Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Опыт работы

Использование игровых ситуаций в развитии здоровьесберегающего
поведения у старших дошкольников

Федотова Дарья Николаевна
Введение 
Основная задача дошкольного образования (задачи ФГОС Дошкольного Образования, задачи и принципы дошкольного образования в соответствии с Законом  об образовании РФ) – это сохранение и приумножения здоровья детей дошкольного возраста. Одним из содержательных аспектов формирования здоровья детей становиться формирования элементарных основ здорового образа жизни.
 Индивидуализация ребенка-дошкольника сегодня уделяется все больше и больше внимания. В современных исследованиях Института развития дошкольного образования РАО этой проблемой озадачены В.И. Слободчиков, Н.А. Короткова, Л.М. Кларина, Н.Б. Крылова. Идея развития ребенка как субъекта детских видов деятельности и нравственного поведения занимает ученых старейшей в России кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена (Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская, М.В. Крулехт, М.Н. Полякова, О.Н. Сомкова, О.В. Солнцева и др.). Именно эта идея разворачивается на страницах образовательной программы «Детство», отражается в методических рекомендациях к ней, в последних научно-практических и научно-методических сборниках, выполненных авторским коллективом кафедры.
В связи с этим становится возможным определить качества, характеризующие ребенка как субъекта деятельности:
  1. Ценностное отношение;
  2. Интерес;
  3. Избирательная направленность;
  4. Инициативность;
  5. Свобода выбора;
  6. Самостоятельность;
  7. Творчество.
   Но  на сегодняшний день  так  же, очень важно учитывать состояние дошкольника, соответствующее принятым социокультурным нормативам (эталонам) в отношении психофизиологической (физической и психической) и личностный (социальной) подсистем его жизнедеятельности. Это позволяет говорить о таких новых аспектах здоровья, как, например, духовное здоровье, здоровьесбережение, здоровый образ жизни и прочее.
Традиционно составляющими здорового образа жизни дошкольников считались личная гигиена, рациональное питание, закаливание, оптимальный двигательный режим, а также правильно и грамотно составленная совместная образовательная деятельность воспитателя и ребенка.
В современном дошкольном образовании разработаны и активно используются в практике разнообразные формы непосредственной образовательной деятельности, в основе которых лежат игры и игровые ситуации, легко и естественно мобилизующие скрытые физические и интеллектуальные ресурсы ребенка. Исследования отечественных психологов (Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.)  показывают значимую роль игровой деятельности в развитии здоровья  у старших дошкольников, так как в игре не под давлением, а по желанию самих воспитанников происходит многократное повторение образовательного материала в различных его сочетаниях. Таким образом, развитие здоровьесбережения дошкольника в игре позволяет взрослому включить в формирование здоровьезбережения  самого ребенка. Кроме того, в игре можно определить круг знаний и умений ребенка, направленных на формирование здорового образа жизни.
Несмотря на то, что уже достаточно долгое время изучается и внедряется в педагогическую деятельность проблема здоровьесбережения у дошкольников (Т.Л. Богина, Ю.Ф. Змановский, М.А. Рунова, В.П. Спирина и другие), она все еще остается нерешенной, а потому крайне актуальной и требующей изучения. Помимо этого, следует отметить, что не все педагогические работники (особенно молодые и начинающие) реализуют задачу формирования здоровьесберегающего поведения детей дошкольного возраста посредством игры. Многие из них до сих пор считают, что наиболее эффективным методом развития здоровьесберегающей компетенции дошкольников является работа с их родителями и составление рекомендаций для них. В связи с этим нами и была выбрана для изучения тема «Игровые ситуации как средство развития здоровьесбережения у старших дошкольников».
                 Работа педагога должна быть  направленна на формирование и развитие у детей-дошкольников потребности в здоровом образе жизни и воспитание у них отношения к здоровью как к ценности, стала важной составляющей воспитательного процесса. В основе этой работы лежит положение о том, что воспитание и образование должны строиться на активности самого ребенка.
