Музыкально-валеологическое воспитание
Лисевич Любовь Викторовна
Музыкально-валеологическое воспитание в образовательном учреждении - это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.Цель: организовать музыкально-оздоровительную работу в ДОУ, обеспечивающую каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья
Образовательные задачи:
1. Развитие музыкальных и творческих способностей с помощью различных видов музыкальной деятельности, здоровьесберегающих технологий, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
2. Совершенствование практического употребления речи детей в процессе общения.
3. Создание предметно-развивающей среды и условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой личности.
Воспитательные задачи:
1. Формирование положительного отношения ребенка к окружающему миру, к своей семье, самому себе, его оценку действительности, взглядов, вкусов.
2. Воспитание уважительного отношения к культуре страны, народа, создание положительной основы для воспитания патриотических чувств.
Оздоровительные задачи:
1. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья, создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка.
2. Формирование правильной осанки, гигиенических навыков.
Система музыкально-валеологического воспитания включает в себя следующие направления:
1. Проведение интегрированных музыкально-валеологических занятий.
2. Музыкально-физкультурные досуги и развлечения.
3. Совместные мероприятия ДОУ и родителей по вопросам воспитания у детей привычки к ЗОЖ.
4. Взаимодействие со школой по валеологическому воспитанию.
Раскроем подробнее данные направления.
1. Музыкально-валеологические занятия (чаще всего, интегрированные) решают задачи музыкального и валеологического воспитания. Ведущим фактором развития мотивационной сферы здорового образа жизни здесь является музыка. Занятия проводятся примерно 1 раз месяц во всех возрастных группах детского сада совместно с воспитателями, на них приглашаются медицинские работники, инструктор по физкультуре, учителя начальных классов.
Алгоритм проведения музыкально-валеологических занятий отличается от традиционных музыкальных:
Занятия побуждают детей на самом высоком эмоциональном уровне познавать окружающий мир и свой организм, самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, анализировать. Здесь необходима согласованная работа музыкального руководителя и воспитателя. Ведь в такой короткий промежуток времени (занятие не должно длиться больше 25-30 мин) нужно уместить всю самую важную информацию по теме.
2. Музыкально-физкультурные досуги проводятся один раз в месяц во вторую половину дня в физкультурном зале или на спортивной площадке. Время проведения 35-40 минут. Досуги включают в себя: валеологические песни, комплексы ОРУ, подвижные игры на разные виды движений (бег, прыжки, метание), здоровьесберегиющие технологии в игровой форме, песни, танцы, хороводы. Единая сюжетна линия или тема досуга вызывает у детей положительный эмоциональный отклик на спортивные упражнения, повышает интерес к валеологическим знаниям.
3. Эффективность музыкально-валеологической работы – это не только труд коллектива ДОУ, но и отношение к музыкальному воспитанию в семье. Ведь именно у родителей есть широкие возможности духовно обогатить своих детей. Анкетирование, проводимое в начале учебного года, помогает выбрать необходимые формы взаимодействия: открытые показы музыкальных занятий, Дни открытых дверей, индивидуальные беседы, консультации по пропаганде ЗОЖ, обучение различным методам профилактики заболеваний, совместные праздники, организация клубов, «Музыкальные странички» в родительских уголках, привлечение родителей к изготовлению костюмов и декораций.
4. Взаимодействие детского сада и начальной школы по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей включает в себя: взаимопосещение физкультурных занятий и уроков физкультуры; рекомендации педагогов ДОУ по психофизическому развитию выпускников; совместные педсоветы по данной теме. Для дошкольников организуют экскурсии в школу, совместные выставки рисунков на тему ЗОЖ, проводятся музыкально-валеологические викторины и развлечения, театрализованные представления, совместные турпоходы.
Результатами организации музыкально-валеологического воспитания стали:
1. Снижение уровня заболеваемости.
2. Развитие музыкальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка. Дети стали лучше и выразительнее петь, чисто интонировать несложные мелодии, сохраняя во время исполнения правильную осанку и дыхание. Улучшились двигательные способности: пластичность, координация, ориентирование в пространстве. В большей степени раскрылся творческий потенциал детей в различных видах музыкальной деятельности: дети сочиняют небольшие попевки, импровизируют в движении, сами придумывают танцевальные миниатюры, предлагают свои варианты аккомпанемента на выбранных ими же музыкальных инструментах.
3. Повышение интереса детей к вопросам здоровьесбережения. Дети стали проявлять интерес к содержанию бесед о здоровье, к своему здоровью, к здоровому образу жизни. Интерес ребёнка проявляется как в специально организованной деятельности, так и в игре. В ходе дидактических игр и в проблемных ситуациях ребёнок даёт адекватные ответы, не допускает ошибок, умеет объяснить свой выбор. Валеологические знания и умения закреплены и отражаются в повседневной деятельности ребёнка.
Таким образом, внедрение системы музыкально-валеологического воспитания в нашем ДОУ показало, что музыка благоприятна для организма в целом, она является одним из средств физического развития ребенка, использование здоровьесберегающих технологий на занятиях музыкой, помогает развитию музыкальных способностей дошкольников способствует снижению заболеваемости детей простудами и ОРЗ способствует повышению творческого потенциала, развитию речи, памяти, внимания. Валеологические знания приучают ребенка заботиться о своем здоровье, жить в гармонии с собой, со своей семьей и окружающим миром.