Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Плоскостопие – путь к заболеванию позвоночника.
Профилактика и лечение плоскостопия

Лебедева Галина Александровна 
Один из известных специалистов в области лечений позвоночника А. Ситель считает, что здоровье позвоночника начинается с ног, а точнее со стоп, которые помогают удерживать наше тело в вертикальном положении.
Когда мы стоим, то у нас всего две точки опоры – наши стопы. Эти точки опоры должны быть абсолютно симметричны. Малейшее отклонение приведет к возникновению деформации позвоночника. К сожалению, мы обычно уделяем очень мало внимания нашим ногам: носим неудобную и тесную обувь, мало ходим босиком, не заботимся о здоровье стоп… И просто упускаем из виду то, что болезнь стоп неизбежно влечет за собой заболевания позвоночника.  
Стопа представляет собой сложную систему, которая действует благодаря согласованной работе костей, связок, мышц, сосудов и нервов. Соединяясь друг с другом, кости стопы образуют выпуклые кверху дуги, которые называются сводами. Своды направлены продольно и поперечно. Из-за сводчатого строения стопа касается земли не всей подошвенной поверхностью, а только тремя точками опоры: пяточным бугром и головками первой и пятой плюсневых костей.
Если стопа развивается неправильно, происходит ощущение сводов – подобное нарушение функций и называется плоскостопием. Основной причиной развития плоскостопия принято считать слабость мышечного и связочного аппаратов. Однако существует мнение, что в развитии плоскостопия ведущую роль играет деформация костей стопы, которая приводит к тому, что опускается медиальная (средняя) область стопы, патологически растягивается ее связочный аппарат, изменяется положение костей. Кроме того, мышцы – супинаторы, играющие важную роль в поддержании свода стопы, ослабевают и атрофируются.
Плоскостопие - деформация стопы, проявляющаяся в снижении ее продольного или поперечного свода.
Плоскостопие может быть продольным и поперечным, но возможно и сочетание этих форм. При поперечном плоскостопии уплощается поперечный свод стопы, ее передний отдел опирается на головки всех пяти плюсневых костей, а не на первую и пятую, как это бывает в норме.
При продольном плоскостопии уплощен продольный свод и стопа соприкасается с полом почти всей площадью подошвы. Плоскостопие может быть врожденным (встречается редко) и приобретенным. Наиболее частыми причинами приобретенного плоскостопия являются избыточный вес, слабость мышечно-связочного аппарата голени и стопы (например, в результате рахита или чрезмерных нагрузок), ношение неправильно подобранной обуви, косолапость, травмы стопы, голеностопного сустава, лодыжки, параличи нижней конечности, возникшие в результате полиомиелита. В зависимости от причин возникновения, различают 5 видов плоскостопия: врожденное, рахитичное, паралитическое, травматическое и статическое. 
Одним из ранних признаков плоскостопия считается быстрая утомляемость ног при ходьбе, а в дальнейшем и при стоянии. По мере прогрессирования (вторая степень) появляются боли в стопе, голени и бедрах. К вечеру может появляться отек стопы, исчезающий за ночь. При третьей степени плоскостопия появляются боли в пояснице. При выраженной деформации стопа удлиняется и расширяется в средней части. Отеки ног нередко сохраняются и по утрам. В стопе появляются болезненные ощущения, кажется, будто она выросла или расширилась в объеме.
Люди, страдающие плоскостопием, ходят со слегка согнутыми ногами и усиленно размахивают руками. Каблуки ботинок при плоскостопии чаще всего сбиты с внутренней стороны.
Определить наличие плоскостопия самим очень легко. Надо смазать подошву ног жирным кремом и встать на лист бумаги, отпечатав жирный след. В норме, по внутреннему краю стопы идет выемка, и отпечатка в этом месте нет. Такая выемка должна занимать больше половины стопы. Если этой выемки нет вовсе или она узкая, то скорее всего это признак плоскостопия.
Более точным методом определения плоскостопия является рентгенографический. 
 
Профилактика плоскостопия.
 