                    В процессе  опыта работы использовались следующие методы: анализ литературы  по  теме опыта; педагогическое наблюдение; беседа,  игровая  совместная и самостоятельная  деятельность педагога и ребенка.
Целью  работы  является формирования основ здорового образа жизни у старших дошкольников в игровых ситуациях.
Задачи работы:
  1. Разработать комплекс игровых ситуаций по формированию здорового образа жизни у старших дошкольников.
  2.  Создать предметно-развевающую среду для использования игровых ситуаций.
  3. Разработать алгоритм  использования игровых ситуаций в разнообразных формах образовательной работы с детьми и родителями(образовательные режимные моменты,досуг,игровые образовательные ситуации как часть НОД). 
Iчасть Разработка комплекса игровых ситуаций по формированию здорового образа жизни у старших дошкольников.
ЗОЖ – это осознанное отношение личности к здоровью и жизни; это валеологическая компетентность как готовность самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные с подержанием, укреплением и сохранением здоровья. В развитии личности здоровый образ жизни  играет очень большую роль:
она помогает усвоить условия окружающей среды, способы и образы социального поведения;
убеждает в том, что самыми важными ценностями являются жизнь человека и его здоровье;
учит общению с окружающими через призму здорового существования;
способствует развитию активности и самостоятельности личности;
гармонизирует процессы социализации и индивидуализации.
Здоровый образ жизни  не формируется у человека сам по себе. Для его развития должен быть реализован ряд педагогических воздействий.
Наиболее значимым для формирования  здорового образа жизни является дошкольный возраст.
Дошкольный возраст – период приобщения ребенка к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Вместе с тем этот возраст характеризуется повышенной ранимостью и чувствительностью. Ребенку трудно находиться в каком-то одном виде деятельности, ему хочется проявлять себя сразу несколькими способами, показать тем самым свою умелость, опыт, представления и компетентность. Для этого ребенок должен быть физически и психически здоров, так как  от его жизнерадостности и бодрости зависит его духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и вера в свои силы. Поэтому забота о здоровье ребенка – это важнейший труд воспитателя.
В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора:
с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать;
с другой – получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом.
Таким образом, игра – это одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций организма, черт характера играющих.
Для реализации поставленных задач мы использовали комплекс игровых ситуаций, который был поделен на  три  блока.
1.Блок  «Гигиена и здоровье»,2 Блок  «Здоровое питание»,3 Блок  «Охрана жизни и здоровья»
          Комплекс  игровых ситуаций, которые были использованы нами с целью актуализации знаний дошкольников о правилах личной гигиены и развитие умению использования полученных знаний на практике, осознание  детьми правил правильного и полноценного питания человека и составления у них представления о правилах оказания элементарной медицинской и психологической помощи и самопомощи.
В  разработку вошли разные игровые ситуации, вот некоторые из них:
1.Блок  «Гигиена и здоровье»,Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
 Цель игры: формирование представления о предметах личной гигиены (расческа, мыло, зубная щетка и т.д.)
Материал к игре: Маленькие фигурки, собранные вперемешку в мешок(булочка, мыло, расческа, карандаш, мел, паста зубная, полотенце ,и.т.д)
Содержание игры: Водящим в данной игре может быть и взрослый, и ребенок. Водящий предлагает на ощупь определить тот предмет который взял в руку ребенок(рука ребенка остается в мешочке).После того, как ребенок обследовал предмет ,он должен назвать его и определить его предназначение, после этого ребенок показывает всем детям что ему попалось.
Настольная игра: «Правила гигиены»
Цель игры: формирование представления о правилах личной гигиены в течение дня.
Материал к игре: раздаточные карты, маленькие карточки с правилами личной гигиены.
