Мотивация детей к занятиям физической культурой и спортом
Пушкарев Руслан Анатольевич,
учитель физической культуры ГБОУ школа № 110
Выборгского района Санкт-Петербурга
В современном обществе сегодня особую актуальность приобретают вопросы укрепления физического и духовного здоровья человека, формирования здорового образа жизни. Одним из приоритетных направлений социальной политики Российской Федерации является развитие физической культуры и спорта.учитель физической культуры ГБОУ школа № 110
Выборгского района Санкт-Петербурга
Спорт развивает детей физически, помогает предотвратить развитие многих заболеваний и выпускает ребенка во взрослую жизнь здоровым, крепким человеком.
Занятия спортом закаляют характер, воспитывают такие качества как целеустремленность, психологическая стойкость, стрессоустойчивость, командный дух и воля к победе. А эти качества особенно значимы в современном мире, требующем максимальной концентрации и самоотдачи.
Именно поэтому большое внимание сегодня в образовательных организациях уделяется вопросам формирования культуры здоровья, физическому воспитанию, а также развитию массового школьного спорта.
Под физическим воспитанием понимается «процесс, направленный на воспитание личности, развитие физических возможностей человека, приобретение им умений и знаний в области физической культуры и спорта в целях формирования всесторонне развитого и физически здорового человека с высоким уровнем физической культуры»¹.
Школьный спорт - часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическую подготовку обучающихся в общеобразовательных организациях, их подготовку к участию и участие в физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях, в том числе в официальных физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях².
Физическое воспитание и формирование культуры здоровья включают³:
- формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;
- формирование в детской среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом;
- предоставление обучающимся образовательных организаций, а также детям, занимающимся в иных организациях, условий для физического совершенствования на основе регулярных занятий физкультурой и спортом в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями детей;
- содействие проведению массовых общественно-спортивных мероприятий и привлечение к участию в них детей.
Мотивировать к занятиям физической культурой как можно раньше, еще в начальной школе.
Основным фактором для начала занятия спортом является мотив. Мотив - динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость
Основные мотивы занятия спортом юных спортсменов, на которые следует обратить внимание учителю для более успешного мотивирования:
- получение удовольствия;
- повышение мастерства;
- выполнение того, в чем я силен (сильна);
- желание овладеть новыми умениями и навыками;
- приятное чувство возбуждения, обусловленное соревновательной деятельностью;
- желание выступать на более высоком уровне;
- возможность посоревноваться;
- обретение новых друзей.
Учитель физической культуры должен развивать у учащихся потребность самостоятельно заниматься физической культурой на базе создания у них представления о здоровом образе жизни. Приобретение этих знаний меняет отношение учащихся к физической культуре и спорту, побуждая их стать сильными и хорошо физически развитыми.
Для приобщения ребенка к спорту учитель физической культуры должен провести большую работу:
- сформировать устойчивый интерес к занятиям физической культурой в процессе реализации программы по физической культуре (создание условий для оптимизации эмоционального состояния и двигательной активности учащихся через использование игровых, соревновательных форм работы, например – эстафеты, разучивание подвижных и спортивных игр);
- выработать у учащихся привычку заниматься физической культурой в домашних условиях, которая может быть сформирована в несколько этапов:
- формирование положительного отношения к физической культуре (выработка у учащихся чувства «нужности» физического воспитания, заинтересованности в систематичных занятиях);
- формирование желания самостоятельно заниматься физической культурой (побуждение учащихся заниматься физической культурой регулярно и самостоятельно; например – ежедневно делать зарядку дома);
- формирование намерения самостоятельно заниматься спортом (побуждение учащихся заниматься спортом с целью физического самосовершенствования и хорошего самочувствия; например - выполнять регулярные физические нагрузки через выполнение специально разработанного комплекса упражнений, заниматься плаваньем, лыжами, коньками, роликами и т.д.).
- сформировать осознанное отношение школьника к своему физическому совершенствованию (развитие спортивных способностей, выявленных у учащихся, путем акцентирования их нагрузки в области, в которой выявлен наибольший потенциал; нацеливание на достижение спортивных результатов путем вовлечения учащихся в состязания различных уровней (школьный, районный, городской этапы); проведение работы с учащимися и их родителями, направленной на спортивное самоопределение учащихся). При реализации данной задачи учителю необходимо использовать разные виды мотивации («спортивно-деловую» или «лично-престижную»).
а) развитие здорового спортивного честолюбия;
б) развитие максималистских установок;
в) афиширование успехов в печати (школьная газета, например), по радио;
г) использование различных поощрений (грамоты, значки, призы).
Успешными формами работы с учащимися являются контакты, встречи вне учебных занятий (совместные выезды на просмотр спортивных состязаний), организация совместных спортивных мероприятий, праздников (командные соревнования между учителями физической культуры, педагогами спортивных секций и учениками, спортивные праздники «Мама, папа, спорт и я – неразлучные друзья» и т.д.).
На каждом мотивационном этапе необходимо уделять большое внимание развитию кругозора учащихся, расширению их представлений о многообразии спорта через беседы и привлечение к просмотру спортивных передач, фильмов о спорте и спортсменах, чтению спортивных журналов. Необходимо рассказывать ребятам о пользе спорта, учить на чужих положительных и отрицательных примерах. Учитель физической культуры или тренер спортивной секции могут это делать на собственном примере и на примере своих выдающихся подопеченых.
Отсюда высокие требования предъявляются не только к уровню профессиональной компетентности учителя физической культуры, но и к самой его личности, которая имеет немаловажное значение в мотивации учащихся к занятиям спортом. Поведение учителя физической культуры и вся его деятельность являются важнейшим фактором формирования у ребят устойчивой мотивации к занятиям спортом. Если учитель вызывает глубокое уважение, учащиеся его слушают и слышат, выполняют все его требования, стремятся к подражанию. Учитель отвечает не только за физическую подготовку своих учеников, но и за их нравственное поведение, за их отношение к миру и людям. По этой причине учитель физической культуры должен быть сам носителем культуры здоровья, а потому – вести здоровый образ жизни, заниматься спортом, быть подтянутым, энергичным, позитивным, самодисциплинированным. Чтобы быть примером для своих учеников учитель физической культуры должен постоянно повышать свое спортивное мастерство и профессиональную квалификацию через спортивные тренировки, курсы повышения квалификации, участие в профессиональных конкурсах, в общественной жизни, через стремление к собственным новым спортивным достижениям.
Таким образом, развитие мотивации учащихся к занятиям спортом зависит от многих факторов: положительного отношения к физической культуре, принятия здорового образа жизни, стремления к спортивным результатам. Достижение всех этих факторов невозможно без хорошего наставника – учителя физической культуры, который будет не только формировать у учащихся сознательное отношение к занятиям физической культурой и спортом, но и вовремя разглядит их спортивные задатки, направит, даст установки на спортивное самосовершенствование, самовоспитание и саморазвитие, поддержит уверенность ребят в своих силах и волю к победе.
В статье использованы следующие материалы:
- ¹ См.: ст.2 Федерального закона от 04.12.2007 №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в российской федерации» (с изменениями на 29.07.2018 г.);
- ² См.: ст.2 Федерального закона от 04.12.2007 №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в российской федерации» (с изменениями на 29.07.2018 г.);
- ³ См.: раздел 3 пункт 2 Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва);
- Зобков В.А. Содержательные характеристики отношения человека к деятельности / В.А.Зобков // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. - 2014. – вып. 4(12);
- Психолого-педагогические особенности детей в занятии спортом: курс. - https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=555570