Формирование основ здорового образа жизни
у младших школьников во внеурочной деятельности
Бессуднова Ольга Нарцызовна
Проблема воспитания здорового детства приобретает в настоящее время все большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы. Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач страны.Актуальность темы объясняется снижением здоровья современных детей. Проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья, формирование представлений о здоровом образе жизни у детей младшего школьного возраста.
«Здоровье» – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов (из Устава о Всемирной организации здравоохранения). Улучшение состояния здоровья нового поколения – важнейшая задача современности, в комплексном решении которой невозможно обойтись без общеобразовательной школы. Учителям совместно с родителями, медицинскими работниками, психологами и общественностью необходимо так организовать школьную деятельность, чтобы учащиеся повышали свой уровень здоровья и оканчивали школу здоровыми.
Формирование готовности к здоровому образу жизни должно проходить поэтапно:
1. Усвоение знаний о здоровом образе жизни, профилактика заболеваний. Знания, как один из компонентов сознания, представляет собой адекватное отражение субъектом окружающей реальности в виде анализа, синтеза, понятий, теорий, оценок. Знания, как отмечают исследователи (В.Л.Алтухов, 1994; В.Н.Демин, 1979) фиксируются в форме определенных знаков (языка, формул). На основании знания окружающей реальности у субъекта формируются определенные позиции (тревога, ужас, волнение, сомнение, интерес, воодушевление, радость, уверенность, наслаждение и др.), которые представляют собой эмоциональные предрасположения к формированию мотивации здорового образа жизни.
2. Формирование мотивации к ЗОЖ. Под мотивацией понимается динамический процесс формирования мотива, как сложного интегрального психологического образования, определяющего стратегию деятельности человека. Мотивационные образования, направленные на здоровый образ жизни: мотивационная установка, желание, убеждение, привычка, интерес, направленность личности. Они зависят от того, на какой стадии остановился мотивационный процесс, какова степень осознанности причин возникающего побуждения, степень удовлетворения потребности, направленные на здоровый образ жизни.
3. Осознанный выбор здорового образа жизни, осознание себя субъектом данной деятельности. Критерием осознанного выбора здорового образа жизни является ориентация личности на развитие знаний, умений, навыков по укреплению собственного здоровья, формированию культуры.
По мнению Г.М.Соловьева, культура здорового образа жизни личности – это социально детерминированная область общей культуры человека, представляющая собой качественное, системное, динамическое ее состояние, характеризующееся определенным уровнем знаний и интеллектуальных способностей, мотивационно-ценностных ориентации, физической культуры, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания и интегрированных в практической жизнедеятельности, физическом и психофизическом здоровье. Укрепление здоровья – система индивидуальных и общественных мероприятий, направленных на совершенствование здорового образа жизни человека и социума.
Формирование основ здорового образа жизни представляет собой комплекс культурно-оздоровительных мер, направленных на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей. Формировать его целесообразно в дошкольном и младшем школьном возрасте, так как именно на этом этапе закладывается фундамент здоровья; происходит созревание и совершенствование жизненно важных систем и функций организма, повышаются адаптационные возможности; формируются движения, осанка, развиваются физические качества.
Формирование основ здорового образа жизни младших школьников многие авторы трактуют как целенаправленный процесс по обогащению знаний и представлений младших школьников о составляющих компонентах здорового образа жизни, развитию ценностного отношения к здоровью с опорой на активную деятельность по сохранению и укреплению здоровья.
Таким образом, под здоровым образом жизни понимают сложившийся, повторяющийся стереотип поведения человека, являющийся для него привычной нормой, и приносящий пользу для сохранения и укрепления его здоровья.
Культура ЗОЖ – это культура жизни человека, направленная на профилактику болезней и укрепление здоровья. В узком смысле: культура здорового образа жизни - это распорядок действий, предназначенный для укрепления здоровья. Компонентами культуры здорового образа жизни являются оптимальный двигательный режим, рациональное питание, закаливание, оптимальный режим труда и отдыха, оптимизация психоэмоционального состояния, соблюдение правил личной гигиены.