Содержание игры: выбираем ведущего, раздаем раздаточные тематические карты(на которых нарисованы части суток: утро, день, вечер, ночь).Ведущий показывает карточку например, изображающую, ребенка, чистящего зубы, ее берет тот ребенок, которому эта карточка подходит.
2 Блок  «Здоровое питание» Игра-общение: «Поправь меня!»
Цель: актуализация и закрепления знаний дошкольников о здоровом питании.
Материал: тематические карточки о продуктах питания.
Содержание: Ребенку предлагается выбрать карточку и рассказать, какой продукт он сможет съесть на завтрак, обед, ужин. А в это время все остальные ребята слушают и поправляют выступающего, если это необходимо.
3 Блок  «Охрана жизни и здоровья»
Игровая ситуация: «Опасно – не опасно»
Цель: обучение детей умению отличать опасные жизненные ситуации от неопасных; закрепление знания правил безопасного поведения в жизни.
Материал: сюжетные картинки с разными  опасными и неопасными ситуациями.
Содержание: Дети делятся  на 2-3 команды, каждой команде дается по одной сюжетной карточке, задача детей - определить и объяснить что за ситуация им предложена и как правильно в ней  нужно себя вести.
II.Создание предметно-развивающей среды для использования игровых ситуаций.
Организм ребенка находится в состоянии непрерывного роста и развития. Эти процессы в разные возрастные периоды протекают с различной интенсивностью, созревание отдельных органов и систем происходит неравномерно. Этим объясняется особая чувствительность детского организма к воздействию внешних факторов, как положительных, так и отрицательных.
              Среди многочисленных условий, обеспечивающих необходимый уровень физического и психического развития ребенка, одно из ведущих мест принадлежит режиму (четкому распорядку жизни детей в течение суток, предусматривающему чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности).
Важную роль в формировании осознанности ребенком ценности здоровья играет поддержание педагогом мотивации здоровьесбережение  ребенка, контроль за качеством выполнения здоровьесберегающих правил, поощрительная педагогическая оценка.
Неотъемлемой составляющей процесса формирования у детей осознанного отношения к своему здоровью и навыков здоровьесберегающего поведения, является грамотно организованная развивающая среда группы. Она может быть представлена:
-центром двигательной активности;
-центром здоровья с познавательным, поисково-экспериментальным, наглядным материалом (об организме человека, правилах личной гигиены, безопасного поведения (энциклопедии, художественная литература, иллюстрации, развивающие игры, оборудование для опытов);
-центром психологической разгрузки.
Ключевую роль в формировании у дошкольников осознанного отношения к здоровью играет педагог, который способен сформировать осознанное здоровьесберегающее поведение у детей при соблюдении определенных условий:
1) педагог должен осознавать ответственность за собственное здоровье и здоровье своих воспитанников;
2) он должен владеть здоровьесберегающим поведением, позволяющим организовать здоровьесберегающую деятельность детей, в результате которой возможно становление у них здоровьесберегающей компетенции;
3) педагог должен обучать детей осознанному отношению к своему здоровью и овладению навыками здорового образа жизни;
4) он должен заниматься формированием у детей активной позиции по сохранению и укреплению своего здоровья, отношения к здоровью как к одной из важнейших ценностей.
Цель здоровьесберегающей технологии в детском саду – обеспечение дошкольников высоким уровнем реального здоровья, вооружение их необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни,  воспитание у них культуры здоровья.
Внедряя различные методы и приемы  для создания среды здоровьесберегающего  педагогического процесса, педагогический коллектив должен учитывать, что они должны быть, прежде всего, доступными и интересными детям. Поэтому  базовым условием организации здоровьесберегающей среды  в дошкольном учреждении должна быть организация деятельности в игровых формах.
Кратко остановимся на основных  теоретических позициях, касающихся  детской игры.
