Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Мельникова Алла Олеговна
учитель физкультуры 
ГБОУ гимназии №66 Приморского района С-Пб.

 

На протяжении веков представление людей о том, что значит быть здоровым, почти не изменилось. Люди считали, что человек является неотделимой частью окружающего мира, и сам он должен постоянно находиться в неразрывной связи и гармонии с ним. В «Толковом словаре живого великорусского языка»  В. И. Даля (1863-1866 г .г.) говорится: « Здоровье или здравие- состоянье животного тела…, когда все жизненные отправления идут в полном порядке, отсутствие недуга, болезни». Более  100 лет назад  в уставе Всемирной организации здравоохранения было записано следующее: «Здоровье – это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов».                    Дыхание – это  часть физического здоровья человека. А правильное дыхание  -  основа нормальной работы всех систем органов. 

 

Каждый день мы совершаем тысячи вдохов и выдохов и не замечаем этого. Дыхание – рефлекс, сопровождающий живое существо от рождения до смерти. Если речь идет о нарушениях дыхания – значит, жизни угрожает опасность. Затрудненное и измененное дыхание – один из симптомов множества болезней. Дыхание – достаточно достоверный барометр состояния организма человека.

Органы дыхания:  Носовая полость ( в ней воздух очищается , согревается или охлаждается по необходимости), увлажняется, разрушается много болезнетворных бактерий.

                                     Носоглотка

                                     Рот

                                     Гортанная часть глотки

                                     Трахея

                                     Бронхи

                                     Легкие

Вдох и выдох регулируются особым отделом продолговатого мозга - дыхательным центром. В акте вдоха и выдоха участвуют легкие, грудная клетка, мышцы груди и диафрагма. Именно диафрагма поднимает и раздвигает ребра , ( что обеспечивает вдох), опускает и сужает ребра ( что обеспечивает выдох).

Каждый урок физической культуры должен давать ученикам  здоровье, поэтому мы предлагаем использовать дыхательные упражнения в качестве здоровьесберегающих  технологий. В данной статье мы предлагаем использовать различные практики дыхательных упражнений.


 

Дыхание по Сметанкину.

В основе биологической обратной связи (БОС) лежит методика диафрагмально-релаксационного типа дыхания (ДРД) – дыхания по Сметанкину, которое помогает научить ребенка сохранять и укреплять свое здоровье

Инструкция по проведению дыхательной гимнастики следующая:
на легком вдохе через нос ребенок надувает живот как шарик
с последующим плавным переходом на равномерный и продолжительный выдох;
на выдохе ребенок возвращает живот в исходное положение как будто «сдувает» его как шарик.
Вдох ученик делает через нос, коротким и «вкусным», как будто он вдыхает аромат цветов,
а длительный выдох делает спокойным через слегка приоткрытый рот.

Дыхание по Бутейко

По концепции доктора Бутейко такой причиной является дефицит углекислого газа (СО2) в легочных альвеолах, вызываемый хронической гипервентиляцией или глубоким дыханием. Он предложил экономичный метод регуляции дыхания, который называется: Волевая Ликвидация Глубокого Дыхания (ВЛГД), или Волевая Нормализация Дыхания. 

Правильное дыхание по Бутейко не видно и не слышно, только через нос. Вдох такой маленький, что ни грудь, ни живот не колышутся. Дыхание очень поверхностное, воздух опускается примерно до ключиц, а ниже «стоит» углекислота. При этом вдох длится 2-3 секунды, выдох 3-4 секунды, а затем пауза 3-4 секунды, объем вдыхаемого воздуха, чем меньше, тем лучше.

Дыхание по Стрельниковой

Первооснову дыхательной гимнастики Стрельниковой, как известно, составляет вдох. Именно данный элемент следует тренировать в первую очередь. При выполнении упражнений рекомендуется резко и энергично вдыхать. При этом вдох должен быть коротким, но достаточно сильным. Вдыхать следует, втягивая воздух через нос шумно и активно.

