Путешествие на планету – Здоровье
Павлова Надежда Ивановна,
учитель адаптивной физкультуры
ГБОУ школа № 502
Кировского района Санкт-Петербурга
Раздел: «Гимнастика»
Цель: Формирование представления о здоровье - как одной из главных ценностей человека.
Задачи урока:
1.Образовательная:
Учить детей овладевать основными двигательными навыками (лазание, равновесие, координация, точности движения в пространстве).
2. Развивающая:
Развивать коммуникативные способности.
3. Воспитательная:
Воспитывать и прививать культуру здорового образа жизни.
Воспитывать интерес к занятиям физкультурой и спортом.
Воспитывать у детей умение сотрудничать и взаимодействовать в коллективе.
4. Коррекционная:
Формировать зрительно–пространственную ориентировку, умение сохранять равновесие и координацию.
Тип урока: игра.
Методы проведения: групповой, индивидуальный, фронтальный, поточный.
Место проведения: школа №269.
Время проведения: 40 мин.
Инвентарь:
• Гимнастические скамейки-2 шт;
• шведская стенка;
• мяч набивной (1 кг)-6шт;
• мячи мягкие-5 шт;
• кольца-10 шт;
• обручи (среднего диаметра)-8шт;
• мягкие туннели;
• мешочки;
• ассистент (ученик школы №269);
• ассистент по музыкальному сопровождению;
Часть урока Частные задачи Средства Дозировка Организационно-методические указания Ход занятия
I. Подготовительная часть 10 мин
Обеспечить начальную организацию и психологическую готовность учащихся к уроку. Создать целевую установку на достижения конкретных результатов предстоящей деятельности. 1.1.Вход в спортивный зал.
1.2.Построение в шеренгу, расчет по порядку, рапорт, приветствие.
1.3.Сообщение задач урока.
Построение в левом верхнем углу зала. Команды: равняйсь, смирно, по порядку рассчитайсь. Рапорт сдает направляющий в строю. Сообщить задачи урока.
Учащиеся строятся в шеренгу по одному с заданным интервалом.
Методический прием: на полу разложены разноцветные квадратики, как ориентир для построения.
Звучит музыка:
Спортивная песня (Если хочешь, быть здоров).
Учитель:
«Ребята, сегодня у нас необыкновенный урок. Мы отправимся в увлекательное путешествие на Планету Здоровья.
«Друзья, мы космонавты с вами.
И трудности нам не страшны!
За звездами и облаками.
Нас ждут далекие миры».
Формировать умение дифференцировать взаимоположения частей тела в условиях побуждения к самоконтролю.
1.4. Строевые упражнения:
-повороты на месте направо, налево, кругом. 4 раза Выполнять строевые упражнения по команде и подсчет учителя.
Метод: групповой, контроля, словесного объяснения.
Учитель:
« Вы знаете, что космонавты всегда подтянутые и тренированные. Вот сейчас я посмотрю, похожи ли вы на космонавтов».
Способствовать развитию тактильного и зрительного представления о правильной осанке.
1.5. Проверка осанки.
И. п. - стойка спиной к стене, сохраняя правильную осанку;
1-шаг вперед;
2- вернуться в и. п;
1 раз Голова поднята так, чтобы лоб и подбородок находились на одной вертикальной линии; плечи немного опущены и отведены назад, лопатки сведены и прилегают к спине, руки свободно опущены вдоль туловища. Грудь выступает вперёд, живот втянут, колени выпрямлены, стопы параллельны, на ширине одной ступни или на ширине плеч. Касаться затылком, спиной, ягодицами и пятками.
Методический прием: на стене развешаны ориентиры для каждого занимающегося; Выполняются строевые упражнения, проверка осанки у г/стенки.
Учитель:
«Молодцы, отлично. Садимся в ракету и стартуем»
Первая планета на нашем пути-это планета – Зарядка.
Все дети садятся в «ракету»- спортивный туннель и летят на планету.
Звучит музыка:
инструментальная группа «СПЕЙС» композиция (Волшебный полет)
Ученик:
«Тот, кто делает зарядку,
Бодр, активен и здоров!
В жизни он привык к порядку,
Не боится докторов».
Обеспечить функциональную готовность организма учащихся к выполнению основных задач урока. 1.6.Общеразвивающие упражнения:
Обратить внимание на осанку, положение спины, головы.
Методический прием: на полу наклеены ориентиры для каждого занимающегося.
Метод: групповой, контроля и самоконтроля, показ и словесное объяснение.
Дети распределяются по залу, вместе с учителем выполняют общеразвивающие упражнения.
Звучит музыка: песня
(Волшебная зарядка)
Способствовать развитию эластичности мышц задней поверхности ног и г/суставов, тоже для №2 Упражнение№1
И. п.- о. с. руки на поясе.
1-4- перекаты с пятки на носок 2-4 раз Ноги в коленях не сгибать. Следим за сохранением правильной осанки Дыхание не задерживать. Темп средний.
