Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Азбука здоровья. Внеурочные занятия в школе

Финашина Анна Константиновна


1.Пояснительная записка

1.1 Вступление

Необходимость реализации образовательного курса «Азбука здоровья» продиктована многими причинами. Прежде всего – это ухудшение физического и психического здоровья нации. В настоящее время растет число соматических заболеваний. Нервные нагрузки приводят к обострению психических болезней.

Анализ демографической структуры населения России показывает, что дети до 18 лет составляют почти треть населения. 70% учащихся общеобразовательных школ большую часть дня проводят в школе. Именно это время совпадает с чрезвычайно напряженным периодом физиологического роста и развития, морфофункциональных перестроек, когда организм наиболее чувствителен к воздействию как благоприятных, так и неблагоприятных факторов окружающей среды. За последние 10 лет здоровье детей значительно ухудшилось: среди детей младших классов суммарная распространенность функциональных отклонений и хронических заболеваний увеличилась на 92%, а распространенность функциональных отклонений в сочетании с хроническими заболеваниями увеличилась на 76%. Дети последних лет имеют ниже интегральный показатель умственной работоспособности, а число детей, имеющих недостаточный уровень развития школьнообусловленных функций, при поступлении в школу, выросло в 2 раза.

Задачей современной школы является создание активной образовательной среды, в которой будет организована подготовка ученика к самостоятельной жизни, формирование у него культуры здоровья, воспитание потребности вести здоровый образ жизни, обеспечение необходимыми знаниями и формирование соответствующих навыков.

Данная программа предусматривает получение учениками знаний и навыков, необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей, формирование потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний, ухода за больными, рационального питания и других способов самосовершенствования.

Программа направлена на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные нагрузки и трудности в усвоении школьной программы, интенсификация учебного процесса. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.

1.2 Цели и задачи программы

Цели курса: формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.

Цели конкретизированы следующими задачами:

Формирование

{C}·        представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;

{C}·        навыков конструктивного общения;

{C}·        потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;

Обучение:

{C}·        осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;

{C}·        правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;

{C}·        элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

{C}·        упражнениям сохранения зрения.

В соответствии с ФГОС решаются следующие задачи:

{C}·        становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

{C}·        формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку в соответствии с правилами здорового образа жизни, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

{C}·        духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

{C}·        укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

Соответствие целей и задач программы по формированию здорового образа жизни учащихся целям и задачам основной образовательной программы учреждения будет способствовать осуществлению пролонгированного эффекта от ее реализации в педагогической практике.

Для успешного управления деятельностью учащихся используются следующие принципы организации данного процесса:

{C}·        доступности;

{C}·        естественности;

{C}·        наглядности, или экспериментальности;

{C}·        осмысленности;

{C}·        культуросообразности;

{C}·        самодеятельности.

1.3 Общая характеристика программы

 

 

Нормативно-правовое обеспечение

1.Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации» (часть 5 статья12),

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373, зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г, регистрационный номер 15785) с изменениями (утвержден приказом Минобрнауки России от 26.10.2010 г. № 1241, зарегистрирован Минюстом России 04 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707),

3.СанПиН 2.4.2.2821-10 (постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189, зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г., регистрационный номер19993);

СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требованя к условиям и организации обучения и воспитания в организациях , осуществляющих образовательную деятельность по адаптироанным основным общеобразовательным программам для  обучающихся с ОВЗ (постановление главного государственного санитарного врача РФ от 10.072015, №26);

4. Инстуктивно-методическое письмо КО №03-20-2057/15-08 от 25 мая 2015г. Об уровневой системе оценивания воспитательных результатов

5. Основная образовательная программа НОО и основная образовательная программа ООО ГБОУ школы №595, составленные в соответствии с Примерными образовательными программами НОО и ООО

6. Устав ГБОУ школы №595 Приморского района Санкт-Петербурга, утвержден распоряжением КО № 2315-р от 26 мая2014г

7. Положение о внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС в ГБОУ школе № 595 от 31.08.2016 приказ№45/2.

