В современных условиях, когда здравоохранение в силу причин экологического характера утрачивает свои позиции в сферах профилактики, роль валеологического образования каждого человека возрастает.
Валеология - наука о здоровье и здоровом образе жизни, направленная на формирование, сохранение и укрепление здоровья. И семья играет главную роль в создании фундамента здоровья своего ребенка.
Дошкольнику необходимо познать особенности своего организма, основы управления здоровьем. Но познать себя самостоятельно, без помощи взрослого для ребенка невозможно, установка на здоровье не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия.
Ознакомление детей с организмом конечно не предпологает изучение курса анатомии и физиологии человека. Одна из главных задач взрослых, окружающих ребенка - поддержать имеющийся интерес к собственному телу, его строению и функционированию, научить помогать себе, бережно относиться к органам чувств, к своему организму в целом.
С раннего возраста мы знакомим ребенка со своим собственным телом с помощью потешек, песенок, частушек, игр - забав. "Ладушки - ладушки", "Сорока - белобока","Водичка - водичка" - это лишь минимальный перечень известных потешек обращенных к детям. Начав осознавать себя, ребенок сравнивает себя с другими и с радостью находит сходство (Где глазки у киски, мишки? Где носик у мамы? И так далее). Вот таким образом, играя с ребенком непринужденно и эмоционально, мы знакомим ребенка со своим телом, организмом. Взрослым необходимо использовать жизненные ситуации(общение со взрослыми) , режимные моменты ( питание, умывание,одевание на прогулку и т.д.), для того чтобы показать ребенку, что умеют делать его руки( брать, кидать, обнимать,держать...), ноги ( топать, плясать, бегать, прыгать..), зачем нужны глаза, уши, язычок, почему нужно тепло одеваться в холодную погоду и т.д. Все эти знания ребенок получает в соответствующей ситуации и поэтому они ему понятны, легко запоминаются. Пока ребенок маленький, необходимо воспитывать привычку к чистоте и аккуратности.
В младшем дошкольном возрасте взрослым необходимо поддерживать интерес у детей к своему собственному организму и создать условия для накопления первичных представлений о себе и отношения к себе. Это наилучшее время для закрепления культурно- гигиенических навыков, понимания их важности и умении их систематически выполнять ,правильно и быстро (например: мыть руки перед едой, после прогулки и т.д.). Ребенок не должен чувствовать, что его чуму-то обучают. Знания должны приходить к ребенку как бы между прочим. Взрослому необходимо стимулировать интерес к дальнейшему познанию. О появлении интереса будут свидетельствовать вопросы детей . И тут родителям нужно стараться на доступном возрасту и уровню развития ребенка отвечать на вопросы. Небезразличное отношение к детским вопросам способствует развитию познавательных интересов.
Игры позволяют сформировать у детей правильное отношение к своему здоровью. Родителям хочу предложить несколько увлекательных и несложных в организации игр для детей 3 - 4х лет:
" Угадай на вкус" - С закрытыми глазами угадать на вкус предложенный кусочек фрукта или овоща. Причем овощи могут быть не только сырыми, но и отварными. А если ребенок будет ведущим, то его радости не будет предела.
"Что за звук?" - угадать на слух звуки : льющейся воды, скомканной бумаги и т. д.
" Угадай на чем играю" - проводится по аналогии.
"Что за овощ?" ("Что за фрукт") - угадать на ощупь.
"Что за запах?"- (апельсин, лимон, и любые продукты с ярко выраженным запахом).
"Петрушкины команды"- выполнять команды ведущего ( попрыгать покружиться, похлопать...). Во время игры ребенок понимает как много он умеет делать.
По мере того, как ребенок становится старше, его познание окружающего приобретает более осознанный характер .Больше и подробнее он хочет узнавать и о себе и о своем организме. В старшем дошкольном возрасте ребенок понимает, как физические упражнения влияют на организм человека, его самочуствие. Понимает как правильно себя вести в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью.
Через элементарные знания об организме человека у детей формируются обобщенные понятия, воспитываются нравственные чувства, гуманное отношение к людям , и особенно к больным людям, а так же к инвалидам.