Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Здоровьесозидающий потенциал современного урока
в лицее медицинского профиля

Попова Людмила Анатольевна

Здоровьесозидающий потенциал урока включает систему ценностей и установок, которые формируют систему навыков и умений, необходимых для нормального функционирования организма, а также систему заданий, направленных на совершенствование навыков и умений по уходу за самим собой, одеждой, местом проживания, питанием, окружающей средой. Особая роль в этом компоненте отводится соблюдению режима дня, режима питания, чередования труда и отдыха, что способствует предупреждению образования вредных привычек, функциональных нарушений заболеваний, включает в себя психогигиену и психопрофилактику учебно-воспитательного процесса, использование оздоровительных факторов окружающей среды и ряд специфических способов оздоровления организма.

Проект «Здоровье в каждом учебном предмете», который позволит использовать содержание каждого учебного предмета формировать здоровьесберегающие элементы повседневной жизни.

Организация урока должна быть разработана на основе принципов здоровьесбережения, таких как:

1.Обстановка и гигиенические условия соответствуют нормам САНПИН

2. Количество видов учебной деятельности оптимальное (4-7)

3.Продолжительность одного вида деятельности не более 10 минут

4.Различные виды деятельности способствуют смене позы ученика.

5.Наличие физкультминуток, динамических пауз, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз.

6.Наличие эмоциональных разрядок на уроке.

7.Использование разных каналов восприятия - аудиальное восприятие - визуальное восприятие - кинестетическое восприятие Здоровьесберегающая организация учебного процесса.

Необходимо внедрение в учебный процесс современные технологии:

придерживаться основных принципов построения урока:

  1. Здоровьесберегающие технологии, способствующие сохранению и укреплению здоровья школьников;
  2. Развивающие технологии, в основе которых лежит теория поэтапного формирования умственных действий обучающихся
  3. Технологии, построенные на интегративной основе.
  4. Организация и проведение двигательных перемен.
  5.  Медико-социальнопсихологопедагогическое сопровождение обучающихся
  6. Технологии адаптивного обучения.
  7.  Введение профильного и предпрофильного обучения.
  8.  Портфолио обучающегося
  9. Элективные курсы.

Цель работы: создание алгоритма для построения современного здоровьесозидающего урока.

Задачи:

  1. Охарактеризовать современный здоровьесозидающий урок.
  2. Разработать проект «Здоровье в каждом учебном предмете», который позволит использовать содержание каждого учебного предмета формировать здоровьесберегающие элементы повседневной жизни.

Над проблемой поиска путей создания здоровьесберегающей образовательной среды педагогический коллектив лицея работает с 1997 года. С этого же времени лицей приобрел статус школы-лаборатории. В 2014 статус лицея перешел в городскую опытно-экспериментальную площадку. На протяжении всех лет работы менялись темы инновационной деятельности, но направление инновационного поиска оставалось стабильным.

Понятие «здоровье» сегодня значительно расширяется и воспринимается как сложный феномен, значительно меняются его смысловые показатели. Прежде всего, необходимо дистанцироваться от популяционного (общественного) здоровья, которое рассматривается как социально-экономическая категория, характеризующая жизнеспособность общества как социального организма. Общественное здоровье характеризуется демографическими показателямии (рождаемость, смертность, заболеваемость, продолжительность жизни), определяющими особенности воспроизводства населения (медико-демографические характеристики), запас физических сил или дееспособность (показатели физического развития), особенности адаптации к условиям окружающей среды (показатели заболеваемости).

В отличие от общественного здоровья категория «индивидуальное здоровье человека» представляет собой значительно более сложный и неопределенный феномен, находящийся в процессе  своего методологического становления. Практически не существует единого определения здоровья, так как любое из них представляет собой те или иные стороны или взгляды на изучаемое явление. Наиболее общеупотребительным следует считать определение, входящее в Устав Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». Многие авторы представляют индивидуальное здоровье человека в рамках его целостной оценки, или холистического подхода к организму и условиям его жизни. При этом выделяются следующие уровни здоровья:   соматический (физический) уровень здоровья – биологическая программа индивидуального развития человека.