В младшем школьном возрасте мы можем рассматривать только основы здорового образа жизни, т.к. у ребенка еще не сформированы все навыки культуры здорового образа жизни в силу возрастных особенностей.
Согласно новому федеральному государственному образовательному стандарту общего образования организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей.
В проекте Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность.
Одним из основных для реализации в базисном учебном плане выделено спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности. Спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать, в том числе, на спортивно-оздоровительном направлении.
Спортивно-оздоровительная деятельность является одним из ведущих направлений внеурочной деятельности младших школьников, основной целью которого является создание организационных, материально-технических и кадровых условий, способствующих гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию личности младшего школьника средствами физической культуры, формированию потребности в ведении здорового образа жизни.
Повышенная двигательная активность – биологическая потребность детей, она необходима им для нормального роста и развития.
Подвижные игры в рамках внеурочной работы в значительной степени могут восполнить недостаток движения, а также помогают предупредить умственное переутомление и повысить работоспособность детей во время учёбы.
Формирование здорового образа жизни может иметь активный, управляемый характер в случае, если обеспечена его исходная диагностика, создаются условия для удовлетворения мотивов деятельности детей, реализация мотивов и ценностей детей получает эмоциональное подкрепление, ребенок осознает его субъективное положение в образовательной деятельности.
Диагностирование позволяет выявить реальный уровень развития ребёнка и степень соответствия возрастным нормам, а так же определить недостатки сформированных знаний и представлений. Все диагностические методики по изучению сформированности здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста можно разделить на три группы:
1. выявление представлений детей о здоровом образе жизни;
2. выявление умений и привычек здорового образа жизни детей дошкольного возраста;
3. определение ценностного отношения к своему здоровью.
Вопросы для беседы могут быть следующими.
1. Что нужно делать для того, чтобы быть здоровым?
2. Делаешь ли ты утреннюю зарядку?
3. Знаешь ли ты, что такое «полезные привычки»?
4. Знаешь ли ты, что такое «вредные привычки»?
5.Знаешь ли ты о последствиях вредных привычек?
6. Ведешь ли ты здоровый образ жизни?
7. Почему нужно соблюдать здоровый образ жизни?
Формирование основ здорового образа жизни наиболее эффективно в рамках внеурочной деятельности досугово-развлекательного и спортивно-оздоровительного направления. Внеурочная деятельность позволяет младшему школьнику реализовать свои личностные качества, расширить кругозор, повысить умственную активность и познавательные интересы ребёнка. Немаловажную роль здесь играет возможность выбора содержания и формы занятий.
Список литературы
- Амосова Ю.Е. Основы здорового образа жизни: учеб.пособие Ю.Е. Амосова. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2010. – 119с.
- Быкова Н.Г. Формирование культуры здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении «открытого типа»: Дис. канд. пед. наук: - Ставрополь, 2012.-182 с.
- Вайнер Э. Н. Особенности воспитания культуры здоровья в системе общего образования / Э.Н.Вайнер. – 2009. — №5. – 59с.
- Воронова Е.А. Здоровый образ жизни в современной школе / Е.А. Воронова. – Ростов н/Д: Феникс. – 2011. – 179с.
- Горохова, Н. А. Организация здоровьесбережения в школе /Н.А. Горохова. – 2010. – № 7. – 32-38с.
- .Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223с.
- Давыдова М.В. Педагогическое сопровождение формирования основ здорового образа жизни ребенка дошкольного возраста: Методическое пособие / М.В. Давыдова, - Челябинск, «ИскраПрофи», 2013. – 101с.
- Калюжный, Е.А. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебное пособие [Текст] / Е.А.Калюжный. – Арзамас: АГПИ, 2009. — 284 с.
- Кобяков Ю. П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни; Феникс - Москва, 2014. - 256 c.
- "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
- СанПиН (Приказ Минздрава от 28.11.2002) / раздел 2.9. «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» [Электронный ресурс] / URL: http://www.zakonprost.ru/content/base/part/71973 (дата обращения: 27.02.2019).
- Татарникова Л. Г. Педагогическая валеология. - Санкт-Петербург. 2012. - 99 с.
- ФГОС НОО (от 6 октября 2009 г. № 373) [Электронный ресурс] /