Вперёд, «Регата Успеха»!
Прищепёнок Наталья Сергеевна, Чикишева Тамара Григорьевна
Методисты МОАУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества» города Кирова
Летом должно быть всем хорошо!
Солнце, каникулы, что же ещё?
Но, к сожалению, море проблем
Нас окружают, известные всем!
Семья и государство хотят иметь здоровое, сильное подрастающее поколение, но:
у современных детей неудовлетворительное состояние здоровья; детям необходима свободу для саморазвития, самостоятельного творчества, а они, наоборот, окружены в школах неусыпной педагогической заботой и постоянным контролем! Эти противоречия может разрешить летний лагерь! Уже шесть лет на базе муниципального образовательного автономного учреждения дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества» города Кирова организуется летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей «Регата Успеха».
Лагерь «Регата Успеха» - это
-
Сфера активного отдыха, интенсивность освоения детьми различных видов разнообразной общественно значимой деятельности.
-
Пространство для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества детей.
-
Часть социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации.
-
Рациональная организация всей жизнедеятельности детей.
-
Изменение позиции ребёнка – своеобразное разрушение прежнего, подчас негативного, стереотипа поведения.
Центром воспитательной работы лагеря является ребёнок и его стремление к самореализации. Пребывание здесь для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков жизненного опыта. Все это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены.
Цель лагеря: поддержка и развитие инициативы и творчества детей, содействие психосоциальной самореализации и формированию навыков общения и толерантности каждой личности.
Программа лагеря «Регата Успеха» основана на идеях
-
Первичности личности по отношению к обществу (А.Маслоу, Д. Грин, К. Роджерс, Б.Ананьев).
-
Опоры на базовые потребности ребенка (В.Сухомлинский, Ш. Амонашвили).
-
Развития личности в процессе воспитания (В. Бехтерев, И. Блонский, Л. Выготский).
Совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания (В.Сухомлинский, А.С.Макаренко).
Обязательные условия реализации программы:
Безопасность всех мероприятий.
Учет особенностей каждой личности.
Возможность проявления способностей во всех областях досуговой и творческой деятельности всеми участниками лагеря.
Достаточное количество оборудования и материалов для организации всей деятельности лагеря.
Распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня.
Четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря.
Моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых.
Ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне.
Данная программа по своей направленности является комплексной: включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях детского лагеря. По продолжительности программа является краткосрочной: реализуется в течение трёх лагерных смен. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах.
Правила лагеря «Регата Успеха»
-
Лагерь – наш дом, мы хозяева в нём.
-
Время дорого у нас, берегите каждый час.
-
Каждый в ответе за то, что с ним происходит.
-
Сначала подумай, потом действуй.
В 2012 году в рамках смены летнего лагеря МОАУ ДОД ЦРТДЮ г. Кирова «Регата успеха» была реализована программа «Колесо истории», ориентированная на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка. Эта программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья. Программа «Колесо истории» реализуется в форме комплексной игры. Использование игровых технологий предполагает большую двигательную активность детей, разнообразие предлагаемых в течение смены видов деятельности, признание и позитивную оценку в среде сверстников и взрослых
Основные этапы реализации программы лагеря
1. Организационный этап смены. 2-3 дня:
- проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
- запуск программы «Колесо истории»;
- формирование органов самоуправления,
- знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
2. Основной этап смены:
- реализация основной идеи смены;
- вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел;
- работа творческих мастерских.
Участники путешествуют по Ленте времени, делая остановки в следующие моменты истории: Древняя Греция (Олимпийские игры), Древняя Русь (проводится праздник Троицы), Средние века (Рыцарский турнир), Петровская эпоха (Петровская Ассамблея), 812 год (цикл мероприятий, посвящённых Отечественной войне 1812 года: викторина «Мы помним День Бородина», военизированная игра на местности «Бородинское сражение»), XIX век (Поэтический турнир «Поэты России»), Новейшая история России (Диспут «Колесо истории») и др.
3. Заключительный этап смены.
