Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Эдоровьесберегающие технологии
в учебно-воспитательном процессе

Пахомова Ольга Николаевна
Создание оптимальных условий взросления здорового подрастающего поколения – задача любого общества, думающего о своём будущем. От того, как эта задача будет решена сегодня, зависит то, каким наше общество будет завтра.
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования.
Среди факторов, формирующих здоровье, ведущее место занимает образ жизни (50%). Следовательно, основные усилия по сохранению и укреплению здоровья должны быть направлены на формирование здорового образа жизни (ЗОЖ)
Образ жизни – сложная категория, включающая уровень и качество жизни (социально-экономические категории), стиль жизни (стереотипы поведения), уклад жизни (порядок жизни: городской, сельский, кочевой). В большинстве случаев, употребляя термин «образ жизни» мы имеем в виду «стиль жизни»
Сейчас, практически, не встретишь абсолютно здорового ребенка. Интенсивность учебного труда учащихся   очень высокая, что является существенным фактором ослабления здоровья и роста числа различных отклонений в состоянии организма. Причинами этих отклонений являются малоподвижный образ жизни (гиподинамия), накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, вследствие чего происходят психоэмоциональные изменения: замкнутость, неуравновешенность, чрезмерная возбудимость. Тревога за результат и его ожидание приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, школьным стрессам и отбивают желание быть активным.
Все вышеперечисленные причины приводят к тому, что ребенок не только имеет проблемы со здоровьем, но у него появляются еще и проблемы личностного плана. Отсутствие стойких интересов и увлечений, связанных с расширением своего кругозора, апатия, закрытость – это те немногие симптомы, которые связаны с малоподвижным образом жизни.
Поэтому перед каждым учителем возникают вопросы: как организовать деятельность школьников на уроке, чтобы дать каждому ученику оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, с учетом его способностей?
Снятию эмоционального напряжения способствуют: использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных творческих заданий, введение исторических экскурсов. Одним из методов снятия нервно-психического напряжения является метод отвлечения, состоящий в произвольном переключении внимания с одного объекта на другой.
Использование интеграции различных видов искусства на занятиях помогает восприятию и осмыслению материала, положительно влияет на эмоциональное состояние учащихся.
  • Литература и живопись (Лермонтов был прекрасным художником, при знакомстве с его литературным творчеством говорим и о его картинах; обсуждаем иллюстрации к произведениям)
  • Литература и музыка (1. А.И.Куприн «Гранатовый браслет» (11-й класс). В произведении упоминается Соната № 2 Л.В.Бетховена. Музыка гармонирует с переживаниями героини; 2. При знакомстве с творчеством Грибоедова упоминаем о том, что он был прекрасным музыкантом и слушаем вальс).
  • Литература и биология (изучение пейзажной лирики, пейзажные зарисовки в прозаических произведениях).
Программа по литературе предусматривает естественную внутреннюю интеграцию историко-литературных связей. При изучении некоторых произведений дается историческая справка о герое, эпохе (н-р, исторические предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком», Н.Гоголь «Тарас Бульба», Л.Толстой «Война и мир» и т.д.).
Интегрирование предметов позволяет решить одновременно несколько различных задач:
- обеспечить психологическую разгрузку учащихся,
-дать им сведения развивающего и воспитательного плана,
- показать практическую значимость изучаемой темы,
-побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т.п.
Использование игровых технологий создаёт на уроке атмосферу жизнерадостности, соревновательности, эмоциональной раскрепощённости, доброжелательности, свободы, атмосферу, которая способствует максимальному самопроявлению учеников, мобилизации их потенциала, помогает развить внимание, реакцию, коммуникативные навыки, включить творческие способности. К тому же игра способствует психологической разгрузке учеников, помогает снять напряжение, избавиться от страха и зажимов.
  • Ролевые игры при изучении басен Крылова;
  • Игры на уроках русского языка (Н-р, «Цепочка»: дети по цепочке называют несклоняемые существительные, качественные прилагательные, глаголы совершенного вида и т.д; игра «Составь слово»: от слова ЗАГОВОРИЛ взять приставку, от слова БЕЖАТЬ – корень, От слова ИГРАЛА – суффиксы)
 
Использование физминуток дает учащимся возможность «выпустить» пар, разрядиться, снять с себя негативные эмоции, переключиться, а за тем с новыми силами взяться за дело. Физминутки способствуют повышению умственной работоспособности детей, предупреждению преждевременного наступления утомления и снятию у них мышечного статического напряжения.
Деепричастие":
По швам руки ОПУСКАЯ,                                              Отдых наш - физкультминутка
Плечи вверх ПРИПОДНИМАЯ,                                     занимай свои места:
Корпус влево НАКЛОНЯЯ,                                            раз – присели, два – привстали.
Затем вправо ПРОГИБАЯ,                                              Руки кверху все подняли.
Головою ПОМОТАВ,                                                       Сели, встали, сели, встали,                 ПОКИВАВ и ПОВЗДЫХАВ...                                        Ванькой-встанькой словно стали.
ОТДОХНУВ немного дружно,
Скажем: "Поработать нужно!"
Физкультминутки также могут способствовать развитию орфографической зоркости.
Н-р, я буду читать однокоренные слова к словам ЛЕС И САД. Если прозвучит слово с корнем ЛЕС, вы садитесь, если слово с корнем САД, встаете.
САД, ЛЕС, ЛЕСНОЙ, САДОВЫЙ, САДОВНИК, ЛЕСНИК, ЛЕСОЧЕК, САДИК, ЗАЛЕСЬЕ, САДОЧЕК, ПОСАДКА, ЛЕСОВИК, ПЕРЕЛЕСОК.
Прекрасным средством для физминуток, когда дети могут выполнять определённые движения, запоминая одновременно ту или иную орфограмму, являетсяпроговаривание рифмовок. Н-р,
ПРИСТАВКИ НА –З-
Не забудьте, что приставки:
-раз, из, воз, низ, через, -без-
Пред согласными глухими
Быстро сменят З на С.
Обрати внимание На
«здесь», «здоровье», «здание».
З нельзя в них отделить,
Чтобы смысл не повредить:
…десь, …доровье, …дание –
Нет в них содержания!
Здоровьесберегающие технологии на основе личностно-ориентированного подхода, предполагают: активное участие ребенка в формировании опыта здоровьесбережения, ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.
Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения Снятие эмоционального напряжения Использование игровых технологий, оригинальных заданий и задач, введение в мероприятие исторических экскурсов и отступлений. Задачи: обеспечить психологическую разгрузку, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности.
Создание благоприятного психологического климата на мероприятии. Решается задача предупреждения утомления ребенка, а также появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей.
Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в коллективах. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а, следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью. Учителям, освоившим эту технологию, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»