Игры – это исключительно ценный способ вовлечения ребенка в двигательную деятельность. На основе положительных эмоций, связанных с понятным, близким сюжетом, и доступности движений у малыша постепенно появляется желание участвовать не только в играх, но и в упражнениях во время занятий и самостоятельной деятельности. В играх воспитываются основные физические качества ребенка, такие как сила, быстрота, выносливость и совершенствуются разнообразнейшие двигательные умения и навыки.
Во время игровых ситуаций у детей улучшается настроение, обогащается их чувственный опыт, развивается образное мышление, речь и воображение. Обладая хорошим психотерапевтическим эффектом, игра даёт ребёнку возможность избавиться от негативных переживаний.
IIII.Алгоритм  использования игровых ситуаций в разнообразных формах работы с детьми и родителями.
Путь дошкольного детства ребенок  совместно проходит с родителями и воспитателями. Поэтому только при объединении совместных усилий родителей и воспитателей малышам будут обеспечены двойная защита и эмоциональный комфорт
Педагогическая работа показывает, что все мероприятия, направленные на здоровьесбережение дошкольников,  вплетаются в содержание воспитательно-образовательного процесса и реализуются через такие средства двигательной направленности, как:
физкультурные занятия, двигательная активность, игры;
гимнастика (утренняя и после сна), психогимнастика, пальчиковая гимнастика (а также зрительная, дыхательная и корригирующая);
режимные моменты, закаливание;
свободная деятельность (прогулки, экскурсии);
элементарная трудовая деятельность. 
Задача любого дошкольного образовательного учреждения – помочь родителям содействовать развитию и сохранению здоровья ребенка, благополучию семьи. Немаловажным в работе с родителями является  стремления педагогов  к тому, чтобы поддержать интерес, активность родителей к педагогическим начинаниям в сохранении психического и физического здоровья детей, в единстве требований к воспитанию культуры здоровья ребенка в дошкольном образовательном учреждении и в семье. Например, доступные, действенные и интересные формы в работе с родителями для укрепления здоровья дошкольников – это спортивные развлечения и праздники – «Мы за здоровый образ жизни», «Спортландия – страна здоровья», «Я здоровым стать хочу», «Мама, папа, я – спортивная семья» и т.д.
Подобные мероприятия, способствуют укреплению здоровья дошкольников, так как совместная деятельность родителей, детей и детского сада, сохранение добрых традиций являются необходимыми условиями для обеспечения здоровья детей на долгие годы.
Благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада, родители:
приобретают опыт правильного воспитания ребенка в семье, опыт педагогического сотрудничества с ДОУ и с педагогической общественностью в целом;
преодолевают собственный авторитаризм и начинают видеть мир с позиции своего ребенка, его потребностей и нужд;
начинают относиться к своему ребенку, как к равному себе и понимают, что недопустимо сравнивать его с другими детьми, у него свой, особый путь развития, свой темп;
познают процессы развития, происходящие с их ребенком, и учатся своевременно и эффективно решать задачи, связанные с формированием его здоровья, воспитанием культуры здоровья.
Формируя у дошкольников осознание к своему здоровью, следует широко использовать и различные игровые ситуации, в которых дети встречаются с различными литературными персонажами. Кроме того, будет полезным включить дошкольников в совместную со взрослыми познавательную  и исследовательскую деятельность, в том числе и в форме проектов (например, «Чистюля», «Что может мой организм», « Как стать здоровым и крепким», «Здоровое питание» и многое другое).
На основании этого можно сделать вывод о том, что игры могут рассматриваться как важнейшее средство развития здоровьесберегающего поведения в старшем дошкольном возрасте, поскольку они стимулируют активность дошкольников и способствуют их наиболее эффективному физическому развитию. Так с целью формирования здоровьесберегающего поведения у старших дошкольников используются следующие виды игр:
1. Подвижные игры и спортивные игры с правилами  направлены на развитие основных видов движений (бег, прыжки, равновесие, ходьба, ползание и лазание, бросание и ловля мяча, метание). Под воздействием движений улучшается функция сердечнососудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы, при активных движениях дыхание углубляется, улучшается легочная вентиляция. Использование подвижных игр дифференцировано в режиме дня, доступно детям и соответствует их возрастным особенностям, повышает умственную и физическую работоспособность воспитанников.