Как известно, легче предупредить болезнь, чем ее лечить. В вопросах профилактики должен быть комплексный подход.
Во-первых, важно предохранять детей от хронических, часто и длительно протекающих заболеваний, которые приводят к постельному режиму, а значит и к гипотонии и гипотрофии мышц туловища и конечностей, в том числе и стоп. Необходимо гармоничное физическое развитие ребенка с правильно организованным режимом и максимальным использованием факторов внешней среды (например, ходьба босиком по неровному грунту, закаливание стоп).
Во-вторых, нужно уделить достаточное внимание воспитанию биомеханически рационального навыка ходьбы (правильное распределение площади опоры и центра тяжести).
В-третьих, обувь должна отвечать многим требованиям:
- обеспечивать теплоизоляцию и вентиляцию;
- обладать эластичностью и не нарушать правильного передвижения;
- быть достаточно прочной, жесткой и устойчивой;
- соответствовать длине и ширине стопы, иметь хорошую подкладку и достаточное пространство для пальцев;
- каблук должен быть невысоким (2-4 см) для равномерного распределения веса тела на передний и задний отделы стопы (длительное ношение обуви на высоком каблуке приводит к изменению угла наклона таза и соответственно к нарушению осанки в сагиттальной плоскости с гиперлордозированием в поясничном отделе позвоночника).
До пяти лет рекомендуется носить ботиночки, стабилизирующие голеностопный сустав. Для правильного функционирования сумочно-связачного аппарата стоп:
-не носить мягкую обувь, например, валенки, чешки, мягкие сандалии без задника, а также обувь с узким носком;
-не носить обувь на голую ногу, оберегать стопы от механических воздействий.  
В-четвертых, необходимо обращать внимание на гигиену стоп, особенно у детей с повышенной потливостью ног. Колготки и носки должны быть из натуральных тканей (шерсти, хлопка), гигроскопичными и соответствовать размеру стопы. Нужно также научить детей подстригать ногти по прямой линии, чтобы давление стенок обуви на края овально остриженных ногтей не вело к их врастанию. 
Главное в профилактике плоскостопия – хорошо организованный двигательный режим с обязательной ежедневной утренней гимнастикой и закаливание.
Кроме того, при плоскостопии должно проводиться длительное диспансерное наблюдение, а с 14-15 лет уделяется внимание профессиональной ориентации подростков.
 
Лечение плоскостопия.
 
Лечение плоскостопия должно быть комплексным и направленным на укрепление всего организма.
Из средств реабилитации наиболее целесообразно использование гимнастики, массажа, физиотерапии, приборов биологической обратной связи (БОС) и ортопедического лечения. Особенно эффективна коррекция в период ростовых сдвигов, т.е. во время формирования опорно-двигательного аппарата.
Первостепенное внимание необходимо уделить обуви. Она должна быть устойчивой, плотно охватывать стопу, но не жать, чтобы не вызывать местного нарушения кровообращения. Вредно носить как тесную, так и чересчур просторную обувь, которую иногда покупают детям «навырост», что вызывает потертости и портит походку. Обувь без каблука или, наоборот, на слишком высоком каблуке и с узким носком также не годится, т.к. центр тяжести тела перемещается вперед, основная нагрузка падает на передний отдел стопы, мышцы и связки перенапрягаются.
Но иногда одной лишь рациональной обуви для коррекции плоскостопия недостаточно. Тогда назначаются супинаторы или ортопедическая обувь. Супинаторы могут быть пробковые, пластмассовые или металлические с магнитом. Они облегчают ходьбу, берут на себя часть нагрузки, но пользоваться ими постоянно не рекомендуется, т.к. довольно быстро развивается атрофия сводов стоп, особенно при игнорировании массажем, гимнастикой и другими средствами, поэтому супинаторы используются в периоды длительного пребывания на ногах, во время прогулок, экскурсий и других мероприятий.
Ортопедическая обувь не исправляет деформацию, а улучшает статику ребенка и предотвращает возникновение неправильного фиксированного положения стопы. 
Анатомо-функциональное изменение строение нижних конечностей продолжается в течение 10-12 лет, поэтому коррекция деформаций стоп в этот период возможна, но оптимальна она в возрасте 4-6 лет.
При отсутствии эффекта от коррекции с помощью ортопедической обуви можно использовать в лечении этапные гипсовые повязки для нормализации соотношения костей в таранно-ладьевидном суставе, а на время сна использовать лонгеты для сохранения достигнутой коррекции. Лонгеты обеспечивают правильное взаиморасположение костей стопы в процессе роста ребенка.
При тяжелых формах плоскостопия с постоянными сильными болями, показано оперативное лечение.
Кроме ортопедического лечения при плоско-вальгусной стопе используется также физиотерапевтическое лечение. На внутренней поверхности голени и подошвенной поверхности стопы, где мышцы растянуты и расслаблены, показаны электростимуляции мышц, а на наружной поверхности голени и тыльной поверхности стопы, где мышцы сокращены, показаны тепловые процедуры.
Парафиновые, озокеритовые или грязевые аппликации можно накладывать на всю голень и стопу, но желательно акцентировать тепловые процедуры на наружной поверхности голени и тыльной поверхности стопы.
Лучше всего физио - процедуры сочетать с массажем и гимнастикой.
Массаж в комплексе лечения деформации стоп занимает важное место.
Основные задачи массажа:
-укрепление мышц, поддерживающих поперечный и продольный своды стоп;
-снятие утомления в отдельных мышечных группах;
-уменьшение болевого синдрома;
-восстановление рессорных свойств стопы.
Кроме вышеперечисленных средств реабилитации, хороший эффект дает использование активных средств лечения с помощью приборов биологической обратной связи (БОС) и корригирующей гимнастики.
С помощью приборов БОС можно детально выявить локализацию и степень выраженности патологического состояния мышц. Кроме того, для каждого больного индивидуально под контролем приборов, можно адекватно подобрать конкретную физическую нагрузку. Использование БОС с помощью различных приборов при проведении индивидуальных занятий лечебной гимнастикой с детьми, страдающими нарушениями двигательных функций, открывает широкие возможности для повышения эффективности восстановления лечения.
Обязательным средством реабилитации наряду с другими является лечебная гимнастика, которая по Ухтомскому способна создать в коре больших полушарий сильные очаги возбуждения, способные подавить патологические и разорвать неправильные условнорефлексорные связи, образуя взамен новые, более совершенные.
Задачами лечебной гимнастики являются:
1.Увеличение силовой выносливости мышц нижних конечностей.
2.Коррекция деформации стоп.
3.Повышение работоспособности.
4.Воспитание и закрепление навыка правильной осанки и правильной установки стоп.
Методические указания:
1.Специальные упражнения для мышечных конечностей сочетать с общеразвивающими упражнениями.
2.Специальные гимнастические упражнения использовать в положении разгрузки стоп (в исходном положении лежа или сидя).
3.Перед занятиями гимнастикой целесообразно провести массаж стоп.
4.Использовать в занятиях различные тренажеры и предметы (гимнастическая палка, мяч, медицинбол и прочее).
5.Необходимо включать в занятия лазание по канату и гимнастической стенке, прыжки через скакалку, прыжки с мячом между стоп, упражнения в балансировке, упражнения на специальных тренажерах для стоп и так далее.
 