Упражнение №2
И. п.-о. с. руки перед грудью.
1-4- подняться на носки 2-4 раз
Ноги в коленях не сгибать. Следим за сохранением правильной осанки. Дыхание не задерживаем. Темп средний.
Способствовать увеличению подвижности локтевых, л/запястных суставов.
Упражнение №3
И. п. – о. с. руки вперед.
1- сгибание рук к плечам;
2- и. п ;
3- согнуть к плечам;
4- и. п.
2-4 раз
Руки разгибать полностью, сгибать - медленно. Следим за сохранением правильной осанки. Темп средний.
Способствовать увеличению подвижности плечевого отдела позвоночника. Упражнение №4
И. п. – о. с. руки к плечам.
1- 4 круговые движения назад;
2-4 раз Следить за сохранением правильной осанки. Дыхание не задерживать. Темп средний.
Способствовать увеличению подвижности шейного отдела позвоночника.
Упражнение №5
И. п. – о. с.
1- поворот головы влево;
2-и.п;
3-поворот головы вправо;
4-и.п;
5- наклон головы вперед;
6-и.п.
2-4 раз
Согнутые в локтевых суставах руки касаются пальцами отведенных назад плеч, локти у туловища сбоку. Следим за сохранением правильной осанки. Темп средний.
Способствовать укреплению мышц спины.
Упражнение №6
И. п.- широкая стойка ноги врозь, руки на поясе.
1- наклон к левой ноге;
2- к середине;
3- наклон к правой ноге;
4- и. п.
2-4 раз При наклонах ноги не сгибать. Дыхание не задерживать. Темп средний.
.Способствовать развитию координации движений и внимания. Упражнение №7
И. п. - о с руки на поясе.
1- 4- на каждый счет прыжком поворотом налево;
5-8- то же в другую сторону.
2-4 раз Ноги в коленях не сгибать, отталкиваться стопами, мягко пружиня ими. Дыхание не задерживать. Темп средний.
Добиться снижения частоты и увеличения глубины дыхания, и содействовать формированию правильного дыхания. Упражнение №8
И. п. - о. с.- руки внизу.
1- руки через стороны вверх - вдох;
2- 6- руки через стороны вниз - выдох;
15 сек Напомнить, что вдох делается - через нос, а выдох - через рот. Темп медленный. Учитель:
«Мы готовы продолжать наше путешествие. И следующая планета, которую мы посетим, – Игровая».
Все садятся в «ракету»- спортивный туннель и летят на планету.
Звучит музыка: инструментальная группа «СПЕЙС» (Волшебный полет)
II. Основная часть 20 мин
Способствовать развитию сознательного овладения двигательным аппаратом.
2.1. Преодоление препятствий:
- лазание по гимнастической стенке вверх и вниз произвольным способом;
- присед с набивным мячом;
-одевание обруча через себя;
- лазание по наклонной доске. 2 круга Упражнения выполняются на универсальном многофункциональном тренажере «Тиса».
Присед, руки за голову с набивным мячом: для 4а; 6и; классов;
присед руки перед грудью: для 4и класса.
В приседе стараться держать пятки вместе, спину прямой, локти в стороны.
Темп средний.
Ученик:
«Кто со спортом дружен,
Тем укол не нужен.
Чтоб болезни победить,
Нужно сильным, ловким быть». Учитель:
«Покажите, какие вы сильные и ловкие, пройдите через полосу препятствий».
Способствовать развитию координации, равновесия и внимания.
-прыжки с продвижением вперед по ориентирам;
-ходьба по ребристой доске с высоким подниманием бедра, руки на поясе;
- поднимание по (ходьба вверх) по корректирующей лестнице;
и. лежа на животе;
спускание по наклонной доске. 2 круга Прыжки выполняются по вестибулоплатформе тренажера «Тиса», лазание и спускание выполняются на корректирующей горке тренажера «Тиса».
Темп средний. Следить за соблюдением правильной осанки.
Звучит музыка: инструментальная группа «СПЕЙС» (Дорожка 18)
Формировать умение постоянно контролировать свои действия, развивать зрительно - моторную координацию.
- ведение мяча в движении;
- ходьба по гимнастической скамейке руки перед грудью с мячом;
- передача мяча двумя руками от груди на месте. 2 круга Ведение мяча: для 4а;6и классов -поочередно левой и правой рукой; для 4и класса - одновременно двумя руками.
Ходьба по г/скамейке: для 4а; 6и классов - с высоким подниманием бедра;
для 4и класса - обычный шаг.
Передача мяча на месте: для 4а;6и классов - одной рукой от плеча ;
для 4и класса - двумя руками от груди.
Следить за соблюдением правильной осанки.
Темп средний.
Методический прием: положить ориентир (цветной скотч)
Добиться снижения частоты и увеличения глубины дыхания. 2.2. Дыхательное упражнение: сед по – турецки, кисти в кулак.