Основной идеей этого этапа является:подведение итогов смены; выработка перспектив деятельности организации; анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем. Подводятся итоги смены, определяется отряд-лидер.
В процессе смены дети не просто участвуют во всех её мероприятиях. На «Регате Успеха» разработана система стимулирования успешности и личностного роста. Каждый участник регаты может ежедневно получать «Звездочку Успеха» за активное участие в жизни своего отряда и в целом лагеря. Если в отряде набирается 10 «Звездочек Успеха», то их можно обменять на одну большую «Звезду Успеха». В конце лагерной смены подводятся итоги: подсчитывается количество «Звёзд Успеха» в целом. По итогам победители получают призы и награды.
Звезда выдаётся за определённые качества, проявленные в ходе путешествия по Ленте времени. Номинации, по которым оцениваются путешественники и отряды, следующие:
«Творческий поиск и талант»
«Нестандартное решение проблем»
«Дружные и сплочённые отношения в отряде»
«Активная позиция в игре»
«Победа в конкурсе, викторине»
«Ответственные действия и поступки».
Методическое сопровождение реализации программы
Основными методами организации деятельности являются: метод игры; методы театрализации; методы состязательности (распространяется на все сферы творческой деятельности); метод коллективной творческой деятельности (КТД).
Методы диагностики результативности лагерной смены
1. Опрос, интервью, беседа: индивидуальная, групповая, коллективная; Анкетирование: открытое, закрытое, смешанное.
2. Включённое наблюдение – педагог вместе с ребёнком выполняет конкретное дело;
Невключённое наблюдение – наблюдение педагога за действиями детей со стороны.
3. Изучение творческих работ - метод, позволяющий определить искомый результат с помощью аналогии и ассоциации: сочинение, рисунок.
4. Метод обобщения независимых характеристик – обобщение мнений разных людей о человеке и коллективе.
-
Социометрические методы
-
Для мониторинга личностного роста используется рейтинг личностного роста участников смены. Рейтинг личностного роста – это сравнительная оценка различных сторон деятельности личности и её вклада в дела коллектива.
Деятельность в течение лагерной смены под руководством взрослых способствует формированию у детей таких умений, как: лидерские способности, чувство ответственности, коммуникативные умения. Кроме того, происходит формирование адекватной самооценки, ценностных ориентаций, развитие креативности. Как итог - улучшается психологический микроклимат в едином образовательном пространстве Центра, происходит творческий рост педагогического коллектива. Всё это становится возможным благодаря личностно-ориентированному подходу к организации коллективной жизнедеятельности лагеря, признанию личности как социальной ценности; дифференциации интересов детей с учётом уровня их потребностей, добровольности участия детей в предлагаемых видах деятельности;
превращению обобщённого социального опыта в навыки общественно-ценной деятельности.
Рекомендуемая литература
-
Афанасьев С.П. Коморин С.В. - Что делать с детьми в загородном лагере, - М.: 2009 г.
-
В.В. Байбородова, М.И. Рожков «Воспитательная работа в детском загородном лагере». Ярославль. Академия развития, 2003 год.
-
М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г.Макеева «Две недели в лагере здоровья» Пресс, 2003
-
М.А.Бесова « В школе и на отдыхе». Ярославль Академия развития 1998 год.
-
Н.А.Горбунова «Школьный лагерь» Волгоград. Издательство «Учитель –АСТ», 2003 год.
-
Е.И.Гончарова, Е.В.Савченко, О.Е.Жиренко «Школьный летний лагерь». Москва ООО«Вако», 2004 год.
-
Жиренко О. Е. Мир праздников, шоу, викторин, - М.: «5» за знания, 2008 г.
-
Лобачёва С.И., Великородная В.А. Загородный летний лагерь.– М.: ВАКО, 2008 г.
-
Роткина Т. С., Курзова О. А., Нестеренко А. В. Уроки добра и милосердия, - О.: «Детство», 2007 г.
-
Соколова Н. В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря, - О.: «Детство», 2009 г.
-
Титов С.В. Здравствуй, лето! - Волгоград, Учитель, 2007 г.
-
Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 2009 г.