Работа состоит из  двух глав:

Глава 1. Здоровьесберегающие образовательные технологии «Школы здоровья».

Глава 2. Проект - «Здоровье в каждом учебном предмете».

Здоровьесозидающий потенциал урока включает систему ценностей и установок, которые формируют систему навыков и умений, необходимых для нормального функционирования организма, а также систему заданий, направленных на совершенствование навыков и умений по уходу за самим собой, одеждой, местом проживания, питанием, окружающей средой. Особая роль в этом компоненте отводится соблюдению режима дня, режима питания, чередования труда и отдыха, что способствует предупреждению образования вредных привычек, функциональных нарушений заболеваний, включает в себя психогигиену и психопрофилактику учебно-воспитательного процесса, использование оздоровительных факторов окружающей среды и ряд специфических способов оздоровления организма.

Необходимым условием сохранения здоровья являются положительные эмоции; переживания, благодаря которым у человека закрепляется желание вести здоровый образ жизни. Воля — психический процесс сознательного управления деятельностью, проявляющийся в преодолении трудностей и препятствий на пути к поставленной цели. Личность с помощью воли может осуществлять регуляцию и саморегуляцию своего здоровья. Воля является чрезвычайно важным компонентом, особенно в начале оздоровительной деятельности, когда здоровый образ жизни еще не стал внутренней потребностью личности, а качественные и количественные показатели здоровья еще рельефно не выражаются. Он направлен на формирование опыта взаимоотношений личности и общества. В этом аспекте эмоционально-волевой компонент формирует такие качества личности, как организованность, дисциплинированность, долг, честь, достоинство. Эти качества обеспечивают функционирование личности в обществе, сохраняют здоровье, как отдельного человека, так и всего коллектива.

Формирование исследовательского типа мышления посредством решения задач по физике.Современной дидактике физики известно немало средств, позволяющих формировать у учащихся навыки исследования как универсального способа освоения действительности. В рамках данного выступления мы остановимся только на одном таком средстве – это качественные физические задачи.

Урок «Проектная  деятельность в курсе естествознания 5 класса». Пятый класс по заинтересованности детей  к обучению  наиболее благоприятен для развития навыков к проектной деятельности, а  структура  предмета по естествознанию в 5 классе, представляющего собой отдельные вполне законченные блоки из разных областей естествознания,  открывает возможности  для обучения детей с использованием технологии проектов практически в любом блоке курса. Схему работы над проектом  кратко можно представить  в виде  нескольких этапов:

- формулировка целей и задач проекта, 

- постановка конкретной задачи перед каждым участником или группой учащихся (с обязательным подробным объяснением ожидаемых результатов) на выполнение которой отводится одна – две недели,

- самостоятельная работа  детей по сбору материалов и их оформлению.

Роль педагога на этой стадии сводится к просматриванию собранных сведений и консультации по их оформлению,

-  рассмотрение готовых материалов и их доработка,

-  окончание проекта или публичное представление результатов групповой или индивидуальной работы.

Цикл лабораторных работ по математике в 6 классе по теме: «Присутствие «золотого сечения» в окружающем мире» (в природе, в предметах, в фигуре человека).

 Цели урока. Обучающие -

• Обобщить и систематизировать материал по теме: «Действия с десятичными дробями».

• Познакомить учащихся с понятием «золотого сечения» («З.С.») в математике и в окружающей среде.

•    Повышать уровень вычислительного практикума у учащихся.

Развивающие -

•    Развивать интерес к предмету

•    Развивать исследовательские навыки

Воспитывающие -

•   Воспитать математическую культуру учащихся.

Методы обучения:

Проблемный метод обучения. Работа в парах.

Оборудование урока:

Математический пенал, тетрадь, учебник, дневник; ветка растения или цветок в горшке; измерительная лента (метр)

Занятия по теме «Математика на службе медицины».

(Учитель математики – Родионова С.Г.)

Приведённые ниже в качестве примеров задания предлагаются учащимся на занятиях элективного курса предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов (12 учебных часов). 