1-сделать вдох к левой руке;
2-6 сделать длинный выдох со звуком «ш-ш-ш-ш» к правой руке.
2-3 раз Имитация: в левой руке «цветок», в правой руке «огонек». Выполняют глубокий вдох и удлиненный выдох с произношением (ш). Следим за сохранением правильной осанки. Темп медленный. Учитель:
«Теперь нам осталось пролететь совсем немного, и мы - у цели».
Внезапно появляются микробы.
Учитель:
«Ой, микробы? Вы как сюда попали?»
Добиться психоэмоционального состояния обучающихся и совершенствовать способность к ориентации в пространстве, к согласованию своих действий с действиями других. 2.3. Эстафета: «Полезные витамины:
Содержание:
Каждая команда строится в две колонны по одному за стартовой линией. У каждой команды по две корзины для муляжей (фруктов) и для (спортивных предметов). По сигналу учителя первые участники каждой команды бегут до линии финиша берут муляж или спортивный предмет и бегом возвращаются назад, кладут в определенную корзину тот предмет, который взяли, следующий игрок повторяет то же и т. д.
2-3 мин
Правила: выигрывает команда, быстрее закончившая эстафету и имеющая в корзинах все муляжи (фруктов) и муляжи (других предметов). Напомнить: передача эстафеты касанием ладони по плечу. Муляжи (фруктов) и спортивных предметов находиться в обруче.
Метод: соревновательный.
1-ый микроб:
«Мы вредные, противные,
Совсем мы не спортивные!».
2-ой микроб:
«Не позволим вам лететь.
Вам к здоровью не успеть».
1-ый микроб:
«Рук не моете, наверно,
И питаетесь вы скверно!».
2-й микроб: «Витамины не хотите,
Фрукты грязные едите!»
Дети:
«Нет, нет, микробы. Мы моем руки, питаемся правильно. Не вредничайте! Лучше поиграйте с нами».
Звучит музыка. Инструментальная группа «СПЕЙС» (Воздушная кукуруза).
Создать условия для индивидуального контроля
2.4. Перестроение в колонну по одному. Соблюдение интервала и дистанции. 1-ый микроб:
«Стало нам теперь понятно:
Быть хорошими приятно».
2-й микроб:
«Быть полезными хотим,
С вами вместе полетим!».
Все садятся в «ракету», летят на планету-Здоровья.
Звучит музыка: инструментальная группа «СПЕЙС» (Волшебный полет). Путешественников встречает Фея - Здоровье.
III. Заключительная часть 10 мин
Организовать учащихся для подведения итогов урока.
Сообщить сведения о результатах учебной деятельности на уроке.
Способствовать укреплению мышечного корсета, формирование правильной осанки.
Способствовать развитию дисциплины. 3.1. Построение в шеренгу.
3.2.Подведение итогов урока.
3.3.Рефлексия.
3.4.Домашнее задание
3.5. Организационный выход из зала.
Учащиеся строятся в шеренгу по одному с заданным интервалом (на полу стоят фишки разного цвета).
Учитель отмечает достижения,
указывает на ошибки каждого ученика,
задает каждому учащемуся вопросы:
-Что было самое трудное в упражнениях?
-Что понравилось на уроке?
-На какой планете было интересно?
Учитель задает домашнее задание:
1. Ежедневно проверять осанку.
2. Выполнять упражнения общей физической подготовки.
Учащиеся покидают спортивный зал самостоятельно в сопровождении воспитателя. Фея - Здоровья: «Здравствуйте, ребята. Я – фея Здоровья. Рада вас приветствовать на моей планете.
«Вот мы и встретились с вами, друзья!
Нам друг без друга, конечно, нельзя!
То, что здоровье для нас, - чудный дар,
Все должны помнить: кто мал и кто стар.
Надо здоровье беречь, укреплять,
Чтоб от болезней потом не страдать!
Жизнь так чудесна и так интересна,
Всяким болячкам в ней вовсе нет места!».
Фея задает вопросы учащимся.
Фея - Здоровья: «Молодцы! Я очень рада, что вы были у меня в гостях. Я думаю, мы теперь навсегда будем друзьями».
Литература
1. Вавилова, Е.Н. Укрепляйте здоровье детей [Текст] : пособие для воспитателей детского сада / Е.Н. Вавилова. – М.: Просвещение, 1996.
2. Вавилова, Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать [Текст] / Е.Н. Вавилова. – М., 1993
3. Зайцев, Г.К. Школьная валеология: научное обоснование и программное обеспечение [Текст] / Г.К. Зайцев. – СПб., 1998.
4. Латохина, Л.И. Творим здоровье души и тела [Текст] / Л.И. Латохина. – СПб., 2000.
5. Обухова, Л.А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников [Текст] / Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина. – М.: Творческий центр, 2002.
6. Чаклин, А.В. Сохранить здоровье смолоду [Текст] / А.В. Чаклин. – М.: Просвещение, 1997