2. Дидактические игры (с предметами, настольно-печатные, словесные) способствуют накоплению знаний детей о здоровье, обретению умений, навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих здоровье.
3. Сюжетно-ролевые игры наиболее часто применяются для закрепления ранее полученных знаний. В процессе творческих сюжетно-ролевых игр с валеологической тематикой дети накапливают опыт бережного отношения к своему и чужому здоровью.
4. Пальчиковые игры развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.
5. Игры-имитации  имеют оздоровительную направленность, так как в них используются элементы дыхательной и артикуляционной гимнастики, а также психогимнастики.
6. Игровые ситуации применяются для выработки у детей первоначального ситуативного поведения, направленного на охрану и укрепление собственного здоровья.
Рассмотрим, как обычно используются представленные выше игры и игровые упражнения в рамках формирования здоровьесберегающего поведения у дошкольников.
Физкультурно-оздоровительная работа осуществляется посредством подвижных игр, которые характеризуются разнообразием воздействия на ребенка за счет физических упражнений, включаемых в игру в виде двигательных заданий. В них развиваются и совершенствуются разнообразные движения, направляются особенности поведения детей и проявления необходимых физических и нравственных качеств.
Значительное место в программе физкультурных развлечений для старших детей занимают игровые задания соревновательного типа (эстафеты, спортивные игры), которые позволяют играющим детям наиболее отчётливо ощутить присутствие друг друга, научиться считаться с игровым поведением партнёров и взаимодействовать с ними.
Не менее важна и игровая гимнастика, основной целью которой является поднятие настроения и мышечного тонуса детей, а также обеспечение профилактики нарушений осанки.
Воспитание культуры здоровья дошкольников осуществляется параллельно с физическим развитием посредством включения в занятия дидактических и сюжетно-ролевых игр, а также игр-имитаций и игровых ситуаций. Игровой материал валеологической направленности органично включается в структуру занятий, способствуя расширению знаний детей о строении человека, влиянии физических упражнений на организм, о безопасности жизнедеятельности и т.д. Особое внимание в ДОУ уделяется «Основам безопасности жизнедеятельности дошкольников», поскольку их здоровье в значительной степени зависит от наличия фактора безопасного существования.
Развитие психологического здоровья осуществляется посредством применения таких игровых приемов, как:
пальчиковые упражнения;
игровая психогимнастика;
игровые психотерапевтические техники;
сказкотерапия;
коммуникативные игры (игры разной степени подвижности, логоритмика, артикуляционная и пальчиковая гимнастика и т.д.);
дыхательная гимнастика в игровой форме (наиболее эффективными признаны комплексы дыхательной гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой, поскольку это единственная в мире гимнастика, в которой короткий и резкий вдох носом сочетается с движениями, сжимающими грудную клетку).
Как мы видим из представленного выше, в педагогическую работу, направленную на формирование и развитие здоровьесберегающего поведения старших дошкольников, принято включать:
1) дидактические игры, сюжетные игры и игровые ситуации;
2) подвижные игры с музыкальным сопровождением (логоритмика);
3) игры с элементами спортивных игр (эстафеты, игры на прогулках и т.д.);
4) игровую гимнастику и психогимнастику;
5) игровые психотерапевтические техники.
Все эти игры используются комплексно, в течение всего дня. Часто помимо воспитателей в работе по здоровьесбережению дошкольников принимают участие логопед, психолог и музыкальный руководитель.
Таким образом,  мы можем сделать вывод о том, что игра – это важная составляющая работы, направленной на формирование и развитие здоровьесберегающего поведения, поскольку именно в игре физическое и психическое развитие детей дошкольного возраста будет наиболее эффективным. Особенно  если система использования игр будет систематически внедряться на специально организованных занятиях и в повседневной жизни детсадовцев.