8. Положение о проектной деятельности

1.4 Курс изучения программы

Курс изучения программы рассчитан на 1 год. Количество часов, отведенное на реализацию программы 34 часа в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

        В соответствии с графиком работы ГБОУ школы №595, расписанием учебных занятий на 2019-2020 учебный год, производственным календарем на 2019-2020 год для учащихся количество часов, отведенных на изучение курса «Проектная (исследовательская) деятельность», может измениться, так как из расписания выпадают следующие праздничные дни: 4 ноября 2019, 24 февраля 2020, 9 марта 2020, 1,4,5 и 11 мая 2020.

1.5 Реализация программы

     Содержательные элементы реализации внеурочной деятельности:

Предметно-тематические:

- расширение предметного содержания согласно выбранным направлениям;

- метапредметное содержание;

- новое содержание согласно выбранным направлениям;

- дополняющее учебную программу.

Воспитательные:

- поддержка направлений развития личности;

- событийные мероприятия;

- духовно-нравственное воспитание.

1.6 Адресат программы

       Данная программа предназначена для учащихся 8 классов (возраст 14-15 лет).

1.7 Специфика программы

       Специфика программы внеурочной деятельности:

- междисциплинарность;

-  метапредметность;

- интегративность форм проведения занятий;

- многоуровневый подход при изучении.

1.8 Организация процесса обучения

Программа по формированию здорового образа жизни учащихся может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.

Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья школьников, в основу, которой положены культурологический и личностноориентированный подходы. Содержание программы раскрывает механизмы формирования у обучающихся ценности здоровья и спроектирована с учётом нивелирования вышеперечисленных школьных факторов риска, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья школьников.

Программа предполагает использование различных видов деятельности:

- проекты;

- презентации;

- практические занятия;

- лекции, беседы.

{C}1.9{C} Прогнозируемые результаты программы

      Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Азбука здоровья»

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Личностными результатами программы по формированию здорового образа жизни учащихся является формирование следующих умений:

{C}·        Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

{C}·        В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы по формированию здорового образа жизни учащихся - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

  1. Регулятивные УУД:
  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2. Познавательные УУД:

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в дополнительной литературе (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя средства ИКТ, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях по основам здорового образа жизни.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
  • Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания по основам здорового образа жизни, ориентированные на линии развития средствами предмета.

3. Коммуникативные УУД:

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
  • Слушать и понимать речь других.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.

Оздоровительные результаты программы:

  • Осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
  • Социальная адаптация обучающихся, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации программы будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.

 

{C}1.     Содержание программы

1 занятие Введение. Презентация о здоровье. Планирование работы на год. Требования к проекту. Оформление тетради. 

2 занятие Раскрытие понятия «ЗОЖ». Проведение викторины по теме.

3 занятие Раскрытие понятия «правильное питание», необходимые продукты в ежедневном рационе подростка. Решение кейсовых задач. Составление ежедневного меню.

4 занятие Работа с текстом. Подготовка презентаций и сообщений. Проведение викторины по теме. Профессия – диетолог.

5 занятие Подготовка индивидуальных сообщений и их представление.

6 занятие Изучение особенностей питания в разных странах. Подготовка индивидуальных сообщений и их представление.

7 занятие Проведение викторины по теме.

8 занятие Раскрытие понятия «биодобавки». Зачем и для чего нужны пищевые добавки. Викторина по теме.

9 занятие Как защитить себя от болезней ЖКТ. Гастроэнтеролог – кто он?. Подготовка презентаций и сообщений

10 занятие Виды кишечных заболеваний, симптомы, способы лечения. Профессия врач. Оформление плакатов на тему здорового питания.

11 занятие Оформление памяток первой помощи при отравлениях. Профессия врач. Текущая работа над проектом.

12 занятие Что такое «кариес»? Причины образования, способы лечения, профилактика. Вик

13 занятие Составление памятки по уходу за зубами. Профессия – врач-стоматолог. Презентация сообщений.

14 занятие Изучение органов дыхания. Кто такой пульмонолог и чем он занимается?  Работа с текстом. Викторина по теме.

