Наше будущее – мы сами!
Корепина Ольга Валерьевна
К сожалению, не всегда взрослые понимают, что уже с дошкольной скамьи у ребёнка зарождается фундамент осознания себя как человека, личности, формируются привычки. В дошкольном возрасте дети восприимчивы и послушны, поэтому есть уникальная возможность для выработки правильных привычек. Педагоги должны давать не только качественные знания, при этом формировать у них сознательную установку на здоровый образ жизни, научить жить в гармонии с собой и окружающим миром. Педагоги должны идти в одну ногу с родителями, двигаться в одном направлении. Перед ними стоит важная задача – дать ребенку информацию, которая сохранит свою значимость на всю жизнь.Я не просто так взяла эту тему для статьи. В этом году я выпустила одного мальчика, судьба, которого меня крайне беспокоила. Я не говорю, что у него плохие родители, неправильное воспитание. Я просто не разделяла позицию мамы. Ваня очень интересная личность: полный ребёнок, при этом крайне труслив («нападал» из-под тяжка на детей: толкал со спины, кидался чем-либо и тд), часто обманывает (даже по пустякам) и никогда не понимает, что он сделал ни так. Понятно, что для мамы он самый лучший и быть не может, чтобы Ванечка кого-то просто так обидел или просто плохо себя вёл. Но я не про это. Однажды этот милый ребёнок принёс в сад «интересные» предметы. На вечерней прогулке Ванечка стал зазывать мальчишек по одному и что-то им шептать. Как выяснилось, он принёс в сад зажигалку и сигареты и предлагал ребятам покурить за беседкой. Я была в шоке!!! В подробности вдаваться не будем. На беседе мать сообщила, что к ней приходила подруга и пока они сидели на кухне, Ваня украл сигареты, зажигалку и деньги в придачу (их он спрятал под кровать). Ничего страшного не произошло, он уже «таскал» зажигалки, побеседовали. Вопрос. Почему родители так спокойно относятся к проступкам своих детей, позволяют «садится себе на шею», да и, в конце концов, просто забывают о воспитании. Почему родители забывают о том, что они являются примером для подражания во все периоды жизни для их малыша, и от того как поведет себя мама или папа в той или иной ситуации зависит поведение и построение жизненных принципов ребенка. Многие дети не придерживаются режиму дня, поздно ложатся спать. Сидят весь день в планшетах на выходных, питаются в Макдональсах. Во многих семьях детская потребность в движении удовлетворяется не полностью: ведь многие мамы и папы предпочитают активным формам досуга сидение перед телевизором, с книгой или журналом. Почему забывается, что детство – уникальный период жизни человека, в процессе которого формируется здоровье. Все, что приобретено ребенком в детстве, сохраняется на всю жизнь.
Основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности), и умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку). Реализация работы по формированию здорового образа жизни у детей в условиях ДОУ осуществляется через занятия, режим, игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность детей. Особое значение, в работе по формированию ЗОЖ приобретает, организованная работа с родителями, ни одна даже самая лучшая программа и методика не могут гарантировать полноценного результата, если семья не будет соблюдать принципы здорового образа жизни.
Запомните! Привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста, в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.
«То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности, и тем более в зрелом возрасте». В. А. Сухомлинский