Представленные игры использовались воспитателями в различных формах деятельности:
совместная деятельность воспитателя и детей;
самостоятельная деятельность детей;
режимные моменты.
Нами была выстроена программа игр и игровых ситуаций «Ступеньки к здоровью». Так нами была получена следующая схема использования  игровых ситуации в формировании здорового образа жизни.
 
 
Схема использовании игровых ситуаций,
направ­ленных на формирование здорового образа жизни у старших дошкольников».
  Интеграция областей РЕЖИМНЫЕ МОМЕНТЫ ВИДЫ ИГР
Первая
 
Физическое Зарядка 1. Игровая гимнастика
2. Подвижные и спортивные игры
половина дня Познавательное
Речевое
Художественно-эстетическое
Социально-коммуникативное
Совместно образовательная деятельность 1. Динамические паузы на занятиях с использованием пальчиковых игр и игр – имитаций
2. Дыхательная гимнастика в игровой форме
Познавательное
Физическое

 
Прогулка 1. Подвижные игры
2. Дыхательная гимнастика в игровой форме
Вторая
 
Речевое
Художественно-эстетическое
Социально-коммуникативное
Дообеденное время (после прогулки 1. Дидактические игры
2. Сюжетно-ролевые игры
3. Игровые ситуации
  половина       дня Физическое Прогулка 1. Подвижные игры
Познавательное
Речевое
Художественно-эстетическое
Социально-коммуникативное
Самостоятельная деятельность детей 1. Дидактические игры
2. Сюжетно-ролевые игры
3. Игровые ситуации
В течение дня   Подгрупповая  деятельность.
  1. Игры – имитации
2.Игровые ситуации
3.Речевая гимнастика
 
 
         
 
 
 
 
 

Сценарий оздоровительного  досуга
«Путешествие в страну Неболейка»
Оборудование и материалы: арка-вход с надписью «Страна Неболейка», костюм Короля, предметы личной гигиены для дидактической игры «Чудесный мешочек»,  макет дерева, карточки с изображением продуктов питания для дидактической игры «Чудо-дерево», шапочки-витамины (А, В, С, Д, Е), нарезанные фрукты и палочки для шашлыка, три стола, скатерти, бумажные салфетки, ширма, за которой стоят два таза и чайник с водой для мытья рук, тканевые салфетки, мыло.
 
Ход  досуга.
Дети под музыку заходят в зал.
Воспитатель: Я хочу пригласить вас в необычное путешествие. Но сначала расскажу я вам старую легенду: «Давным-давно, на горе Олимп жили–были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить людьми планету Земля. Стали решать…. Каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек  должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье. Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие за высокие горы. А один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье.  Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов! Значит, здоровье-то оказывается спрятано и во мне, и в тебе, и в тебе (3-4 ребёнка), в каждом из нас. Сегодня, ребята, мы отправимся с вами в необычную страну «Неболейка». Кто из вас хочет быть здоровым? (ответы детей)
Чтобы громче пелись песни,
Жить, чтоб было интересней,
Нужно сильным быть, здоровым!
Эти истины не новы! (все вместе)
Воспитатель: Ну что, нам пора отправляться в путешествие. Вы готовы? Ну, тогда в путь.
Неожиданно появляются Неряха и Грязнуля.
Воспитатель: Кто пришёл в нежданный час?
Путешествие у нас.
Мы гостей уже не ждали.
Посмотрите – странный вид. Он о чём-то говорит.
Кто такие? Отвечайте! Праздник нам не нарушайте.
Грязнуля: Угадайте, кто мы.
Не люблю я, братцы, мыться. С мылом, щёткой не дружу.
Вот поэтому, ребята, Вечно грязная хожу.