15 занятие Подготовка индивидуальных сообщений и их представление. Составление памятки по профилактики заболеваний органов дыхания.

16 занятие Проведение дыхательной гимнастики. Составление памятки.

17 занятие Как сохранить свое здоровье, что для этого необходимо делать? Работа с текстом. Составление общей памятки по укреплению здоровья. Профессия- врач.

18 занятие Строение зрительного анализатора. Что такое зрительная память и как ее развивать? Заболевания, связанные с нарушением зрения. Профессия – врач-окулист. Викторина по теме.

19 занятие Ортопедия – что изучает? Работа с текстом. Составление и решение кроссворда по теме..

20 занятие Как сохранить свою осанку? Профессия – врач- ортопед. Составление памятки.

21 занятие Эмоции – что это и как они могут повлиять на здоровье человека. Определение эмоций человека по фото. Викторина по теме.

22 занятие Выявление типа темперамента. Тестирование. Профессия – психолог. Текущая работа над проектом.

23 занятие Какие привычки являются полезными, а какие вредными, почему? Решение кейсовых задач.

24 занятие  Создание плакатов по теме «Скажи вредным привычкам «НЕТ»»

25 занятие Иммунология – что это? Как поддерживать свой иммунитет? Профессия- микробиолог. Составление и решение кроссворда по теме.

26 занятие Зачем человеку нужно закаляться? Составление памяток. Работа с текстом.

27 занятие Первая помощь перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении и травмах. Виды ожогов. Подготовка сообщений, защита сообщение, оформление памяток и составление кроссворда.

28 занятие Как уберечься от порезов, ушибов, переломов. Виды переломов. Профессия – врач – травматолог. Защита сообщений. Викторина по теме.

29 занятие Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом. Работа с текстом. Защита сообщений. Викторина по теме.

30 занятие Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек. Какие болезни могут передаться нам от животных? Как определить ядовитое животное? Составление и решение кроссворда.

31 занятие Новые веяния в медицине. Направления и области в медицине. Подготовка сообщений и их защита.

32 занятие Обобщающая интеллектуальная игра «Своя игра» по теме «Мое здоровье – в моих руках.» Текущая работа над проектом.

33 занятие Оформление стенда по итогам занятий. Подготовка к защите проекта.

34 занятие Подведение итогов. Защита проектов.


4. Методическое  и информационное обеспечение

  1. Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы: Мониторинг эффективности. /М.: Планета, 2011/
  2. Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: экспресс-контроль в школе и дома. / М.: АРКТИ, 2005/
  3. Синягина Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: Психологические установки и упражнения./ М.: Владос, 2004/
  4. Как сохранить здоровье школьников. Игры, классные часы, родительские собрания. /авт.-сост. О.Н. Рудякова.- Волгоград: Учитель, 2008/
  5. Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н.Н. Шапцева.-Волгоград: Учитель, 2009/
  6. Захаревич Н. Б., Калинина Т. О. «Валеология - основы безопасности жизни ребенка». /Спб:1995/.
  7. Проблемные классные часы. /авт-сост. Н.И. Билык. – Волгоград: Учитель, 2008/
  8. Кулинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей: 5-7 классы. /М.:ВАКО,2008/
  9. Симкина П.Л., Титаровский Л.В. Азбука здоровья в условиях Крайнего Севера./Курск, 2005/
  10. Филиппова Г.Г. Проблемно-ценностное общение. –Программа, планирование. Конспекты занятий./ Волгоград: Учитель, 2015.
  11. Классные часы на темы этикета.5-11 классы./ метод. пособие.-авт-сост. Ю.А. Матюхина.- М. Планета, 2011.
  12. Кулинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей.5-7 классы.-М. ВАКО, 2008.
  13. Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации./Авт.-сосот. Н.Н. шапцева. –Волгоград, Учитель. – 2009 .Как сохранить здоровье школьников. Игры, классные часы, родительские собрания. 5-9 классы./ авт.-сост. О.Н. Рудякова.-Волгоград. Учитель, 2008.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»