Цель:формирование представлений о математических знаниях как об общекуль­турной ценности, через демонстрацию применения математических зна­ний в различных областях деятельности человека, а именно в медицине.

Задачи:

— актуализация знаний учащихся по теме «Прогрессии»;

— применение имеющихся знаний при решении задач естественно­научного цикла;

— воспитание устойчивого интереса к предмету через интеграцию содержания образования (межпредметные связи: алгебра, геомет­рия, биология, медицина и др.);

— расширение знаний по медицине через решение конкретных при­кладных задач;

— развитие творческих способностей учащихся;

— расширение кругозора учащихся.

Форма проведения занятия:планерка врачей с элементами лабора­торной работы.

Ход занятия:

1. Организационный момент.                                                         

2. Утверждение данных (устный счет).

3. Обсуждение поступивших вопросов.

4. Обсуждение предварительных задач.

5. Индивидуальные исследования сотрудников (тест).

6. Подведение итогов планерки.

Интегрированный урок математики и биологии в 7 классе «Школа поваров».

(Учителя: математики Дмитриева Н.А. и биологии Ловицкий В.Д.)

Оборудование: таблицы ("Необходимое количество питательных веществ"; "Расход энергии на 1 килограмм веса в течение учебного дня", "Содержание основных питательных веществ в некоторых продуктах"), зеленые и красные жетоны, калькуляторы, секундомер.

Ход урока:

Участвуют 6 команд по 5 человек в каждой.

Верность ответов оценивается ведущими учителями. За верные ответы выдаются жетоны: зеленого (биологом) и красного (математиком) цвета.

Для поведения современного здоровьесозидающего урока учителю необходимо использовать следующие правила:

1.      Активизировать познавательный и социальный интерес учащихся

2.      Разнообразить способы деятельности учащихся.

3.      Активизировать поисковую мыслительную деятельность

4.      Использовать занимательный учебный материал

5.      Использовать личный опыт

6.       Практическое применение полученных знаний.

7.      Использование имитационного моделирования (игры).

8.       Использование учебного эксперимента.

9.       Проектная деятельность

10.   Работа в парах

11.  Групповая работа

12.  Дискуссия с учителем

13.  Игра с учителем

14.  Творческое задание

Культура здорового и безопасного образа жизни школьникаформируется на каждом уроке.

В связи с этим содержание курсов дисциплин в школах должно иметь не столько теоретическую, сколько практическую, общечеловеческую значимость, что позволяет школьникам в процессе обучения на основании своих жизненных представлений и опыта проявлять эмоциональную активность, обусловливающую активность их познавательной деятельности. Изучение этих дисциплин не должно превратиться в запоминание готовых истин. Важно сформировать у школьников осознанную потребность в самостоятельном поиске знаний, научить их разумно и критически мыслить. Поэтому необходимо знакомить учащихся с общественными проблемами, грамотно разрешить которые невозможно, не овладев некоторой базой знаний и не сформировав определенный круг умений и навыков, а также ценностное отношение к этим проблемам.

Основные разделы программы курсов школьных дисциплин должны охватывать фундаментальные понятия, теоретические и практические задачи. Все преподавание должно быть акцентировано на рассмотрении проблем, связанных с прямым или косвенным влиянием этих наук на здоровье человека и окружающую среду.

На наш взгляд, подход с позиции здоровьесбережения к изучению материала школьных дисциплин позволяет убедить школьников, что это не только совокупность формул и законов, а их изучение имеет общечеловеческую значимость, способствуя формированию творческой личности, обладающей целостным пониманием мира, сознательным и ответственным отношением к нему.

При совместном поиске ответов на эти вопросы школьники на конкретных примерах должны убедиться в том, что на нынешнем этапе развития цивилизации эти науки необходимы каждому, независимо от места проживания человека и от выбранной им профессии, поэтому необходимо развивать их как в научной, так и в производственной сфере.

Остается по-прежнему главным в формировании здорового и безопасного образа жизни школьников применение полученных в процессе изучения школьных дисциплин знаний в практической деятельности, в частности опыт по укреплению собственного здоровья.  Полученные при этом знания напрямую связаны с конкретным решением проблем укрепления собственного здоровья.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»