И сейчас не потому ли назовут меня…(Грязнулей)
Неряха: Честно я скажу, ребята,
Быть опрятным, аккуратным – очень трудно…
Сам не знаю, почему. Вещи всюду я бросаю
И найти их не могу. Что схвачу, в том и бегу.
Где штаны? А где рубаха? Я не знаю. Я…(Неряха)
Воспитатель: Зачем вы к нам явились?
Грязнуля: Мы думаем, что здесь найдём себе друзей.
Неряха: Наверняка, среди этих ребят много грязнуль и нерях.
Воспитатель: Нам, увы, не по дороге. Уносите, братцы, ноги!
Не найдёте среди нас Вы друзей себе сейчас!
Грязнуля и Неряха: Не прогоняйте нас, пожалуйста!
Воспитатель: Ребята, а может, мы возьмём их с собой в страну «Неболейка», и они станут чистыми, аккуратными?
Дети: Да!
Воспитатель (обращается к Грязнуле и Неряхе): Хотите с нами побывать в стране «Неболейка»?
Грязнуля: Что это за страна?
Неряха: А там не страшно?
Воспитатель: Бояться нечего. Ребята вам помогут.
Грязнуля и Неряха: Согласны.
Дети под музыку летят на воздушных шарах по кругу.
Стоят стражники возле  арки-входа.
1 стражник. Мы не пропустим вас в страну Неболейка, если вы не ответите на наши вопросы и не выполните наши задания.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
2 стражник. Вы должны наощупь угадать предметы личной гигиены (мыло, расческа, носовой платок, полотенце, зеркало, зубная паста и щетка, щетка для одежды) и рассказать, для чего они предназначены и как ими пользоваться.
1 стражник. А теперь угадайте загадки о жителях нашей страны.
Загадывают  загадки о жителях страны.
1-й. Ускользает, как живое,           2-й. Хожу-брожу не по лесам,
Но не выпущу его я.                       А по усам, по волосам.
Белой пеной пенится,                     И зубы у меня длинней,
Руки мыть не ленится.                   Чем у волков, у медведей.
(Мыло)                                             (Расческа)
1-й. Пластмассовая спинка,           2-й. И сияет, и блестит,
Жесткая щетинка,                          Никому оно не льстит,
С зубной пастой дружит,              А любому правду скажет –
Нам усердно служит.                     Все как есть ему покажет.
(Зубная щетка)                                (Зеркало)
 
1-й. Вытираю я, стараюсь,              2-й. Хвостик из кости,
После ванной паренька.                  На спинке – щетинка.
Все намокло, все измялось –          Эта вещь поможет нам
Нет сухого уголка.                          Чистить брюки и кафтан.
(Полотенце)                                     (Щетка)
1 стражник. Молодцы, вы справились со всеми нашими заданиями!
2 стражник. Добро пожаловать в страну Неболейка! (Дети проходят в арку под фанфары и садятся на стулья)
Выходит Король страны Неболейка (воспитатель переодевается).
Король. Здравствуйте! Я очень рад вас видеть и приветствовать в моей стране Неболейка! А как вы понимаете, что значит быть здоровым? (Ответы детей) Верно, это когда не болеешь, растешь, когда хорошее настроение, когда можно гулять на улице, чувствуешь у себя силы и многое можешь сделать. А вы знаете, что каждый человек сам может укрепить свое здоровье? Есть такая поговорка: «Я здоровье берегу, сам себе я помогу». Так как же можно укрепить свое здоровье? Как вы думаете? (Ответы детей) А что вы делаете в детском саду, для того, чтобы быть здоровыми и не болеть? (Ответы детей). А теперь я хочу научить вас делать самомассаж. Послушайте, что означает это слово. Что такое «массаж»? Это поглаживание, растирание, надавливание. А первая часть слова «самомассаж» - «само» говорит о том, что массаж человек делает себе сам. Предлагаю вам вместе со мной сделать самомассаж.