Упражнения, используемые для коррекции продольного и поперечного плоскостопия в различных исходных положениях.
 
Упражнения в ходьбе
-ходьба на носках,
-ходьба на наружном своде,
-ходьба «гусиным шагом»,
-ходьба на носках в полуприседе,
-ходьба с поворотом стоп, пятками наружу, носками внутрь,
-ходьба на носках с высоким подниманием бедер,
-ходьба скользящим шагом со сгибанием пальцев,
-ходьба по ребристой доске,
-ходьба по гимнастической палке вдоль и поперек,
-ходьба по наклонной плоскости на носках,
-ходьба скрестным шагом на наружном крае стопы,
-танцевальные шаги на носках,
-ходьба по набивным мячам.
 
Упражнения в исходном положении стоя
-приподнимание на носках вместе и попеременно,
-перекат с пятки на носок и обратно,
-полуприсед и присед на носках,
-полуприсед и присед, пятки врозь, носки вместе,
-поднимание пяток, без отрыва от пола пальцев ног,
-присед, стоя на гимнастической палке,
-полуприсед на гимнастической рейке с хватом рук на уровне груди,
-присед, стоя на медицинболе,
-балансировка, стоя на мяче.
 
Упражнения в исходном положении сидя
-сед, ноги параллельно, приподнимание пяток вместе и попеременно,
-сидя, тыльное сгибание стоп вместе и попеременно,
-сидя, поднимание пятки одной ноги и носка другой,
-сидя, захват пальцами ног мелких предметов и их перекладывание,
-сед по-турецки,
-подгребание пальцами матерчатого коврика,
-перебрасывание друг другу мячей ногами.
 
Упражнения в исходном положении лежа
-лежа, оттягивание носков,
-лежа, стопы на полу, разведение пяток в стороны и обратно,
-лежа, поочередное приподнимание пяток от опоры,
-лежа, ноги согнуты, бедра разведены, стопы касаются подошвами друг друга – отведение и приведение стоп в области пяток с упором на переднюю часть стопы,
-лежа, круговое движение стоп,
-лежа, скольжение стопой по голени другой ноги,
-лежа, поднимание прямых ног, носки на себя,
-лежа на животе, отжимание от пола, ноги на носках,
-лежа, плавание стилем «кроль».
 
Есть такие профилактические мероприятия, которые полезны всем без исключения детям и взрослым и не требуют особенного усилия. К ним относятся: ходьба босиком по мягкой рыхлой почве, песку, ковру еловых иголок, по неровной поверхности, такой как галька и гравий. При этом активизируются все биологически активные точки стопы, происходит активное формирование сводов, укрепляются мышцы. Никогда не упускайте возможности походить с ребенком босиком по траве или прибрежному песку – эта физкультура не требует никаких дополнительных навыков или финансовых затрат.
 
Литература
1.Епифанов В. А. Лечебная физическая культура и массаж: Учебник. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002.-560с.: ил.-(Серия «ХХ век»).
2.Потапчук А. А., Клочкова Е. В., Щедрина Т. Г. Физкультурно-оздоровительные технологии при нарушениях опорно-двигательного аппарата у детей. Методическое пособие под общей редакцией А. А. Потапчук. Отпечатано в типографии «Галея принт», Санкт-Петербург, 2004-197с.
3.А. Лукаш, Н. Белянчикова «Позвоночник-ключ к здоровью. Практическое пособие» - СПб.: Наука и техника, 2009-192с.
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»