные на формирование культуры здорового образа жизни у его воспитанников.
Презентации. Используя средства массовой информации училища (журнал «Алые погоны», газета «Суворовские вести»), учащимся демонстрируются эффективные модели формирования культуры здорового образа жизни их ровесниками, однокурсниками и одногруппниками из числа суворовцев-отличников.
Внеклассная работа. Здесь можно использовать такие формы работы по пропаганде здорового образа жизни в учебной группе суворовцев как проведение тематических вечеров, бесед, поездок, прогулок, обеспечение участия группы в делах училища и т д.
 Научно-практические конференции. Обсуждение, казалось бы, личных вопросов здоровья в формате научно-практической конференции позволяет продемонстрировать воспитанникам значимость культуры здоровья как составной части общей культуры для максимальной самореализации в учебной, научной, досуговой, спортивной и других деятельностях.
Лектории. Организация и проведение встреч учебной группы суворовцев со специалистами (врачами, психологами, социологами и т.п.), в рамках которых ребят знакомят с различными аспектами здоровья и его сбережения, негативными последствиями пренебрежения правилами здорового образа жизни и т.п.
Конкурсы и состязания. Организация и проведения спортивных, развлекательно-оздоровительных мероприятий в масштабах всего училища, подразумевающих групповые соревнования на физическую выносливость, спортивную подготовку каждого суворовца.
В настоящее время специалистами отмечается тревожная тенденция – население Российской Федерации сокращается примерно на 750 тыс. человек в год [4]. Согласно демографическим прогнозам, численность населения России к середине XXI века может сократиться примерно на треть и составит около 100 миллионов человек против нынешних 146 миллионов. Главным фактором сокращения численности населения России является, конечно же, сокращение рождаемости. Но демографический кризис сводится не только к сокращению численности населения, но и имеет много других не менее важных аспектов – в частности, высокую смертность (коронавирусная пандемия) и плохое состояние здоровья населения, поэтому вопросы, касающиеся здоровья населения в целом, и молодежи в частности, находятся под особым вниманием со стороны государства.
В Санкт-Петербургском суворовском военном училище придается большое значение физическому воспитанию, воспитанию культуры здорового образа жизни его воспитанников. Именно его выпускники станут главной опорой в защите государства, в обеспечении национальных интересов Российской Федерации в самом недалеком будущем. От решения проблемы несформированности культуры здоровья учащейся молодежи зависят качество подготовки будущих офицеров российских Вооруженных сил, использование их личностного потенциала на благо Родины.
 
Литература
  1. Госдума приняла в I чтении проект о школьной медицине. URL: https://ria.ru/20210406/meditsina-1727041307.html
  2. Воспитательная работа в Санкт-Петербургском суворовском военном училище.  URL: https://spbsvu.mil.ru/Obrazovanie/Vosp
  3. Казин Э.М. и др. Физиологические и социально-педагогические проблемы адаптации и здоровья // Вестник КемГУ. 2013. №3 (55).
  4. Соколов А. Смертность в России за последний год стала рекордной со времен войны. URL: https://www.vedomosti.ru/society/articles/2021/11/29/898151-umershih-antirekord
  5. Усманов И.М. Здоровье молодежи как общественная ценность в современном российском обществе : социально-философский анализ : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Усманов Ирек Марсович; [Место защиты: Башкир. гос. ун-т]. - Уфа, 2008. - 155 с. РГБ ОД, 61:08-9/167
  6. Шиняева О,В., Фадеева Т.В. Здоровье как ресурс адаптационного поведения студенческой молодежи // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. 2014. №2 (30).

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»