Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Здоровьесберегающие  технологии в образовательном процессе старшей группы

Т.В. Попова; О.Ю. Субботина; А.И. Велюханова,
детский сад №12 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Воспитание здорового ребенка – фундаментальная задача для педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Испокон веков здоровье в нашей стране было приоритетным вопросом. Общество и государство. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека. ВСЕМИРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ провозгласила самый гуманный лозунг за всю историю существования человечества: «Здоровье каждому человеку планеты!». Понятие здоровье определяется, как физическое, психическое и социальное благополучие человека.
Стандарт дошкольного образования впервые выделяет дошкольников в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья -  в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения. В этом и заключается актуальность и значимость физкультурно-оздоровительной работы инструктора по физической культуре, а так-же педагогов и других специалистов детского сада.
Достаточно активно в последние годы проводятся исследования, посвященные проблеме сохранения здоровья детей. Особое внимание уделяется этому вопросу в научных трудах медиков: физиологов, гигиенистов и валеологов Л.П. Банниковой, Н.Н. Даниловой, А.А. Минха, Н.И. Обреимовой, Л.Е. Панина, в том числе исследования, посвященные разработке здоровьесберегающих технологий в образовании (Б.Б. Егоров, В.Т. Кудрявцев, Е.З. Пужаева, и др.)
                Формы физкультурно-оздоровительной работы в нашем  детском саду.
- утренняя гимнастика – ее цель создать у детей хорошее настроение и поднять мышечный тонус, проводится под музыкальное сопровождение.
- физкультурные занятия – совместная (деятельность в зале и на свежем воздухе). Проводится постоянное обучение и воспитание, постепенное увеличение физической нагрузки, закрепление и совершенствование двигательных навыков и умений.
- физкультурные минутки и паузы во время непрерывной образовательной деятельности – ее цель релаксация, которая позволяет снять напряжение, вызванное негативными эмоциями, перегрузками мышц, нервной системы мозга.
- подвижные игры и упражнения на прогулке – удовлетворяет детскую потребность в двигательной активности;
- гимнастика после сна в сочетании с воздушными процедурами выполняет функцию закаливания, как один из наиболее эффективных методов повышения сопротивляемости детского организма резким колебанием температуры воздуха и что особенно важно, так называемым простудным заболеванием;
- физкультурно – массовые мероприятия (досуги, праздники, дни здоровья, соревнования) – предполагает смену умственной и физической деятельности, позволяет детям раскрыть детям свой творческий потенциал, проявить себя, повысить командный дух, так-же объединить коллектив педагогов, детей и родителей.
В детском саду в частности в нашей группе соблюдается свод правил по сбережению и улучшению здоровья:
- Соблюдение температурного режима проветривание, согласно СанПиН.
- Облеченная одежда, а также сменная одежда и обувь в детском саду (внутри учреждения).
- Закаливающие процедуры предусматривают полоскание горла холодной водой с понижением температуры, что является профилактикой заболеваний носоглотки. Это мероприятие по закаливанию мы проводим в определенных условиях, с температурой +36 - 37 С мы понижаем каждые два три дня на один градус С и снижаем до 22-23 С. Так же мы применяем метод солевого закаливания (Рижский метод). Это мероприятие проводим после тихого часа и чередуем с воздушными процедурами и хождения босиком.
- ребристые дорожки – для профилактики плоскостопия. После дневного сна дети из спальни по дорожкам идут в групповую комнату для одевания.
- Правильная организация прогулок и деятельность в зависимости и от погодных условий. Соблюдение сезонной одежды воспитанников, индивидуальная работа с родителями.
- Игровой самомоссаж – это вид упражнений который способствует развитию молодого организма. В своей работе с детьми мы используем различные виды самомоссажа : «Утка и кот», «массаж биологически активных зон  для профилактики простудных заболеваний», чтобы не зевать от скуки (оздоровительный массаж всего тела). «Гусь» (самомоссаж пальцев), «Наши ушки» (массаж ушей), «Кто пасется на лугу» (массаж спины).
- Витаминотерапия. На основании СаНпиН в целях профилактики недостаточности витаминов и минеральных веществ в питании детей используются пищевые продукты  обогащенные микронутриентами. А так же в рационе питания присутствуют свежие овощи и фрукты. Три раза в неделю дети посещают физкультурные занятия, которые проводит специалист, два раза в зале и одно на улице. Специалист и педагоги проводят спортивные праздники, досуги, развлечения в зале на улице. В взаимодействии с родителями, в качестве личного примера здорового образа жизни.
В период повышенной заболеваемости ОРВИ и ОРЗ мы используем народные средства, делаем «челночки» с чесночком.