Самомассаж: Лобик мыли? Щечки мыли? Ушки мыли? (круговыми движениями пальцев рук потереть точки). Ручки мыли? (трут рукой об руку).
Все помыли? Чистые теперь! Открыть к здоровью дверь!
Король. Вот вы говорили, что для здоровья необходимо правильно питаться. А что это значит?
Грязнуля: Я знаю, это – лимонад и  шоколад.
Неряха: Нет это чипсы и сухарики.
Король. Ребята вы согласны? Совет я мудрый дам.
Знай, не всё, что продаётся здоровью пользой обернётся.
Это – вкусно, то – полезно, что- то вовсе бесполезно.
Выяснить это нам поможет игра «Исправь меня!». Итак…
Будешь Фанту пить, смотри, растворишься изнутри.
В мире лучшая награда – это плитка Шоколада.
Знайте, дамы, господа: «Сникерс» - лучшая еда.
Будешь кушать «Сникерс» сладкий, будут зубы не в порядке.
Если много есть Горчицы – полетишь быстрее птицы.
Я собою очень горд, я купил сегодня торт.
Фрукты, овощи полезны, защищают от болезней.
Даёт силы мне всегда очень жирная еда.
(Дети исправляют ответ)
Король. Молодцы, вас не запутаешь. Ребята, я предлагаю вам стать садовниками здоровья, давайте вырастим чудо – дерево (на столе карточки с продуктами, дети выбирают полезные для здоровья и вешают на дерево).
Проводится  игра «Чудо-дерево».
Король. Полюбуйтесь своей работой. Вот так чудо-дерево получилось - почки полезными плодами  распустились.
Мы запомним навсегда: (все)  Для здоровья нам нужна витаминная еда!
Король. Я открою вам секрет: чтобы быть здоровым, сильным, бороться с микробами и не поддаваться болезням, нужно кушать витамины. Витамины как солдаты охраняют наш организм от злых вредных микробов и разных болезней. У витаминов есть имена, их зовут  А, В, С, Д, Е.
Выходят дети-витамины.
ВИТАМИН А –  Я витамин роста. Я помогу вам расти, а также сохраню зрение.
ВИТАМИН В – Я помогаю усваивать пищу.
ВИТАМИН С – Я укрепляю организм и защищаю от болезней.
ВИТАМИНА Д – Я  важен для роста и  укрепления костей.
ВИТАМИН Е – Меня зовут витамин Е. Я необходим для здоровья вашей кожи.
Король. А вы знаете, где живут витамины? (Ответы детей) Витамины живут в овощах, фруктах, ягодах и других продуктах.
ВИТАМИН А. Чтобы у вас были всегда зоркие здоровые глазки, нужно кушать витамин А. Я живу  в оранжевых и красных овощах и фруктах.
Подумайте и назовите оранжевые овощи и фрукты, в которых живет наш витамин А? (Ответы детей) Да. Это морковь, тыква, яблоко, болгарский перец. А еще этот витамин есть в рыбе, яйцах.
Помни истину простую – лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую или пьет морковный сок.
Король. Чтобы сохранить здоровыми свои глазки, мы  сделаем гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз «Смотрим по сторонам».
Поведи глазами влево незаметно, невзначай.
Кто с тобою рядом слева громко, быстро отвечай?
А теперь глазами вправо ты внимательно смотри.
Кто с тобою рядом справа тихо-тихо говори.
А теперь посмотрим вверх – там высокий потолок.
А сейчас прикроем веки и посмотрим на носок.
Король. Продолжим знакомство с витаминами.
ВИТАМИН В: Меня вы можете найти в орехах, рисе, молоке, яйцах, мясе, рыбе.
ВИТАМИН С: Для того, чтобы ваш организм был как крепость, не подпускал злых микробов и не позволял им заразить вас болезнями очень нужен витамин С. Я живу во всем кислом.
Король: Как вы думаете, в каких продуктах питания мы можем найти витамин С? (Ответы детей)  От простуды и а

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»