Дыхательная методика  Стрельниковой- "респираторная гимнастика"
Разработана с целью реабилитации после заболеваний органов дыхания. В основу методики Стрельниковой положено формирование навыков полного дыхания (элементы пранаямы - дыхательного комплекса хатха-йоги), тренирующих мышцы, прямо или косвенно участвующие в акте дыхания, в сочетании с гимнастическими упражнениями общеукрепляющего характер

Первооснову дыхательной гимнастики Стрельниковой, как известно, составляет вдох. Именно данный элемент следует тренировать в первую очередь. При выполнении упражнений рекомендуется резко и энергично вдыхать. При этом вдох должен быть коротким, но достаточно сильным. Вдыхать следует, втягивая воздух через нос шумно и активно.

Дыхание по Литвинову

Упражнения для дыхания в бирманской школе ШАНГИ возникли в глубокой древности. В сочетании с движениями, плавные и силовые дыхательные комплексы позволят занимающемуся чувствовать себя бодро в течение дня.

Йоговское дыхание

Очищающее дыхание

Это упражнение помимо очищения органов дыхания, снимает нервное напряжение, усталость, ощущение тяжести на душе.
Встаньте прямо, ноги на ширине плеч, ступни параллельны. Делая медленный вдох, поднимите расслабленные руки над головой. Задержите дыхание на несколько секунд и представьте, что вы стоите на краю обрыва и держите в руках мешок со своими недугами, от которых хотите освободиться. Сделайте резкий выдох со звуком "ха" и бросьте мешок вниз.

Капалабхати пранаяма

В ряде источников капалабхати пранаяма встречается под названием капалабхати крийя. Переводится это как «очищение черепа», что скорее всего означает очищение сознания или очищение крови, поступающей в головной мозг. Данная пранаяма оказывает общеукрепляющее действие на организм, xopoшo очищает кровь и ткани, укрепляет легкие и значительно облегчает состояние при бронхиальной астме.

Очистительное дыхание

Эта пранаяма быстро снимает усталость, очищает кровь и изгоняет застоявшийся воздух из легких.
Сделайте полный йоговский вдох, а затем сразу выдох, выпуская толчкообразными движениями небольшие порции воздуха. Выдыхать нужно через рот, сложив губы в виде буквы "о".

Полное и совершенное дыхание соединяет преимущества всех трех типов дыхания, включая их последовательно одно за другим и соединяя в одном волнообразном движении. Оно приводит в действие всю дыхательную систему, каждую мышцу и каждую клетку и расширяет грудную клетку до ее анатомического объема, причем жизненная емкость легких может даже увеличиться благодаря мощной работе дыхательных мышц йогов.

Полное трехтактовое дыхание

На вдохе

1. Опуская диафрагму, мы медленно выпячиваем живот, не делая специального вдоха, а давая воздуху возможность самостоятельно попасть в легкие.

2. Мы расширяем нижние ребра и средняя часть легких наполняется воздухом за счет расширения грудной клетки в стороны в межреберном отделе. Эта фаза соответствует среднему дыханию.

3.            Третьей фазой вдоха является полное расширение и выпячивание грудной клетки и одним движением мы втягиваем столько воздуха, сколько может вместиться в наших раздутых расширением легких.

Выдыхаем воздух медленно, через нос в порядке вдоха. Вначале выдыхаем за счет втягивания живота и сжимания нижних ребер, а потом опускаем плечи и ключицы. При выдохе мы сжимаем мышцы живота и ребер .

Исследователи из Израильского технологического института (Техниона), разрабатывающие метод диагностики рака по анализу выдыхаемого человеком воздуха, добились первых успехов: они научились идентифицировать по дыханию пациента разные типы онконедуга — рак лёгких, груди, кишечника или простаты.

Уметь управлять своим дыханием-это легкий путь владеть собой.

В заключении хотелось бы отметить , что  используя данные типы дыхания на уроках физкультуры в школе можно сохранить и укрепить здоровье детей.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»