В группе мы проводим с детьми корректирующую и дыхательную гимнастику, после дневного сна занятия хонетической ритмикой включает в себя упражнения по развитию речевого дыхания, силы голоса, темпа, игры, помогающее обрести детям раскованность и непринужденность.
Осуществляется воздушное,  солнечное закаливание (летом). Под здоровьесбережением принято понимать систему мер направленных на сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса, (как воспитанников, так и педагогов). Здоровьесбережение – это не только правила СанПиН, где говорится о нормах, но правильном внедрении в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий. Применяется множество комплексов, видов и форм по сохранению и укреплению здоровья, которые способствуют сбережению и обогащению  здоровья всех участников образовательного процесса. Такой комплекс мер принято считать «здоровьесберегающими технологиями». Мы предлагаем одну из технологий здоровьясбережения, в рамках непрерывной образовательной деятельности – танцевальная гимнастика. Это довольно молодая и интересная форма «минутки-разминки». Для того, чтобы состоялась смена деятельности, нужно всего лишь включить музыку и показать пару движений из общеразвивающих упражнений. Детям, естественно нравится двигаться под музыку, они получают от этого как физический так и душевный подъем. Такие занятия повышают интерес детей к физическим упражнениям, помогают развивать творческое мышление, произвольное внимание, различные виды памяти, которые являются основой интеллектуальной деятельности.
- «Минутки-разминки» под музыкальное сопровождение способствуют социализации детей в кругу сверстников (дети с хорошим настроением гораздо лучше общаются друг с другом). Так же из  наших наблюдений мы можем отметить, что дети всех возрастов любят заниматься под ритмическую музыку. Еще в 1912 году Эмиль Жак Далькроз разработал «Систему ритмической гимнастики» (иногда ее называют «ритмикой»). Автор исходил из того, что ритм существует в различных искусствах и освоение учеником различных ритмов может развивать человека. На идеи создания системы Далькроза натолкнуло наблюдение за учениками, которым он преподавал сольфеджио: выяснилось, что даже самый не способный запомнить и воспроизвести музыкальную фразу сразу понимали задание, как только начинали двигаться вместе с музыкой…Он полагал «…что движение становится искусством благодаря ритму. Он писал «…только музыка достаточно быстро и непосредственно воздействует на наши мерные центры, чтобы давать движущемуся телу импульсы». Не маловажным является развитие музыкальных способностей и что традиционно присуще гимнастике, гармоничное развитие мышц и в связи с этим приобретение правильной осанки. Существуют проблемы здоровье сбережения в дошкольном образовании и зачастую они обусловлены тем, что во многих образовательных учреждениях происходит внедрение инновационной педагогической деятельности. Современное общество предъявляет высокие требования к работникам дошкольной образовательной организации, призваны заложить основы крепкого здоровья, нервно-психического развития ребенка, формирование внутреннего мира. Обучение протекает более интенсивно, выдвигаются требования не только к организации образовательного процесса, к его содержанию, объему, все это сопровождается повышенными нагрузками, что часто ведет к перегрузкам неподготовленного детского организма.
Поэтому здоровье является важным условием, для эффективной реализации образовательного процесса и решения основной фундаментальной задачей ФГОС, воспитание здорового подрастающего поколения. Всем известно, что гармоничное развитие ДОУ предполагает не только достижение высокого уровня образованности. Одной из первостепенных задач в дошкольном учреждении есть развитие личности, где преобладает индивидуальность, развита инициатива, основы восприятия окружающего мира, так же формирование ценностей по отношению к природе, социальному обществу и здоровью.
Использование нетрадиционной методики, в рамках непрерывной образовательной деятельности-танцевальной гимнастики, помогает не только разгрузить и сменить деятельность, но и увлечь ребенка заниматься физической культуры, сформировать потребности. А в последующем привычку самостоятельно заниматься физическими упражнениями, тем самым привлечь детей к здоровому образу жизни.
Список используемой литературы: 1. М.В. Полтавцева, Н.Ю. Стожарова, Р.С. Краснова, И.А. Гаврилова «Современные здоровьесберегательные технологии в дошкольном образовании».
2. «Физкультурно-оздоровительная работа детского сада в контексте важных требований». Методическое пособие /под общей редакцией Микляевой Н.В., - М.: УЦ Перспектива, 2001. – 152 с.
3. С.В. Крамкина, М.М. Белецкая, «Ритмическая гимнастика» пособие для воспитателей.
4.Т.С. Лисицкая «Ритмическая гимнастика Ж.Далькрозе» Фи С 1987-86 с.
5. Л.М. Семенова, Л.Ю. Ильина, Н.В. Рожкова «Ритмическая гимнастика в детском саду». 1990 г.
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»