Воспитание здорового образа жизни
в рамках группы продлённого дня
Прищепа Светлана Анатольевна,
воспитатель группы продлённого дня
ГБОУ прогимназия № 130
Выборгского района Санкт-Петербурга
Проблема здорового образа жизни крайне актуальна в современном обществе. Это связано, прежде всего, с увеличением количества смертей среди молодого поколения, уменьшением продолжительности жизни, а так же с появляющимися опасными болезнями.воспитатель группы продлённого дня
ГБОУ прогимназия № 130
Выборгского района Санкт-Петербурга
Правительство в свою очередь, для решения данной проблемы создает все необходимые условия для укрепления здоровья подрастающего поколения, а именно: проводит профилактические осмотры, консультации; осуществляет проведение лекций, семинаров, посвященных здоровому образу жизни, устраивает спортивные праздники. Но, не смотря на все это, продолжается активная реклама алкоголя, табака и т.д. Именно в этом раскрывается противоречие в действиях государства.
Здоровье человека в понимании ВОЗ - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Наше здоровье раскладывается на ряд составляющих:
Физическое здоровье подразумевает под собой состояние и функционирование организма.
Душевное здоровье подразумевает под собой преодоление человеком ежедневных функций.
Социальное здоровье определяется тем, насколько человек умеет контактировать с другими людьми.
Проблема здоровья, поддержания здорового образа жизни подрастающего поколения приобретает большое значение. С каждым годом здоровье детей становится слабее и хуже. Дети часто болеют, получают всевозможные травмы и т.д. На ухудшение здоровья влияют многие факторы: питание, плохая экология, наследственность, образ жизни, попустительское отношение родителей к здоровью ребёнка, плохая освещённость в СМИ, интернет-источниках тем о здоровом образе жизни детей.
Поэтому, образовательные организации берут на себя функции просветительства родителей и детей в области здорового образа жизни.
В семь лет жизнь ребёнка претерпевает кардинальные изменения. Из дошкольника ребёнок превращается в школьника. Меняется его режим дня, привычки, увлечения и т.д. Все мы с вами знаем, что большую часть времени ребёнок-школьник проводит в стенах образовательной организации, проводя свой день не в играх, как это было в детском саду, а сидя за партой. Многие ребята остаются после уроков в группе продлённого дня. Чаще всего, группа продлённого дня представляет собой присмотр за детьми. Всё это подвергает здоровье ребёнка опасности. Для его поддержания необходимо соблюдать ряд правил:
1. Проводить зарядку утром перед уроком. В течение 5 минут ученики могут выполнять простые упражнения, которые позволят им проснуться, поднять настроение. Эти упражнения может показывать воспитатель, могут проводить некоторые ученики. А также можно использовать информационно-коммуникативные технологии.
2. Во время учебного дня не стоит забывать о подвижных играх, физ.минутках на уроках.
3. Во время проведения группы продлённого дня я со своими учениками провожу большую часть времени на свежем воздухе. Проводя дыхательную гимнастику, подвижные игры, эстафеты. Прогулка с детьми важна в любую погоду. Именно тогда формируется иммунитет у подрастающего поколения.
4. После уроков мы с учениками работаем с лэпбуками по здоровому образу жизни. Чаще всего лэпбуки мы создаём совместными усилиями, от чего в дальнейшем работа с ними становится увлекательнее и интереснее.
5. В классе нашими совместными усилиями создан уголок здоровья, в котором расположены такие рубрики как: "Зарядка". "Закаляйся", "Правильное питание", "Уход за собой".
6. В классе мы проводим сюжетно-ролевые игры, нацеленные на здоровый образ жизни ("В спорт.зале", "Салон красоты", "На приёме у врача" и т.д.).
7. Мы с ребятами ведём дневник наблюдений, в который записываем частоты выполнения зарядок, свой рацион питания, вносим свой режим дня.
8. Для ребят специально создан мотивационный листок, на котором записаны цитаты людей о силе здоровья, духа человека.
9. Во время группы продлённого дня можно организовать встречи с доктором, известными спортсменами и т.д.
10. Проведение практических занятий очень важно. Детей необходимо научить правильно чистить зубы, расчёсываться, объяснить алгоритм умывания.
Конечно, все виды работ воспитатель должен проделывать совместно с детьми, т.к. только на собственном примере можно показать важность здорового образа жизни.
Список литературы.
1. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: Физкультура и спорт, 2007
2. Лях В.И. Силовые способности школьников / Физическая культура в школе. -2005.-№ 1.-С. 6.
3. Методика физического воспитания школьников/ под ред. Г.Б.Мейксона, Л.Е.Любомирского.- М.: Просвещение, 2007
4. Ю.Соловьёв Г.М. Основы здорового образа жизни и методика оздоровительной физической культуры: Учебное пособие. Ч. 1 и 2. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2007